г. Вологда |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А13-9816/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2022 года по делу N А13-9816/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации Устюженского муниципального района (адрес: 162840, Вологодская область, район Устюженский, город Устюжна, улица Карла Маркса, дом 2; ОГРН 1033500750205, ИНН 3520002948; далее - Администрация), в котором истец просит:
- изменить назначение древесины в соответствии с действительными потребительскими свойствами, основанные на результатах заключения от 25.07.2022 N 10-22-53/911 Устюженского территориального отдела-государственного лесничества на использование в виде топливной древесины;
- в целях обеспечения требования отопления объектов социального значения Администрации в запросе от 12.07.2022 N 2608 к Управлению и во исполнение решения суда реализовать полномочия собственника относительно древесины, в соответствии с ее действительными потребительскими способностями, а именно использование в виде топливной древесины, обязать Управление передать в распоряжение Администрации на социальные нужды в соответствии с ее назначением, для обеспечения теплоснабжения в отопительный сезон социально-значимых объектов Устюженского муниципального района (детских садов, школ, медицинских учреждений), тем самым исключив расходы из Федерального бюджета, а также утрату имущества Российской Федерации;
- в целях обеспечения теплоснабжения в отопительный сезон социально-значимых объектов Устюженского муниципального района (детских садов, школ, медицинских учреждений) обязать Администрацию принять в муниципальную собственность древесину, образованную в результате вырубки с целью реконструкции линейного объекта "Реконструкция автодороги Устюжна-Модно на участке км 30+150 - м 31+910 на земельном участке с кадастровым номером 35:19:0306001:166.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: казенное учреждение Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области" (далее - Учреждение), Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент).
Решением суда от 22.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.08.2021 по делу N А13-7548/2021 нарушаются его права. Указывает, что порядок реализации древесины не урегулирован. Считает, что заявленный иск приведет к восстановлению нарушенного права истца. Полагает, что использованы все ресурсы по исполнению решения Арбитражного суда Вологодской области по делу от 05.08.2021 N А13-7548/2021 по принятию и реализации полномочия собственника в отношении древесины. Также сообщает, что ответчик (Администрация) выразила заинтересованность в принятии спорной древесины в свое распоряжение.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Территориальном управлении, Управление имеет право представительствовать в судах, в том числе обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Решением от 05.08.2021 по делу N А13-7548/2021 Арбитражный суд Вологодской области обязал Управление принять и реализовать полномочия собственника в отношении древесины в объеме 1132 куб. м, образованной в результате вырубки с целью реконструкции линейного объекта "Реконструкция автодороги Устюжна-Модно на участке км 30+150 - км 31+910 в Устюженском районе Вологодской области", на земельном участке из состава земель промышленности с кадастровым номером 35:19:0306001:166, в объеме 1132 куб. м, в том числе по породам: сосна - 953 куб. м, ель - 71 куб. м, береза - 90 куб. м, ольха - 2 куб. м, осина - 16 куб. м (далее - древесина).
Как указало Управление в иске, в целях исполнения судебного решения предприняты меры для принятия и реализации полномочий собственника относительно древесины, а именно: в рамках Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604, Управление обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением об обязании Департамента передать древесину на реализацию.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2022 N А13-350/2022 Управлению отказано в удовлетворении данного иска.
Также Управление сослалось на то, что отсутствует возможность передачи из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность данной древесины в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", так как пользование древесиной невозможно, в связи с тем, что этот вид имущества не предполагает фактическое использование без потери свойств.
Помимо этого Управление ссылается, что письмом от 31.01.2022 N 35-ЛЕ-02723 направило предложение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о включении древесины в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества с целью ее реализации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Письмом от 09.02.2022 N 10/4794 Росимущество сообщило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 не урегулирован вопрос реализации древесины, вырубленной на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности или землях иного специального назначения.
Письмом от 18.02.2022 N 35-ЛЕ-02/1258 Управлением повторно направлен запрос в Росимущество о предоставлении порядка реализации древесины, вырубленной на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности или землях иного специального назначения.
Письмом от 03.02.2022 N 10/7907 Росимущество сообщило, что ранее письмом от 09.02.2022 N 10/4794 в адрес Управления по вышеуказанному вопросу дан ответ, об отсутствии порядка реализации такой древесины.
Управлением проведено совещание (протокол от 15.03.2022 N 35-1-п) с представителями Департамента, Учреждения, федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства", Прокуратуры Вологодской области по вопросу принятия и реализации спорной древесины, по результатам которого определено, что древесину в настоящее время принять по породному составу, как указано в решениях Арбитражного суда Вологодской области не представляется возможным связи с тем, что древесина складирована в штабеля без разделения на породный состав, пересчет ее при приемке невозможен.
Ссылаясь на указанное, истец полагает, что поскольку порядок реализации древесины, вырубленной на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности или землях иного специального назначения отсутствует, то любое решение, принятое Управлением в части реализации данной древесины будет неправомерным.
По результатам проработки Управлением вопроса хранения и перевозки древесины, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено, что затраты на хранение данной древесины составят 179 988 руб./мес., стоимость услуг по перевозке древесины к месту хранения - 471 667 руб.
На письма от 28.02.2022 N 35-ЛЕ-02/1514, от 22.04.2022 N 35-ЛЕ-02/3001, от 18.05.2022 N 35-02/3630, от 24.05.2022 N 35-02/3851, от 21.06.2022 N 35-02/4799 в Росимущество о выделении денежных средств на перевозку и хранение древесины по целевой статье 92065 "Обеспечение и обслуживание, содержание и сохранность имущества государственной казны Российской Федерации (за исключением земельных участков)" получен ответ о том, что денежных средств не выделено.
В иске Управление указало, что в настоящее время 1132 куб. м древесины находится в месте ее рубки, в лесном массиве, неорганизованном для ее надлежащего хранения.
Управление полагает, что в связи с отсутствием порядка реализации спорной древесины, оно не может исполнить решение Арбитражного суда Вологодской области, поскольку его исполнение приведет к значительным финансовым расходам на перевозку и хранение древесины за счет средств, выделяемых на содержание казны Российской Федерации, что в свою очередь противоречит норме 34 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств.
Также Управление сослалось, что за время, в которое решение суда по делу N А13-7548/2021 не было исполнено, древесина, в связи с существенным ухудшением её потребительских качеств утратила свойства, отраженные в решении суда.
По результатам заключения от 25.07.2022 N 10-22-53/911, предоставленного Устюженским территориальным отделом государственного лесничества древесина потеряла свои товарные качества в виду долго складирования (с начала 2021 года по настоящее время) и нахождения под воздействием погодных условий. Возможное дальнейшее использование - в виде топливной древесины.
Администрацией предоставлен запрос от 12.07.2022 N 2608 в Управление о передаче древесины в муниципальную собственность для обеспечения теплоснабжения в отопительный сезон социально-значимых объектов Устюженского муниципального района (детских садов, школ, медицинских учреждений).
Изложенные обстоятельства послужили причиной обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствуясь следующим.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Как верно отметил суд, исходя из названных норм права, подача иска является одной из форм обращения за защитой нарушенных прав и законных интересов и результатом такого обращения, должно являться восстановление нарушенных прав и законных интересов истца. То есть, подача иска и его рассмотрение по существу должны быть обусловлены целью восстановления нарушенных прав и законных интересов истца.
В таком случае восстановление нарушенного права осуществляется путем принятия соответствующего судебного акта, принимаемого арбитражным судом в пределах своей компетенции по результатам рассмотрения иска.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Суд, рассмотрев исковое заявление Управления, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в данном случае какого-либо нарушенного права Управления, подлежащего судебной защите.
Напротив, в силу статьи 16 АПК РФ решение суда по делу N А13-7548/2021, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению Управлением.
В связи с указанным является неправомерной ссылка Управления на то, что названным решением суда нарушаются права Управления.
Апелляционная коллегия согласна с утверждением суда первой инстанции о том, что отсутствует нарушение прав истца со стороны ответчика. Управление не находится с Администрацией в каких-либо обязательственных или иных правоотношениях, ни в силу договора, ни в силу закона.
Суд верно отметил, что заявленный иск фактически направлен на перенесение обязанности по исполнению решения суда по делу N А13-7548/2021 с Управления на Администрацию. В отношении Администрации данное решение не выносилось.
Довод Управления о том, что нормативными актами не урегулирован порядок реализации древесины был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен им.
При таких обстоятельствах, не имеется правовых оснований для обязания ответчика совершить действия, указанные истцом, во исполнение решения суда по делу N А13-7548/2021.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что в апелляционной жалобе Управление указало на заинтересованность Администрации в принятии спорной древесины. Исходя из этого, спор между сторонами отсутствует, как следствие, предмета для судебного разбирательства нет. Соответствующие отношения в данном случае регулируются сторонами с учетом их доброй воли во внесудебном порядке.
При таких обстоятельствах суд, разрешая настоящий спор, сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2022 года по делу N А13-9816/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Колтакова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9816/2022
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Ответчик: Администрация Устюженского муниципального района
Третье лицо: Департамент лесного комплекса ВО, КУ ВО "Управление автомобильных дорог"