г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-200723/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ИП Аль-Саади Лейлы Кайс на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-200723/22, по исковому заявлению ООО "Симатик-Волгоград" (ИНН 3426013572) к ИП Аль-Саади Лейле Кайс (ИНН 344344424560) о взыскании задолженности по договору по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Симатик-Волгоград" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к ИП Аль-Саади Лейле Кайс о взыскании задолженности по договору N 4917943273 от 16.06.2021 в сумме 15 556, 12 руб., в том числе: задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 13 894, 03 руб., неустойка за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в сумме 1 662, 09 руб.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 июля 2022 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 августа 2022 года дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 05 декабря 2022 года Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Согласно п.п. 2.1.9-2.1.10 соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
При этом, в соответствии с ч. 4 статьи 24.7 ФЗ N 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании вышеуказанных требований соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой 3 информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 г. N 47/23, от 20.12.2019 N 44/1 и от 18.12.2020 N 48/2 установлены единые тарифы на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" - 464, 88 руб./куб. м. без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019, 514, 14 руб./куб. м. без учета НДС с 01.01.2020 по 31.12.2020 и 489, 74 руб./куб. м. без учета НДС с 01.01.2021 по 31.12.2021, 457, 81 без учета НДС с 01.01.2022 по 31.12.2022 соответственно.
ООО "Ситиматик-Волгоград" (ранее до 27.04.2021 "Управление отходами - Волгоград") начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом; имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с п. 5 раздела I Общие положения, правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Согласно п. 8.11 раздела 1 порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми-коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В пункте 8.12 Постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п.п. 2.1.9, 2.1.10 соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
Как следует из материалов дела, между ИП Аль-Саади Лейла Кайс и ООО "Ситиматик-Волгоград" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917943273 от 16 июня 2021 года.
В соответствии с указанными нормативными актами стороны согласовали места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Расчет производится исходя из норматива накопления и выглядит следующим образом: тарифы (неизменная величина) установленные в соответствии с приказами КТР N 47/23, КТР N 44/1 и КТР 41/10.
Среднемесячный норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с приказом от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области".
Количество расчетных единиц = объем / среднемесячный норматив. объем = кол-во расчетных единиц * на норматив накопления (в приложении указан годовой, чтобы рассчитать среднемесячный нужно получившийся объем / на 12 мес.) сумма без НДС = объем * тариф сумма с НДС = сумма без НДС * 1, 2.
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями договора региональный оператор за спорные периоды оказал ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО в полном объеме.
Ответчик не исполнил свои обязательства по договору надлежащим образом, в свою очередь региональный оператор производил начисления за оказанные услуги, в результате чего сформированы универсальные передаточные документы за спорные периоды.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору по адресу его государственной регистрации была направлена претензия с требованием о погашении задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, задолженность ответчика по договору за спорные периоды с января 2019 по март 2022 года по состоянию на 02 июня 2022 года, составляет 13 894, 03 руб.
В соответствии с положениями договора, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по оплате, региональный оператор вправе потребовать от потребителя оплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Кроме указанного, условия типового договора в разделе VII Постановления N 1156 предусматривают ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции и соответствует гражданскому законодательству, законодательству в области обращения с отходами, жилищному законодательству (Решение ВС РФ от 19.02.2020 г. N АКПИ 19-948).
Размер пени, начисленной за спорный период, в соответствии с расчетом составляет 1 662, 09 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта заключения сторонами спорного договора, наличия у ответчика задолженности по договору, отсутствия доказательств оплаты ответчиком образовавшейся задолженности, в связи с чем, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что между ИП АльСаади Лейле Кайс и арендатором - ИП Федоровым А.Н. заключен договор N 44.2 от 25.08.2021, а также дополнительное соглашение N 1 от 25.08.2021, согласно которым, арендатор берет на себя обязательства по обращение с твердыми коммунальными отходами.
Действительно, в материалы дела представлены договоры аренды, заключенные между ответчиком и арендаторами.
Согласно договору N 44.2 от 25.08.2022 арендатор оплачивает арендодателю услуги, в том числе расходы по оплате эксплуатационных услуг.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 25.08.2021, арендатор берет на себя ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Однако, из смысла договоренности между сторонами, усматривается, что бремя ответственности за оплату твердых коммунальных услуг лежит на собственнике имущества.
В соответствии с п. 2.2.8 договора N 68.1 от 22.03.2022 заключенного между ответчиком и ИП Изотовой В.И., арендатор обязуется заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО и оплачивать его самостоятельно.
При этом, доказательства заключения между региональным оператором и арендатором договора на вывоз и оплату ТКО, как и сам договор в материалы дела не представлены.
В ответ на заявление ответчика от 03.08.2022 о расторжении договора, истец указал на необходимость предоставить заверенные копии договоров, с указанием обязанности арендатор по оплате ТКО.
Доказательства представления указанных документов в материалы дела не представлены.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодатель обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов должны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Согласно пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом "в" части 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложены на пользователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
При этом, в отсутствие договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с законом и договором аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) помещения (ст. 210 ГК РФ, Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015, Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2021 N 308-ЭС21-1900)
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2022 года по делу N А40-200723/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200723/2022
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Аль-Саади Лейля Кайс