г. Вологда |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А05-7791/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Сервис" Беловой С.И. по доверенности от 08.07.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года по делу N А05-7791/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Сервис" (ОГРН 1152901009700, ИНН 2921127533; адрес: 163032, Архангельская область, Приморский район, поселок Луговой; далее - ООО "ЖКХ-Сервис", общество, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании недействительным требования от 04.07.2022 в части возврата средств субсидии в сумме 5 167 364 руб. 16 коп., а также по встречному заявлению министерства к ООО "ЖКХ-Сервис" о взыскании 5 208 703 руб. 07 коп., в том числе 5 167 364 руб. 16 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2020-2021 годы, 41 338 руб. 91 коп. пеней с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Поморье" (ОГРН 1112932005020, ИНН 2902071860; адрес: 163523, Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасиха, дом 52; далее - ООО "УК Поморье", управляющая компания).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года по делу N А05-7791/2022 требование министерства от 24.06.2022 N 203/06-06/4304 признано недействительным в части возложения на общество обязанности по возврату 4 708 248 руб. 82 коп. средств субсидии. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме этого с ООО "ЖКХ-Сервис" в пользу министерства взыскано 462 443 руб. 93 коп., в том числе: 459 115 руб. 34 коп. необоснованно полученных средств субсидии и 3 328 руб. 59 коп. пеней, а также пени, начисленные за период с 17.08.2022 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части встречного искового заявления отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных обществом требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права
ООО "ЖКХ-Сервис" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "УК Поморье" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Министерство и ООО "УК Поморье" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения министерства от 07.04.2022 N 278-р плановой камеральной проверки соблюдения ООО "ЖКХ-Сервис" за 2020 - 2021 годы порядка и условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, министерством составлен акт проверки от 17.06.2022 N 203/06-06/65, в котором отражены факты необоснованного получения средств субсидии в размере 5 190 936 руб. 64 коп., в том числе завышение в расчетах субсидии за 2020 год по объемам питьевой воды на 6 610,381 куб. м на сумму 2 403 956 руб. 41 коп.; за 2021 год - на 7 444,501 куб. м на сумму 2 786 980 руб. 23 коп.
В связи с выявленными нарушениями в адрес общества министерством выставлено требование от 24.06.2022 о возврате средств субсидии, которым обществу предлагалось в течение 10-ти рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 5 190 936 руб. 64 коп. средств субсидии.
Указанное требование получено обществом 04.07.2022 вх. N 66.
Полагая правомерным требованием министерства в части необоснованного получения средств субсидии за 2021 год в размере 23 572 руб. 48 коп., общество платежным поручением от 15.07.2022 N 194 возвратило в областной бюджет указанную сумму субсидии.
Не согласившись с требованием министерства от 04.07.2022 N 203/06-06/4304 в части возврата 5 167 364 руб. 16 коп. средств субсидии, общество оспорило его в судебном порядке.
Министерство, в свою очередь, в связи с неисполнением обществом требования от 24.06.2022 в полном объеме, обратилось в суд со встречным исковым заявлением о взыскании с ООО "ЖКХ-Сервис" 5 167 364 руб. 16 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2020-2021 годы, а также 41 338 руб. 91 коп. пеней с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
При рассмотрении заявленных сторонами требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с действующим в проверяемый период подпунктом 5 пункта 1 статьи 3, статьи 6 Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон N 168-10-ОЗ) компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Предоставление субсидии в 2020-2021 года осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок предоставления субсидии, Порядок N 487-пп).
В соответствии с этим Порядком министерство с ООО "ЖКХ-Сервис" заключило договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии от 31.01.2020 N 53-В (далее - договор 2020 года) и от 02.02.2021 N 30-В (далее - договор 2021 года).
Предприятию Агентством по тарифам и ценам Архангельской области установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения постановлениями от 20.12.2018 N 78-в/23 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги водоотведения (в стадии очистки сточных вод), оказываемые ООО "ЖКХ-Сервис" на территории муниципального образования "Заостровское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - постановление N 78-в/23), от 10.12.2019 N 79-в/11 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 года N 78-в/23" (далее - постановление N 79-в/11), от 15.12.2020 N 67-в/35 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 года N 78-в/23" (далее - постановление N 67-в/35).
В ходе проверки министерство пришло к выводу о том, что обществом допущены следующие нарушения.
В акте проверки (пункт 3.2.1) отражено, что за 2020 год согласно представленным первичным учетным документам, платежным документам, выставленным населению, и регистрам бухгалтерского учета предприятием начислялась плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения. Вместе с тем, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения, отпускаемую населению на территории сельского поселения "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области, агентством для предприятия не установлены.
В связи с этим министерством сделан вывод о том, что предприятием необоснованно включены в расчеты субсидии объемы горячей воды (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения в размере 5 039,593 куб. м на сумму субсидии 1 832 629 руб. 85 коп.
Отмечено также, что общество осуществляло начисление и прямые расчеты с населением по холодному водоснабжению и водоотведению. В части холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме начисление и расчеты с населением производила управляющая компания.
Поскольку в нарушение пункта 4.3.4 договора 2020 года общество не представило в министерство платежные документы (квитанции), выставленные населению управляющей компанией, и подтверждающие реализацию объемов холодного водоснабжения населению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, то министерство пришло к выводу о том, что в нарушение Порядка предоставления субсидии, пункта 4.3.4 договора 2020 года объем холодной воды в части содержания общего имущества в размере 1 570,788 куб. м, заявленный предприятием в расчете субсидии, не подтвержден платежными документами, выставленными населению, и сумма необоснованно полученной субсидии составила 571 326 руб. 56 коп.
В связи с выявленными фактами, по мнению министерства, за 2020 год в целях получения субсидии допущено завышение объема питьевой воды на 6 610,381 куб. м, а размер необоснованно полученной субсидии составил 2 403 956 руб. 41 коп.
За 2021 год министерство в акте (пункт 3.2.2) отметило, что общество в нарушение пункта 19 Порядка N 487-пп, пункта 4.3.6 договора 2021 года не подтвердило платежными документами, выставленными населению, первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета объем питьевой воды в количестве 96,962 куб. м на сумму 36 699 руб. 58 коп.
Также как и за 2020 год, указало, что согласно представленным первичным учетным документам, платежным документам, выставленным населению, и регистрам бухгалтерского учета предприятием начислялась плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения. Вместе с тем, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения, отпускаемую населению на территории сельского поселения "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области, агентством для предприятия не были установлены.
Таким образом, предприятием необоснованно включены в расчеты субсидии объемы горячей воды (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения в размере 4 909,842 куб, м на сумму субсидии 1 840 265 руб. 83 коп.
Кроме того, общество осуществляло начисление и прямые расчеты с населением по холодному водоснабжению и водоотведению. В части холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме начисление и расчеты с населением осуществлялись управляющей компанией.
При этом в нарушении пункта 4.3.4 договора 2021 года предприятие не представило министерству платежные документы (квитанции), выставленные населению управляющей компанией и подтверждающие реализацию объемов холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно письму от 10.06.2022 N 131 в 2021 году в расчеты с управляющей компанией предприятие включило потери по водоснабжению в общедомовых инженерных сетях, однако в представленных обществом документах объем потерь по водоснабжению не указан.
Поскольку потери коммунального ресурса на водопроводных сетях не могут быть использованы населением на собственные и общедомовые коммунально-бытовые нужды, то министерство сделало вывод о том, что объем этих потерь не может быть включен в расчет фактической потребности в средствах субсидии.
На основании вышеизложенного, министерство пришло к выводу о том, что в нарушение Порядка N 487-пп, пункта 4.3.4 договора 2021 года объем питьевой воды в размере 2 437,697 куб. м, заявлен предприятием необоснованно в расчеты субсидии, сумма нарушений составила 910 014 руб. 82 коп.
В итоге за 2021 год предприятием в расчетах субсидии допущено завышение объема питьевой воды на 7 444,501 куб. м и сумма необоснованно полученной субсидии составила 2 786 980 руб. 23 коп.
По результатам проверки за 2020-2021 годы выявлено необоснованное получение средств субсидии в размере 5 190 936 руб. 64 коп.
Оценивая выводы министерства относительно неправомерности применения средств субсидии по объемам горячей воды (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения на территории сельского поселения "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области суд первой инстанции правомерно отметил следующее.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство.
В пункте 4 этого Порядка отражено, что предоставления субсидии, критерием отбора организации водопроводно-канализационного хозяйства для получения субсидии является установление на текущий календарный год постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство, постановление агентства) для данной организации тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, на услуги водоотведения, на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения (в части компонента на холодную воду), для прочих потребителей, превышающих тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, на услуги водоотведения, на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения (в части компонента на холодную воду), для населения и потребителей, приравненных к населению (далее соответственно - экономически обоснованные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения).
Общество в 2020 - 2021 годах являлось организацией коммунального комплекса, осуществляло поставку питьевой воды (питьевое водоснабжение) населению и потребителям, приравненным к населению, на территории сельского поселения "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области, а также оказывало населению и потребителям, приравненным к населению, на территории указанного муниципального образования услуги по водоотведению.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию.
В силу статьи 4 Закона N 168-10-ОЗ право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
В материалах дела усматривается и министерством не отрицается, что водоснабжающая организация ООО "ЖКХ Сервис" поставляет холодную воду к теплообменному пункту в котельной, где ООО "Архбиоэнерго" специально подогревает ее до необходимой температуры. Далее данная горячая вода транспортируется по сетям горячего водоснабжения, принадлежащих администрации МО "Заостровское" до потребителей.
Таким образом, горячее водоснабжение осуществляется ООО "Архбиоэнерго" с использованием закрытой системы горячего водоснабжения посредством применения холодной воды, поставленной обществом. Реализованный объем тепловой энергии используется как компонент на подогрев холодной воды, для поставки горячей воды населению и потребителям, приравненным к населению.
Согласно пункту 27 статьи Закона N 416-ФЗ закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В силу пункта 9 статьи 32 указанного Закона тарифы в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э.
В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Одновременно с этим, пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
В рассматриваемом случае, как отмечено ранее, в спорный период обществом в расчетах с потребителями применялся установленный постановлениями N 78-в/23, N 79-в/11, N 67-в/35 тариф на холодную воду, входящий в состав двухкомпонентного тарифа на горячую воду, поставляемую до центрального теплового пункта котельной ООО "Архбиоэнерго" с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, предусматривающий отдельно "компонент на холодную воду" (руб. /куб. м) и "компонент на тепловую энергию" (руб. /Гкал), что не отрицается и министерством.
Превышения такого тарифа, относящегося только к тарифу на холодную воду, не выявлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что обществом обоснованно включены в расчеты субсидии объемы горячей воды (в части компонента на холодную воду) в закрытой системе горячего водоснабжения в размере 5 039,593 куб. м на сумму субсидии 1 832 629 руб. 85 коп. за 2020 год и в размере 4 909,842 куб, м на сумму субсидии 1 840 265 руб. 83 коп. за 2021 год, и обоснованно признал недействительным требование министерства в части возврата 3 672 895 руб. 68 коп. и соответственно отказал министерству во взыскании указанной суммы.
Относительно вывода министерства о необоснованном включении обществом в расчеты субсидии за 2020 и 2021 годы 1 570,788 куб. м и 2 437,697 куб. м коммунального ресурса при содержании общего имущества (далее - СОИ) в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО "УК Поморье", в связи с непредставлением платежных документов (квитанции), выставленных населению управляющей компанией, подтверждающих реализацию объемов холодного водоснабжения населению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд обоснованно отметил следующее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при СОИ, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ), затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, ТСЖ, которые, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Расчеты между ООО "ЖКХ-Сервис" и ООО "УК "Поморье" за холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществлялись в рамках заключенного договора о водоснабжении и водоотведении от 16.10.2015.
Согласно указанному договору ресурсоснабжающая организация (общество) обязуется осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение в количестве, параметрах и по цене, установленных по настоящему договору, а исполнитель (ООО "УК "Поморье") - возмещать расходы за полученную воду и сброшенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Начисление платы и расчеты с населением в части холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производилось управляющей компанией ООО "УК Поморье".
В подтверждение заявленных в расчетах объемов по СОИ в ходе проверки обществом представлены этот договор о водоснабжении и водоотведении от 16.10.2015, акты выполненных работ (оказанных услуг) между обществом и ООО "УК Поморье" по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за 2020-2021 годы, акты сверки взаимных расчетов между ними, акты снятия показаний общедомовых приборов, регистры бухгалтерского учета.
В связи с этим следует признать, что указанные документы позволяли определить объем холодного водоснабжения населению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и вопреки доводам министерства, изложенным в его апелляционной жалобе, его требование о представлении квитанций, выставленные населению управляющей компанией, относящихся к деятельности иного юридического лица - ООО "УК Поморье", основано на ошибочном толковании положений Порядка предоставления субсидии и фактически является вмешательством в деятельность иного юридического лица.
С учетом изложенного, общество обоснованно включил в расчеты субсидии за 2020 год объем холодной воды в части содержания общего имущества в размере 1 570,788 куб. м на сумму 571 326 руб. 56 коп., в связи с этим требование министерства о возврате указанной суммы в областной бюджет правомерно признано необоснованным, а министерству отказано в удовлетворении его иска в указанной части.
Относительно нарушения в части включения в расчет субсидии объема холодной воды в части содержания общего имущества за 2021 год в связи с учетом в объеме холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потерь по водоснабжению в общедомовых инженерных сетях, суд первой инстанции, проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, приведенные сторонами доводы а также нормы, содержащиеся в пункте 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, пункте 4 статьи 154, части 1 статьи 157, частях 9.2, 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункте 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пунктах 13 и 40 Правил N 354, пункте 14 Порядка предоставления субсидии, в пунктах 3.2 договора на 2020 год и договора на 2021 год, изучив сведения, содержащиеся в выполненном обществом во исполнение определения суда с учетом приведенных выше норм расчете объема воды на общедомовые нужды (далее - ОДН) за 2021 год, согласно которому потребность в средствах субсидии составила 464 026 руб. 58 коп., что министерством не оспорено и со ссылками на нормативные акты не опровергнуто, обоснованно признал недействительным требование министерства от 24.06.2022 N 203/06-06/4304 в части требования о возврате 464 026 руб. 58 коп. и отказал министерству в удовлетворении его иска в указанной части.
Министерством также установлено, что объем питьевой воды в количестве 96,962 куб.м. на сумму 36 699 руб. 58 коп. не подтвержден платежными документами, выставленным населению, первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета.
Общество, по итогам анализа заявленных в расчетах за 2021 год объемов питьевой воды, а также потребности в средствах субсидий, согласилось, что не является подтвержденным объем воды в количестве 62,961 куб. м на 23 572 руб. 48 коп.
Согласно расчету министерства (сводная таблица по нарушениям за 2021 год), выполненному к судебному заседанию 14.11.2022, объем водоснабжения, который не подтвержден платежными документами, выставленными населению, первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета, составляет 62,962 на 23 572 руб. 86 коп.
Общество в судебном заседании 14.11.2022 с таким расчетом министерства в указанной части согласилось.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что объем питьевой воды в количестве 62,962 куб. м на 23 572 руб. 86 коп. является не подтвержден платежными документами, выставленным населению, первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета предприятию.
С учетом того, что 23 572 руб. 48 коп. оплачено обществом платежным поручением от 15.07.2022 N 194, то заявление общества по рассмотренного эпизоду правомерно признано не подлежащим удовлетворению в сумме расхождения 0,38 руб.
В связи с изложенным суд обоснованно удовлетворил заявление общества о признании недействительным требования министерства от 24.06.2022 N 203/06-06/4304 в части возложения на общество обязанности по возврату 4 708 248 руб. 82 коп. и удовлетворил встречный иск министерства только о взыскании с общества 459 115 руб. 34 коп. (459114,96 + 0,38) необоснованно полученной субсидии, отказав сторонам в удовлетворении остальной части заявленных ими требований.
Министерством также было заявлено требование о взыскании с общества в порядке пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 Порядка предоставления субсидии, пунктов 4.3.6 и 4.3.7.1 договоров на 2020 и 2021 годы соответственно пеней, которое удовлетворено частично исходя из размера необоснованно полученной субсидии.
С учетом сделанных выше выводов и того, что общество такие выводы суда не оспаривает, оснований для отмены или изменения решения суда в указанной части не усматривается.
Все заявленные министерством доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы не могут быть приняты
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года по делу N А05-7791/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7791/2022
Истец: ООО "ЖКХ-СЕРВИС"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Третье лицо: ООО "УК Поморье"