г. Красноярск |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А74-2269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - муниципального унитарного предприятия города Абакана "Троллейбусное управление": Шоева Ю.В. представителя по доверенности от 27.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 01 декабря 2022 года по делу N А74-2269/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" (ИНН 1901001837, ОГРН 1021900525250, далее - МУП "Троллейбусное управление", предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия (ИНН 1901022636, ОГРН 1021900518166, далее - Минтруд Хакасии, Министерство) о взыскании за счёт казны Республики Хакасия 2 137 838 руб. убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения" (далее - ГКУ РХ "УСПН", управление) и Министерство финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- надлежащим ответчиком является Республика Хакасия;
- субсидия предоставлена в полном объеме;
- отсутствует противоправность деяния и причинная связь с причиненными убытками;
- истцом не представлены доказательства того, что перевезенные лица относятся к льготной категории.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 08.02.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.12.1993 Регистрационной палатой Администрации города Абакана.
Между МУП "Троллейбусное управление" и ГКУ РХ "УСПН" 29.12.2020 заключён договор N 14 о предоставлении субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан.
Названный договор заключён сторонами в целях реализации законов Республики Хакасия от 11.11.2004 N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 11.11.2004 N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 02.10.2018 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", от 30.09.2011 N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования", от 21.02.2014 N 15-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения", постановления Правительства Республики Хакасия от 15.02.2011 N 62 "Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия".
Предметом договора является определение порядка взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в целях предоставления субсидий, связанной с льготной перевозкой граждан, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами и документами на городских маршрутах регулируемых перевозок, осуществляемых городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулируемым тарифам N 1, N 3, N 4, N 5, N 7, N 8, N 9, N 10 (пункт 1.1 договора).
В рамках договора предприятие приняло на себя обязательства в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 оказывать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а ГКУ РХ "УСПН" обязалось по мере его финансирования Министерством труда и социальной защиты Республики Хакасия предоставлять предприятию субсидию за льготную перевозку граждан.
Предприятие осуществляет перевозку граждан, имеющих льготы, по тарифу за одну поездку в размере 18 руб. для ветеранов труда, тружеников тыла, многодетных семей, реабилитированных граждан, граждан, вышедших на трудовую пенсию по старости и проживающих на территории Республики Хакасия, имеющих общий трудовой стаж менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; 9 руб. для федеральных льготников и пенсионеров по возрасту, не имеющих федеральных и региональных льгот (пункт 1.2 договора).
Сумма договора составляет 22 004 500 руб., в том числе: 16 433 000 руб. - ветераны труда; 450 500 руб. - реабилитированные лица; 178 000 руб. - труженики тыла; 2 403 500 руб. - многодетные семьи; 2 179 000 руб. - пенсионеры и ОКГ; 360 500 руб. - граждане, вышедшие на трудовую пенсию по старости и проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1.3 договора).
Размер ежемесячно предоставляемой субсидии за льготную перевозку граждан по городским маршрутам регулярных перевозок, осуществляемых городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, определяется в равных долях (1/12) от суммы заключённого договора (пункт 3.3 договора).
Предоставление субсидий производится по мере поступления финансирования из Минтруда Хакасии в безналичной форме на основании предоставленных предприятием документов, указанных в пункте 2.3.7 договора (пункт 3.4 договора).
Во исполнение указанного договора из бюджета Республики Хакасия ГКУ РХ "УСПН" перечислило предприятию суммы субсидии в полном объёме, что подтверждено представленными в материалы дела платёжными поручениями.
Полагая, что указанная сумма не в полном объёме компенсировала провозную плату, недополученную от граждан, воспользовавшихся льготами при проезде на троллейбусных маршрутах, предприятие обратилось к ответчику с соответствующей претензией, впоследствии - в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Верно применив положения статей 12, 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", законы Республики Хакасия от 11.11.2004 N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 11.11.2004 N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 02.10.2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", от 30.09.2011 N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования", от 21.02.2014 N 15-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на страховую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения", которыми отдельным категориям граждан предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также право на льготный проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда, поскольку предоставление указанных льгот осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, учитывая положения договора от 29.12.2020 N 14, сведения о количестве перевезённых пассажиров, суммах провозной платы и субсидии из бюджета Республики Хакасия за спорный период (по данным движений билетной продукции), наличие доказательств условий взыскания убытков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Из представленных истцом расчёта и сведений о количестве перевезённых пассажиров за 2021 год следует, что предприятием было перевезено 1 566 789 граждан льготных категорий, стоимость их перевозки составила 24 142 338 руб. По договору перечислено 22 004 500 руб. Таким образом, сумма невозмещённых расходов истца за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан по договору за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составила 2 137 838 руб.
Представленный истцом расчёт убытков повторно проверен апелляционным судом и признан верным. Ответчик и третьи лица доводов и документов, опровергающих расчёт истца, в материалы дела не представили.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку спорный договор полностью исполнен сторонами, а в действиях ответчика отсутствуют признаки противоправности, отклонен апелляционным судом по следующим основаниям.
При обращении с настоящим иском истец представил в материалы дела сведения о количестве перевезённых пассажиров, суммах провозной платы и субсидии из бюджета Республики Хакасия за спорный период (по данным движений билетной продукции). Согласно представленным сведениям и данным бланков движения билетной продукции предприятием в спорный период оказаны услуги по перевозке 1 566 789 граждан, из них: 1 115 693 пассажиров, имеющих льготу на проезд в размере 100%, 451 096 пассажиров, имеющих льготу на проезд в размере 50 %.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, учёт количества поездок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, основан на учёте документов строгой отчётности в виде номерных билетов. Первоначально учёт билетной продукции осуществляется кондуктором, который отражает движение билетной продукции в билетно-учётном листе. Информация из обработанных билетно-учётных листов отражается в бланках движения билетной продукции.
Судом установлено, что указанные обстоятельства исполнения договора соответствует условиям пункта 2.3.1 договора, согласно которому предприятие оказывает услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, по проездным документам утверждённого образца пассажирскими транспортными средствами (троллейбусами) по городским маршрутам регулярных перевозок, осуществляемых городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, и графикам движения транспортных средств (расписаниям), утверждённым Администрацией города Абакана, с выдачей гражданам льготных категорий проездных документов (билетов) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Доказательств несоблюдения истцом указанных условий договора ни ответчик, ни третьи лица в материалы дела не представили, между тем в силу пункта 2.1.1 договора ГКУ РХ "УСПН" обязано осуществлять проверку полноты и правильности оформления предоставленных документов.
По смыслу пункта 2 статьи 15, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации под потерями истца при льготном обеспечении граждан (убытками перевозчика) следует понимать стоимость проезда, не полученную перевозчиком от льготной категории граждан, а именно - при реализации права пассажира на бесплатный проезд или на оплату проезда с 50 % скидкой от установленного тарифа.
Исходя из анализа указанных норм права, в предмет доказывания по данному делу входят: факт оказания истцом транспортных услуг по льготной перевозке граждан; стоимость оказанных услуг; размер расходов истца; факт и размер их возмещения.
Все указанные обстоятельства истцом доказаны, ответчиком не опровергнуты.
Республика Хакасия, установив указанными выше нормативными правовыми актами определённым категориям граждан льготы в виде бесплатного проезда либо 50% от стоимости проезда, приняла на себя обязательства полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счёт средств республиканского бюджета.
Таким образом, компенсация расходов, понесённых истцом, оказывающим услуги льготным категориям пассажиров, предусмотрена нормативными правовыми актами Республики Хакасия, поэтому обязанность ответчика компенсировать эти расходы возникла из названных актов, а не из договорных правоотношений сторон. Следовательно, наличие либо отсутствие договорных правоотношений не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесённых расходов в полном объёме.
Расходы истца, понесённые в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате проезда на основании нормативных правовых актов, при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определение субъектом Российской Федерации порядка предоставления субсидии, при условии, что недополученная провозная плата не покрыта в полном объёме при предоставлении таких субсидий, не исключает право заинтересованного лица компенсировать недополученную провозную плату из соответствующего бюджета. При этом такое право не поставлено в зависимость от исполнения перевозчиком каких-либо условий. Кроме того, поскольку спорный договор о предоставлении субсидии заключался на будущий период, то среднее количество пассажиров не может учитывать весь объём пассажиропотока, фактически сложившийся за данный период.
Необходимость представления истцом справок и выставления счетов-фактур на сумму оказанных услуг обусловлена договором на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан. Предоставление указанных документов является обязательным для целей получения субсидии. В рамках исполнения договора соответствующие документы представлены истцом в полном объёме. Данный факт ни третьими лицами, ни ответчиком не оспаривается.
В свою очередь, необходимость предоставления истцом справок и счетов-фактур на сумму убытков (фактической разницы), условиями договора не предусмотрена; правовые нормы, обязывающие истца представить такие документы управлению и арбитражному суду, ответчиком не приведены.
Произведённый истцом расчёт убытков подтверждён представленными в материалы дела документами, в том числе актами выполненных работ, билетно-учётными листами.
Контррасчёт суммы убытков ответчиком и третьими лицами арбитражному суду не представлен; возражения относительно арифметической правильности расчёта не заявлены.
Документы, опровергающие сведения о количестве пассажиров и проданных билетах, содержащиеся в представленных истцом документах, в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы об отсутствии доказательств оказания спорных услуг гражданам, имеющим льготы, отклонен апелляционным судом, поскольку истец документально подтвердил количество перевезённых граждан по тарифу в размере 18 руб. и 9 руб. за поездку; в ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что указанные граждане не относились к льготной категории. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Управлением, на которое пунктом 2.1.1 договора от 29.12.2020 N 14 возложена обязанность осуществлять проверку полноты и правильности оформления представленных предприятием документов на предоставление субсидии, такие обстоятельства также выявлены не были (обратное из материалов дела не усматривается).
При этом перечень документов, на основании которых в соответствии с пунктом 2.3.7 договора предоставляется субсидия, не включает документы, подтверждающие наличие права на льготную перевозку у каждого гражданина, которому оказана соответствующая услуга.
Таким образом, у апелляционного суда не имеется оснований считать недостоверными сведения, содержащиеся в представленных истцом документах.
При исследовании спорного договора арбитражным судом установлено, что у предприятия фактически отсутствует право отказать в перевозке льготным категориям граждан в случае, когда превышен установленный ежемесячный лимит перевозок льготников, также как и право прекратить перевозки при отсутствии финансирования из республиканского бюджета. При таких обстоятельствах критерии предпринимательской деятельности (действие истца на свой страх и риск) арбитражный суд полагает неприменимыми.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Учитывая, что установленные законами Республики Хакасия от 11.11.2004 N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 11.11.2004 N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 02.10.2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", от 30.09.2011 N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования", от 21.02.2014 N 15-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения" меры социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам Республики Хакасия, требования истца о возмещении убытков, связанных с предоставлением льготной категории граждан по льготным ценам или бесплатно услуг, подлежат удовлетворению за счёт казны Республики Хакасия.
Довод о том, что Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 N 177 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Хакасия, согласно пункту 2.4.1 которого Министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
В пункте 2.3.1.10 Положения определено, что Министерство осуществляет социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальную поддержку ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также льгот по оплате услуг связи.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 05.08.2021 N 59-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (приложение N 8 "Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год), Минтруд Хакасии является главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия, главным распорядителем средств республиканского бюджета на обеспечение мер социальной поддержки является Минтруд Хакасии, невозмещенные расходы истца в связи с предоставлением льгот (убытки) в сумме 2 137 838 руб. подлежат взысканию именно с Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 декабря 2022 года по делу N А74-2269/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2269/2022
Истец: МУП г. Абакана "Троллейбусное управление"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Шоев Юрий Владимирович