г. Москва |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А40-172856/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2022 года по делу N А40- 172856/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261)
о взыскании 291 812 руб.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации 291 812 руб. убытков.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 12, 15, 393 ГК РФ, ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229 АПК РФ, Решением от 30 ноября 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, что Войсковой частью N 33742 со станции Персиановка Северо-Кавказской железной дороги на станцию Капустин Яр Приволжской железной дороги были отправлены вагоны с грузом (воинский транспорт), что подтверждается дорожной ведомостью XI21846.
04 августа 2021 г. при проследовании поезда N 2032 через станцию Быстроречная Северо-Кавказской железной дороги обнаружен случай развала груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Грузоотправителем допущен выход груза за пределы основного габарита погрузки в вагоне-платформе N 4388061 с последующим повреждением инфраструктуры и объектов ОАО "РЖД", в связи с чем поезд остановлен служебным торможением.
Указанный вагон следовал в составе воинского эшелона с гусеничной и колесной техникой.
При осмотре поезда и места происшествия обнаружено отсутствие части стрелы единицы гусеничной техники, погруженной на вагон-платформу N 43818061. Фрагмент стрелы находился у выходного светофора в междупутье железнодорожных путей станции Тацинская Северо-Кавказской железной дороги.
В ходе служебного расследования было установлено, что в пути следования у техники на гусеничном ходу имеющей негабаритность и погруженной на вагон-платформу N 43818061 произошел разворот стрелы с последующим повреждением инфраструктуры ОАО "РЖД".
В частности, на перегоне Быстроречная - Тацинская Северо-Кавказской железной дороги стрелой техники, вышедшей за габарит погрузки, повреждены 2 километровых и 1 пикетный столбик, развернуты светофорные головки сигнальных установок N 2 и N 4, повреждены лестницы на мачтах сигнальных установок.
На переезде 99 км перегона Быстроречная - Тацинская Северо-Кавказской железной дороги поврежден заградительный светофор "32", развернут мачтовый светофор и повреждено металлическое ограждение здания дежурного по переезду;
На станции Тацинская Северо-Кавказской железной дороги сбит выходной светофор "42", маневровые светофоры "Мб", "М2", разбит путевой ящик релейного конца рельсовой цепи "2СП".
По данному факту, в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344, комиссией ОАО "РЖД" совместно с военным комендантом железнодорожного участка и станции Ростов составлено Техническое заключение о результатах расследования случая развала груза в пути следования, угрожающего безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта от 7 августа 2021 г. (Техническое заключение от 7 августа 2021 г.).
В соответствии с Методикой определения причинно-следственных связей нарушений безопасности движения, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2017 г. N 2832р, комиссией ОАО "РЖД" совместно с представителями Войсковой части N 33742 составлен Протокол совместного совещания у начальника Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания от 12 августа 2021 г. N СК ТЦФТО-314/пр о рассмотрении обстоятельств и причинно-следственных связей допущенного грузоотправителем случая нарушения безопасности движения (Протокол совещания от 12 августа 2021 г. N СК ТЦФТО-314/пр).
Техническое заключение от 7 августа 2021 г. и Протокол совещания от 12 августа 2021 г. N СК ТЦФТО-314/пр подтверждают вышеизложенные обстоятельства, а также наличие указанных повреждений объектов инфраструктуры ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 5 Положения о классификации, порядка расследования и учета транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением правил безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344, произошедшее событие квалифицированно как развал груза в пути следования и отнесено к учету и ответственности за грузоотправителем - Войсковая часть N 33742.
В соответствии с п. 1.1 Положения об учете расследовании и анализе отказов работы технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ (комплексная автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов технических средств ОАО "РЖД" и анализа их надёжности), утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 1 октября 2018 г. N 2160/р, в системе зарегистрирован отказ в работе технических средств 1-й категории N11929159.
Таким образом, в результате произошедшего события причинен ущерб ОАО "РЖД".
В соответствии с транспортной железнодорожной накладной масса груза на вагоне-платформе N 4388061 составила: нетто 40 200 кг и определена грузоотправителем Войсковой частью N 33742.
Размещение и крепление груза на вагоне-платформе N 4388061 осуществлено грузоотправителем, что предусмотрено Наставлением по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 6 июня 1983 г. N 180 (далее -Наставления N 180). Ответственным за размещение и крепление груза назначен представитель грузоотправителя - начальник расчетно-зенитной ракетной батареи.
В соответствии с пп. 2.3 п. 2 Приложения 15 Наставлений ответственным представителем грузоотправителя в железнодорожной накладной сделана отметка: "Техника размещена и закреплена на железнодорожном подвижном составе правильно, стопорные и фиксирующие устройства исправны и приведены в положение, исключающее разворот или отклонение отдельных частей и узлов техники, и опломбированы".
Таким образом, внося указанные сведения в транспортную железнодорожную накладную, грузоотправитель гарантировал соблюдение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Техническим заключением от 7 августа 2021 г., а также Протоколом совещания от 12 августа 2021 г. N СК ТЦФТО-314/пр определены причинно-следственные связи допущенного грузоотправителем нарушения.
Непосредственной причиной произошедшего события явился срыв двух шплинтовых стопоров (шайб) и выпадение дзух осей в местах соединения тяг, в результате чего произошло опускание конструкции опорной металлической рамы, с последующим обрывом натяжного троса стрелы. Под воздействием динамических колебаний металлической опоры и стрелы произошел срыв гайки и шплинта с одного болтового крепления скобы, что привело к высвобождению стрелы из места крепления к опоре и последующему ее развороту на петлях вправо по ходу движения и выход за основной габарит погрузки.
Кроме того, установлено, что некачественная подготовка груза к перевозке и не надежность шплинтовых стопоров (шайб) на осях в местах соединения тяг не могли быть выявлены работниками железнодорожного транспорта по причине скрытого характера неисправности.
Кроме того, в ходе служебного расследования установлено, что данное происшествие допущено по причине нарушения со стороны грузоотправителя Войсковая часть N 33742 требований нормативно-правовых актов, регламентирующих транспортировку воинской техники, а именно нарушены требования разд. 5 гл. 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России от 27 мая 2003 г. N ЦМ-943, в части не надлежащей подготовки груза, обеспечивающей безопасность движения поездов, сохранность груза и вагона в процессе перевозки; п.п. 56, 64 Наставлений в части не подготовки груз к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, а также обеспечение исправного состояния стопорных и фиксирующих устройств, исключающих разворот или отклонение частей и узлов техники; п. 68 Наставлений и п. 2.4 Приложения 15 Наставлений в части не обеспечения ведения постоянного наблюдения за состоянием крепления техники в пути следования.
Таким образом, выход груза за основной габарит вагона N 43818061 произошел вследствие некачественной подготовки груза к перевозке, а также не обеспечения ведения постоянного наблюдения за состоянием крепления техники в пути следования начальником эшелона и повлекла убытки для ОАО "РЖД" в виде повреждения инфраструктуры и объектов железнодорожного транспорта.
Общая сумма убытков, понесенных ОАО "РЖД" согласно расчету истца составила 291 812 руб., из них: повреждение устройств автоматики и телемеханики -272 284 руб.; расходы, связанные с задержками поездов - 19 528 руб.
Произошедшая аварийная ситуация возникла в пути следования, то есть до прибытия вагонов на станцию назначения, что свидетельствует о не обеспечении грузоотправителем надлежащего состояния механизмов крепления груза и как следствие наличие его вины.
С учетом изложенного именно грузоотправитель должен возместить перевозчику убытки, возникшие по его вине.
Согласно информации указанной в ответе на претензию от 16 сентября 2021 г. N 32/1735, Войсковая часть N 33742 не является юридическим лицом, а также не имеет договорных отношений с ОАО "РЖД". Вместе с тем, оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении осуществляется на основании заключаемых государственных контрактов между ОАО "РЖД" и Министерством обороны Российской Федерации, соответственно, надлежащим ответчиком необходимо считать Министерство обороны Российской Федерации.
Плательщиком провозных платежей по спорной перевозке также является Министерство обороны Российской Федерации.
В порядке досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика претензию N 26115/СК ТЦФТО с предложением оплатить убытки, которая оставлена без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены бесспорные доказательства, подтверждающие доводы по основаниям применения ответственности с учетом требований действующего законодательства, при этом ответчиком расчета ущерба, представленного истцом, не оспорен, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
В данном случае, ОАО "РЖД" не выполняло погрузочно-разгрузочных работ, указанные работы проводились самим ответчиком, соответственно, ответчик при отправлении груза взял на себя обязательства по сохранности груза в пути следования.
Кроме того, нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность для перевозчика при приеме груза проверять его на правильность закрепления. В данном случае груз размещен и закреплен согласно непредусмотренным техническим условиям. Перевозчик может лишь визуально проверить правильность закрепления растяжек и не имеет возможности проверить силу стяжек, проволоку на соответствие ГОСТа которую использовал грузоотправитель при креплении груза.
Вывод ответчика о том, что на перевозчика при приемке груза к перевозке законом возложена обязанность по проверке правильности размещения груза, не подтвержден нормами права.
Ссылка ответчика на Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 28 ноября 2017 г. N 2451р (далее Регламент N 2451р) несостоятельна, поскольку указанный Регламент не является нормативно-правовым актом, а является локальным актом коммерческой организации, следовательно, не порождает обязательств у иных организаций в отношениях с ОАО "РЖД", а носит внутренний характер.
Действующим законодательством установлено, что именно грузоотправители несут ответственность за правильное размещение груза в вагонах, контейнерах, на платформах.
Статьей 18 УЖТ РФ предусмотрено, что именно грузоотправители обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность
В соответствии со ст. 19 УЖТ РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением - особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Согласно ст. 20 УЖТ подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
В соответствии со ст. 24 УЖТ РФ необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, грузобагажа оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, в том числе решетки для животных, щиты, вагонные печи, предоставляются грузоотправителями (отправителями). Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.
Вместе с тем, пунктом 18 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. N 374 (далее Правила N 374) установлено, что грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки в соответствии с установленными обязательными требованиям, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность.
Согласно п. 23 Правил N 374 погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, " контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Согласно п. 5.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943, предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
Учитывая вышеизложенное, ответственность за подготовку груза к перевозке, а также за надлежащее состояние механизмов крепления грузов возложена именно на грузоотправителя.
Кроме того, обращаем внимание суда апелляционной инстанции, Техническим " заключением от 7 августа 2021 г., а также Протоколом совещания от 12 августа 2021 г. N СК ТЦФТО-314/пр. определены причинно-следственные связи допущенного грузоотправителем нарушения.
Непосредственной причиной произошедшего события явился срыв двух шплинтовых стопоров (шайб) и выпадение двух осей в местах соединения тяг, в результате чего произошло опускание конструкции опорной металлической рамы, с последующим обрывом натяжного троса стрелы. Под воздействием динамических колебаний металлической опоры и стрелы произошел срыв гайки и шплинта с одного болтового крепления скобы, что привело к высвобождению стрелы из места крепления к опоре и последующему ее развороту на петлях вправо по ходу движения и выход за основной габарит погрузки.
Также, было установлено, что некачественная подготовка груза к перевозке и не надежность шплинтовых стопоров (шайб) на осях в местах соединения тяг не могли быть выявлены работниками железнодорожного транспорта по причине скрытого характера неисправности.
Вместе с тем, в ходе служебного расследования было установлено, что данное " происшествие допущено по причине нарушения со стороны грузоотправителя Войсковая часть N 33742 требований нормативно-правовых актов, регламентирующих транспортировку воинской техники, а именно нарушены требования:
разд. 5 гл. 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России от 27 мая 2003 г. N ЦМ-943, в части не надлежащей подготовки груза, обеспечивающей безопасность движения поездов, сохранность груза и вагона в процессе перевозки;
п.п. 56, 64 Наставлений N 180, в части не подготовки груз к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, а также обеспечение исправного состояния стопорных и фиксирующих устройств, исключающих разворот или отклонение частей и узлов техники;
п. 68 Наставлений N 180 и п. 2.4 Приложения 15 Наставлений N 180, в части не обеспечения ведения постоянного наблюдения за состоянием крепления техники в пути следования.
Таким образом, выход груза за основной габарит вагона N 43818061 произошел вследствие некачественной подготовки груза к перевозке, а также не обеспечения ведения постоянного наблюдения за состоянием крепления техники в пути следования начальником эшелона и повлекло убытки для ОАО "РЖД" в виде повреждения инфраструктуры и объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 68 АПК РФ определено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
ОАО "РЖД" документально подтвердило правомерность заявленных исковых требований, приложенными в материалы дела документами, подтверждающими возникновение аварийной ситуации по вине грузоотправителя, вследствие чего ОАО "РЖД" понесло убытки в размере 291 812 руб.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2022 года по делу N А40- 172856/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172856/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ