г. Вологда |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А05-6022/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от ответчика Хмыловой Е.С. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2022 года по делу N А05-6022/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятие городского округа Архангельской области "Мирный" "Жилищно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1022901468039, ИНН 2925003747; адрес: 164170, Архангельская область, город Мирный, улица Кооперативная, дом 7; далее - Предприятие) о понуждении заключить дополнительное соглашение N 3 к государственному контракту на теплоснабжение и горячее водоснабжение от 17.12.2021 N 7/2022/т (далее - контракт) в редакции, предложенной истцом, предусматривающей в том числе изменение договорных величин потребления тепловой энергии, теплоносителя, а также тепловых нагрузок зданий и сооружений, потребляющих тепловую энергию и теплоноситель на пар.
Решением суда от 16 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве и его представитель в судебном заседании просят суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил. Ввиду изложенного дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сторонами заключен контракт, по условиям которого теплоснабжающая организация (ТСО) обязуется поставлять заказчику через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель на нужды отопления, горячего водоснабжения и пара согласно техническим условиям на подключение теплопотребляющих установок заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, пар, соблюдая режим потребления тепловой энергии и теплоносителя, пара, а также обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя, пара.
Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности теплопотребляющей установки или тепловой сети заказчика и тепловой сети ТСО. Границы эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются в акте разграничения эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с приложением 1 к контракту (пункт 2.3 контракта).
Теплоснабжение осуществляется по объектам заказчика, указанным в приложениях 4, 5, 6 к контракту (пункт 2.4 контракта).
В приложении 2 к контракту отражены договорные величины потребления тепловой энергии, теплоносителя на период с 01.01.2022 по 31.10.2022 в натуральном и стоимостном выражении.
В приложении 6 к контракту отражены тепловые нагрузки зданий и сооружений, потребляющих тепловую энергию и теплоноситель на пар.
В указанном приложении поименованы следующие точки поставки: здание бани (N 274 по схеме), здание прачечной (N 275 по схеме), хозяйственный корпус (N 170 по схеме), хозяйственный корпус (N 170в по схеме).
Пунктом 3.1 контракта установлено, что контрактные величины потребления заказчиком тепловой энергии, теплоносителя (горячее водоснабжение, пар) определяются в соответствии с приложением 2 к контракту.
Согласно пункту 3.3 контракта при отсутствии средств измерений у заказчика количество потребленных им тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным методом.
В силу пункта 3.3.1 контракта при отсутствии средств измерений у заказчика количество потребленных им тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным методом согласно данных по приложениям 4, 5, 6 к контракту в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
В соответствии с пунктом 4.3.4 контракта режим отпуска тепловой энергии на технологический пар - круглосуточное, бесперебойное, с параметрами согласно приложению 3.
В приложении 3 к контракту установлено, что давление и температура пара в подающем трубопроводе в точке присоединения к источнику тепла должно составлять:
- в отопительный период в рабочие дни (с 7.30 час. до 15.30 час.) 3,0-3,5 кг/кв.см, в нерабочие дни 2,5-3,0 кг/кв.см;
- в межотопительный период в рабочие дни (с 7.30 час. до 15.30 час.) 3,0 - 3,5 кг/кв.см, в нерабочие дни 1,0-3,0 кг/кв.см.
В письме от 01.04.2022 N 370/У/8/9-688 истец сообщил ответчику, что в процессе проведения сводного контррасчета за период с 2019 по 2022 гг. выявлен факт использования предприятием необоснованных величин, используемых при расчетах, что повлекло существенную разницу в отношении объема потребляемого ресурса (пара) согласно выставленных первичных учетных документов ответчика и сведений о максимально возможном объеме потребления коммунального ресурса с учетом графика работы объектов согласно представленным сведениям от пользователя коммунального ресурса.
Также в данном письме учреждение предложило предприятию провести корректировку выставленных объемов потребления коммунального ресурса и рассмотреть вопрос о перерасчете выплаченных денежных средств.
С письмом от 05.05.2022 N 370/У/8/9-969 истец направил в адрес ответчика для согласования и заключения дополнительное соглашение.
Предприятие сообщило, что представленное дополнительно соглашение не может быть им рассмотрено по причине несогласования указанных в соглашении нагрузок установленным порядком.
Поскольку в ходе досудебного порядка стороны не смогли урегулировать спор, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 421, 450, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правилами установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденными Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28.12.2009 N 610 (далее - Правила N 610), отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет на основании следующего.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из текста дополнительного соглашения следует, что фактически истец просил внести изменения в контракт в части установления иной договорной величины потребления заказчиком тепловой энергии, теплоносителя в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, а также согласовать иные тепловые нагрузки.
Пунктом 21 Правил N 808 установлены существенные условия договора теплоснабжения, в том числе, договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Из положений пунктов 22 и 35 Правил N 808 следует, что величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления является существенным условием договора теплоснабжения и указывается потребителем в заявке на заключение договора теплоснабжения.
Договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя заявляется потребителем ежегодно (за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями) единой теплоснабжающей организации до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается поставка. Если объем потребления не заявлен в указанные сроки, в следующем году действуют объемы потребления текущего года.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 808 потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора теплоснабжения направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, а в ценовых зонах теплоснабжения - порядка его определения. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Правил N 610 предусмотрено, что установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно пункту 21 Правил N 610 основаниями для изменения (пересмотра) тепловых нагрузок по инициативе потребителя могут являться:
- проведение потребителем организационных и технических мероприятий, ведущих к снижению максимальной тепловой нагрузки используемых или реконструируемых объектов теплопотребления, при условии сохранения качества теплоснабжения и (или) предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе:
- комплексный капитальный ремонт жилого или общественного здания;
- реконструкция внутренних инженерных коммуникаций и связанное с этим изменение значения тепловых потерь;
- конструктивные изменения теплозащиты жилых домов и общественных зданий;
- изменение производственных (технологических) процессов (реконструкция основных производственных фондов), перепрофилирование вида деятельности потребителя, или изменение назначения здания, влияющие на тепловую нагрузку систем теплопотребления;
- внедрение энергосберегающих мероприятий.
Как определено в пункте 22 Правил N 610 снижение тепловых нагрузок возможно при выполнении одновременно всех следующих условий:
- если учет потребления тепловой энергии в отношении объекта теплопотребления, по которому снижается нагрузка, осуществляется по показаниям приборов коммерческого учета тепловой энергии (мощности) на протяжении не менее одного отопительного периода до подачи потребителем заявки на изменение (пересмотр) тепловых нагрузок в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
- подтверждения снижения максимальной тепловой нагрузки документами, указанными в пункте 25 настоящих Правил;
- подтверждения фактического выполнения мероприятий по снижению тепловой нагрузки;
- неущемления интересов иных собственников или владельцев помещений в объекте теплопотребления;
- обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг и соблюдения санитарных норм и правил;
- согласия потребителя на проведение в отношении объектов теплопотребления мероприятий по мониторингу (контролю) сниженных тепловых нагрузок.
Согласно пункту 23 Правил N 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 610 к заявке должны прилагаться документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий по снижению тепловой нагрузки (разрешение на ввод в эксплуатацию, акты приемки выполненных работ и т.п.).
Изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка (пункт 31 Правил N 610).
Как следует из материалов дела, вышеуказанный порядок изменения величины потребления тепловых нагрузок истцом не соблюден, соответствующая заявка с приложением необходимых документов в установленный срок учреждением не подана.
Данные обстоятельства учреждением не оспариваются.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец не вправе претендовать на внесение изменений величин потребления тепловой энергии и теплоносителя в контракт в текущем периоде.
Судом справедливо учтено, что в соответствии с положениями пункта 10.1 контракта срок действия последнего закончился 31.10.2022.
При этом истец просил продлить срок его действия до 31.12.2022, то есть на период, когда изменения величин тепловых нагрузок не могут вступить в силу, даже если бы заявка была надлежащим образом оформлена и подана в установленный срок.
Поскольку договор будет считаться измененным с момента вступления в законную силу судебного акта, суд правомерно не усмотрел оснований для изложения пункта 10.1 контракта в предлагаемой истцом редакции.
При этом, как следует из материалов дела, на период с 01.01.2023 по 31.10.2023 истцом и ответчиком уже заключен государственный контракт на теплоснабжение и горячее водоснабжение N 1/2023/т, положениями которого не предусмотрены тепловые нагрузки здания бани (N 274 по схеме), здания прачечной (N 275 по схеме), хозяйственного корпуса (N 170 по схеме), хозяйственного корпуса (N 170в по схеме), так как на соответствующие объекты тепловая энергия в виде пара поставляться не будет (том 2, листы 49-57).
В связи с тем, что договорные величины потребления тепловой энергии и теплоносителя, а также тепловые нагрузки изменению не подлежат, суд также правомерно не усмотрел оснований и для изменения пункта 6.1 контракта.
Необходимости в дополнении пункта 7.3 контракта абзацем в редакции "Стоимость услуг теплоснабжения рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных в соответствии с установленным порядком" суд также обоснованно не усмотрел, так как указанное следует из законодательства Российской Федерации (статья 424 ГК РФ) и дополнительного включения в контракт не требует.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2022 года по делу N А05-6022/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6022/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: МУП городского округа Архангельской области "Мирный" "Жилищно-эксплуатационное управление"