г. Москва |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А40-170249/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГАОУ ВО "РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИИ) ИМ. И.М. ГУБКИНА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022 по делу
N А40-170249/22
по заявлению ФГАОУ ВО "РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИИ) ИМ. И.М. ГУБКИНА"
к ИФНС N 36 ПО Г. МОСКВЕ
об оспаривании действий и постановления,
при участии:
от заявителя: |
Ширяев Ю.Е. по доверенности от 13.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Насретдинов М.Х. по доверенности от 01.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022 оставлено без удовлетворения заявление ФГАОУ ВО "РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИИ) ИМ. И.М. ГУБКИНА" (далее - учреждение) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС N 36 ПО Г. МОСКВЕ (далее - административный орган) от 21.07.2022 N 77362220000055600003 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25. КоАП РФ, о признании незаконными действий по составлению отдельного по каждой ведомости протокола об административном правонарушении при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В соответствии с ч.1 ст.172.1. КоАП РФ с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, доводов апелляционной жалобы апелляционный суд рассмотрел дело с участием представителей учреждения и административного органа.
В судебном заседании апелляционного суда представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель административного органа поддержал решение суда.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения и административного органа, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен административным органом 18.07.2022 в отсутствие представителей учреждения.
О составлении протокола об административном правонарушении административный орган направил в адрес учреждения уведомление от 13.07.2022 N 12-16/022534.
В соответствии с уведомлением протокол об административном правонарушении подлежал составлению 18.07.2022 в 12-00 час.
Согласно Отчету об отслеживании отправления N 80093874071128 уведомление административного органа о составлении протокола об административном правонарушении получено учреждением 18.07.2022 в 08-18 час., т.е. в день составления протокола - 18.07.2022 менее чем за четыре часа до назначенного времени.
Требования, предъявляемые к составлению протокола об административном правонарушении, изложены в ст.28.2. КоАП РФ.
В этой же норме закреплены гарантии, предоставляемые лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся, в том числе, право на объяснения лица, разъяснение прав и обязанностей лицу.
Перечисленные гарантии обеспечиваются государством, как властной стороной публичных правоотношений.
Согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Апелляционный суд считает, что в целях соблюдения гарантированных государством прав и законных интересов учреждения недопустимо извещать его о составлении протокола об административном правонарушении в день его составления.
Апелляционный суд приходит к выводу, что допущенное административным органом нарушение является существенным, лишившим учреждение предоставленных ему законом прав. Допущенное нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. Возможность устранить такие последствия в ходе рассмотрения дела в суде отсутствует.
Из содержания ч.2 ст.211 АПК РФ следует, что нарушение порядка привлечения к административной ответственности является, во всяком случае, единственным и достаточным основанием для признания постановления административного органа незаконным и его отмены.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о нарушении административным органом порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба учреждения подлежит удовлетворению в части оспаривания постановления административного органа от 21.07.2022 N 77362220000055600003, решение суда подлежит отмене в данной части, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, заявление учреждения подлежит удовлетворению.
Не подлежит удовлетворению заявление учреждения в части признания незаконными действий по составлению отдельного по каждой ведомости протокола об административном правонарушении при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия. Поскольку такое заявление основано на неверном понимании диспозиции ч.1 ст.15.25. КоАП РФ, не соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу.
Апелляционный суд не может не принять во внимание представленный в апелляционный суд ответ Почты России от 23.11.2022 N МР77-09/195139.
Согласно данному ответу отправление N 80093874071128 (уведомление административного органа о составлении протокола об административном правонарушении 18.07.2022 в 12-00 час.) вручено учреждению не 18.07.2022, а 19.07.2022.
Почта России в своем ответе указывает, что информация о вручении отправления 18.07.2022 отражена не корректно по техническим причинам.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.10.2022 по делу N А40-170249/22 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС N 36 ПО Г. МОСКВЕ от 21.07.2022 N 77362220000055600003.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям. предусмотренным ч.3 ст.288.2. АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170249/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 36 ПО Г. МОСКВЕ