г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А56-74276/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
- от истца: Андреянова П.В. по доверенности от 09.01.2023,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40284/2022) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2022 по делу N А56-74276/2022,
принятое по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по оплате услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 453 501,26 руб. задолженности по оплате услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Определением от 27.07.2022 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 19.09.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2022, резолютивная часть которого объявлена 23.11.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего дела, в частности, на то, что фактически услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказаны Компанией в меньшем объеме, чем заявлено в иске, поскольку часть помещений в многоквартирных домах является пустующими.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 02.02.2023.
До судебного заседания от Компании поступил отзыв на апелляционную жалобу. Как полагает истец, доводы ответчика основаны на неверном понимании расчета стоимости услуги, исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, а также направлены на переоценку доказательств по делу.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы согласно доводам отзыва, просил оставить решение без изменения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, во исполнение требований статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) 24.04.2018 между Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и Компанией заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.
Компании присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Во исполнение условий соглашения об организации деятельности Регионального оператора, Компания приступила к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области поэтапно:
- МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области - 01.04.2019;
- МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - 01.06.2019;
- МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - 01.07.2019;
- МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области- 01.10.2019;
- МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - 01.11.2019.
Компания разместила предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - в Газете "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте.
Учреждение осуществляет деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, а также осуществляет предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на территории Ленинградской области по следующим адресам:
1) Выборгский район, Выборг г., Кривоносова ул., 9Б;
2) Выборгский район, Глебычево п., д. 188;
3) Выборгский район, Сосновая горка п., д. 15;
4) Выборгский район, Каменка п., Гвардейская ул., д. 24;
5) Выборгский район, Каменка п., Героя Отечества ул., д. 25;
6) Выборгский район, Каменка п., Гвардейская ул., д. 26;
7) Выборгский район, Каменка п., Красносельская ул., д. 27;
8) Выборгский район, Великое п., д. 3;
9) Выборгский район, Великое п., д. 5;
10) Выборгский район, Новинка п., д. 5;
11) Выборгский район, Новинка п., д. 6;
12) Приозерский район, Сапёрное п., Типанова ул., д. 20;
13) Приозерский район, Речное п., д. 27;
14) Приозерский район, Сапёрное п., 1-я Типанова ул., д. 38;
15) Приозерский район, Сапёрное п., 3-я Типанова ул., д. 16;
16) Всеволожский район, Агалатово д., д. 156;
17) Всеволожский район, Капитолово д., Муравицкого ул., д. 6;
18) Всеволожский район, Мяглово д., д. 49;
19) Всеволожский район, Мяглово д., д. 54;
20) Всеволожский район, Мяглово д., д. 76;
21) Всеволожский район, Гарболово д., д. 194;
22) Всеволожский район, Гарболово д., д. 264;
23) Всеволожский район, Керро-Лембово д., д. 120;
24) Всеволожский район,Ненимяки д., д. 77;
25) Всеволожский район, Нижние Осельки д., д. 12;
26) Всеволожский район, Ваганово д., д. 23.
27) Всеволожский район, Сертолово г., Черная речка мкр., д. 22;
28) Всеволожский район, Сертолово г., Черная речка мкр., д.96а;
29) Всеволожский район, Сертолово г.. Черная речка мкр., д. 37;
30) Всеволожский район, Сертолово г., Молодежная ул., д. 5;
31) Всеволожский район, Сертолово г., мкр. Сертолово-1, Школьная ул., д. 5;
32) Всеволожский район, Токсово гн., Привокзальная ул., д. 25.
Таким образом, Учреждение является потребителем услуг по обращению с ТКО, оказываемых Компанией на территории Ленинградской области.
Компания направила в адрес Учреждения проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 332Ж/18.
Договор подписан Учреждением с протоколом разногласий, последний подписан Компанией с протоколом согласования разногласий.
Поскольку Учреждение от подписания окончательной редакции протокола согласования разногласий уклонилось, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 Компания оказывала Учреждению услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Учреждение не оплатило оказанные услуги в полном объеме.
Компания направила в адрес Учреждения претензию с требованием погасить образовавшуюся задолженность в размере 453 501,26 руб.
Оставление претензии без удовлетворения послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется статьей 24.7 Закона об отходах.
Согласно пункту 4 названной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором является публичным.
Порядок заключения договора предусмотрен разделом 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 6-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156.
Согласно пункту 1 типового договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
В соответствии с пунктом 5 типового Договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Стоимость услуг по Договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 типового Договора, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
На территории Ленинградской области Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами установлены нормативы накопления ТКО:
- приказом от 03.07.2017 N 5 (срок действия с 13.07.2017 по 10.05.2020);
- приказом от 29.04.2020 N 2 (действует с 10.05.2020).
Из приведенных норм следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется, исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО в соответствии с формулой 9.2, предусмотренной пунктом 148 (30) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из указанной формулы следует, что плата за услуги по обращению ТКО рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения, а, не исходя из количества проживающих в данном помещении лиц.
Компания в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 оказывала Учреждению услуги по обращению с ТКО, что подтверждается представленными актами.
Плата за оказанные услуги начислена Компанией с учетом утвержденных на территории Ленинградской области нормативов накопления ТКО.
Наличие у Учреждения задолженности по оплате оказанных услуг в размере 453 501,26 руб. подтверждается материалами дела, в частности, актом сверки расчетов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование Компании о взыскании 453 501,26 руб. задолженности подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что между Учреждением и Компанией подписаны соглашения об изменении стоимости услуг к актам оказанных услуг за 2021 год, в связи с чем, задолженность существует в меньшем размере, отклоняются апелляционным судом. Из представленного истцом акта сверки следует, что суммы, согласованные сторонами в указанных соглашениях, учтены истцом при расчете задолженности в полном объеме.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в суд первой инстанции контррасчет задолженности. Контррасчет также не представлен при обращении с апелляционной жалобой.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего дела, не указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, а по существу выражают несогласие ответчика с принятым судебным актом.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии безусловных оснований для отмены или изменения судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2022 по делу N А56-74276/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74276/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ