г. Пермь |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А50-13509/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю. В., судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
при участии:
от истца: Дровняшина Е.Л. паспорт, по доверенности от 12.01.2023, диплом
от ответчика представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 ноября 2022 года
по делу N А50-13509/2022
по иску Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
к обществу с ограниченной ответственностью "Завод нефтегазовой аппаратуры АНОДЪ" (ОГРН 1055903910204, ИНН 5907027941)
о взыскании излишне выплаченного страхового обеспечения в размере 304 974,96 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Завод нефтегазовой аппаратуры АНОДЪ" (ОГРН 1055903910204, ИНН 5907027941) (далее - ответчик) о взыскании излишне выплаченного страхового обеспечения в размере 304 974,96 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к тому, что работник ответчика Юханов В.И. не имел права на получение пособий по временной нетрудоспособности, за период с 2020 - 2021 ему начислялась заработная плата (приработок), соответственно, у него не наступило утраты заработка, более того, за указанный период заработная плата в размерах увеличилась, пособие по временной нетрудоспособности не отвечает своей целевой направленности. Соответственно, в рассматриваемом случае выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином за счет средств ФСС РФ не может являться восстановительной мерой, направленной на компенсацию гражданам утраченного заработка, как того требует часть 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, кроме того, ходатайствовал о процессуальной замене истца - Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации правопреемником на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Запись о реорганизации заявителя внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции произведена в порядке процессуального правопреемства замена истца - Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных обществом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.04.2020 по 31.03.2021, по результатам которой составлен акт проверки от 24.08.2021 N 590021400028802.
Принятым по итогам рассмотрения материалов проверки решением от 30.09.2021 N 590021400028804 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, которым на заявителя возложена обязанность по возмещению расходов, излишне понесенных страховщиком в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 304 974,96 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы Фонда об отсутствии у застрахованного лица права на получение пособия по временной нетрудоспособности, в связи с отсутствием утраты заработка.
Фондом в адрес ответчика направлено требование о возмещении расходов от 16.11.2021, неисполнение которого послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности предъявленных требований.
Истец по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Проверки полноты и достоверности представленных страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, проводятся по правилам, установленным Законом N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 26.14, статья 26.16 Закона N 125-ФЗ, часть 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Если выявлены нарушения, связанные с предоставлением недостоверных сведений и документов, повлиявших на получение застрахованным лицом страхового обеспечения (обеспечения по страхованию) или на его размер, территориальный орган ФСС РФ принимает решение о возмещении излишне понесенных Фондом расходов (подпункт 9.1 пункта 1 статьи 18, подпункт 4 пункта 8 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
В общем случае требование о возмещении излишне понесенных расходов необходимо исполнить в течение 10 календарных дней со дня его получения. Если требование не исполнено, расходы взыскиваются в судебном порядке (пункты 14.4, 14.6 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ, части 10, 12 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В апелляционной жалобе истец настаивает на том, что работник ответчика Юханов В.И. не имел права на получение пособий по временной нетрудоспособности, в спорный период ему начислялась заработная плата (приработок), соответственно, у него не наступило утраты заработка, соответственно, в рассматриваемом случае выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином за счет средств ФСС РФ не может являться восстановительной мерой, направленной на компенсацию гражданам утраченного заработка, ответчик (страхователь) обязан возместить истцу (страховщику) излишне понесенных Фондом расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Данная норма корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, следовательно, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 N 402 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше (далее - Временные правила).
В пункте 4 Временных правил в частности указано, что страхователь с использованием своего личного кабинета, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных направляет в Фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 N 294 (далее - Положение N294).
Страхователь формирует и направляет в Фонд перечни застрахованных лиц раздельно в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности, указанных в п. 8 настоящих Временных правил.
Пунктом 8 Временных правил установлено, что уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от Фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную медицинскую организацию в соответствии с п. 7 настоящих Временных правил, с кодом "03", в том числе единовременно на 14 календарных дней с 06 по 19 апреля 2020 года.
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя единовременно за весь период временной нетрудоспособности в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности (пункты 9, 10 Временных правил).
Согласно пункту 4 Положения N 294 страхователи представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно страхователи обязаны представлять в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения и документы, в том числе необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения и обеспечения по страхованию в части пособия по временной нетрудоспособности, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, а также возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию вследствие представления страхователем недостоверных и (или) неполных сведений.
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, территориальные органы страховщика в период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом N 125-ФЗ.
В случае выявления в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 2 настоящей статьи, фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию, территориальный орган страховщика принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию и направляет страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в порядке, аналогичном порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверки и направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, установленному Федеральным законом N 125-ФЗ. Формы документов, применяемых при проведении проверок, и форма требования о возмещении излишне понесенных расходов утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование о возмещении излишне понесенных расходов, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть исполнено страхователем в течение десяти календарных дней со дня получения им соответствующего требования, если в этом требовании не указан более продолжительный период времени для возмещения указанных расходов. В случае неисполнения страхователем в установленный срок требования о возмещении излишне понесенных расходов взыскание указанных расходов осуществляется в судебном порядке. Территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования о возмещении излишне понесенных расходов.
Проверки правильности произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию застрахованным лицам за спорные отчетные (расчетные) периоды, в том числе при обращении страхователя за возмещением произведенных расходов, осуществляются территориальными органами страховщика в порядке, установленном Федеральным законом N 125-ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Судами установлено, что 04.02.2010 между обществом и Юхановым В.И.. заключен трудовой договор, по условиям которого он принят на должность слесарем - сборщиком на слесарный участок.
В период с апреля 2020 года по март 2021 года страхователем в Фонд в отношении застрахованного лица представлены сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.
На основании представленных страхователем реестров страховщиком вышеуказанному работнику назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в общей сумме 304 974,96 руб.
Как установлено Фондом, в период временной нетрудоспособности в связи с карантином с мая 2020 г. по апрель 2021 г. спорному сотруднику выплачивались премии.
Приняв во внимание изложенные обстоятельства, Фонд пришел к выводу о том, что спорные выплаты фактически являлись заработной платой.
Соответственно, утрата заработка у вышеуказанных работников отсутствует, им не должны были выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном Временными правилами N 402.
Однако, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к иным выводам, а именно: о недоказанности страховщиком предоставление недостоверных сведений страхователем.
При этом суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 209 ТК РФ установлено, что под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (статья 91 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что в период с апреля 2020 по март 2021 Юханову В.И. на основании Временных правил медицинской организацией выданы листки нетрудоспособности.
Факт наступления страховых случаев подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Доказательств выполнения трудовых функций дистанционно и (или) нахождения спорного работника на рабочем месте в период с 01.04.2020 по 31.03.2021 материалы дела не содержат, в ходе проверки указанное обстоятельство фондом не исследовалось, соответствующих доказательств суду не представлено.
Также из представленных документов следует, что спорный сотрудник занимал должность слесаря - сборщика на слесарном участке. Фондом не доказано, что выполнение Юхановым В.И. своих трудовых обязанностей, учитывая специфику и характер трудовой функции, возможно вне места нахождения работодателя.
Нарушений режима карантина фондом не выявлено.
Представленное обществом Положение о поощрениях, социальных выплатах и гарантиях от 12.01.2015 устанавливает возможность работодателя на осуществление выплат, характер которых напрямую не связан с осуществлением трудовой функции (раздел 2 Положения).
Как следует из представленных документов, разовые выплаты работником Юхановым В.И. получены на основании приказов (файл 1. Приказы.pdf) в целях социальной поддержки сотрудников, вынужденных пребывать на самоизоляции. Доказательств того, что спорные денежные средства являются формой выплаты скрытой заработной платы, что выплачены за основные результаты деятельности работника в порядке раздела 4 Положения об оплате труда, утвержденного 26.04.2007, материалы дела не содержат.
Таким образом, как справедливо отметил суд первой инстанции, в данном случае работодатель не связывает получение приработка непосредственно с осуществлением работником трудовой функции в период карантина.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отделением Фонда по результатам проверки не доказана совокупность условий, с которыми законодательство (часть 2 статьи 7 Закона N 478-ФЗ, часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ) связывает возникновение оснований для возмещения страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения, поскольку фактов представления страхователем недостоверных сведений или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения либо на исчисление размера страхового обеспечения, материалы дела не содержат, Фондом указанные обстоятельства не доказаны, выявленных конкретных нарушений законодательства со стороны страхователя, материалы проверки не содержат.
Соответственно, при отсутствии доказательств нарушений со стороны страхователя, нельзя признать, что страховщик понес излишние расходы на выплату страхового обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отделение Фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 ноября 2022 года по делу N А50-13509/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13509/2022
Истец: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ЗАВОД НЕФТЕГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ АНОДЪ"