г. Москва |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А40-135455/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управление Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2022 по делу N А40-135455/22 (21-1028)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г.Москве
о признании незаконными решение,
при участии:
от заявителя: |
Бурцев Д.Ю. по дов. от 22.11.2022; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление), изложенное в письмах от 23.03.2021 N N КУВД-001/2021-54129019/7, КУВД-001/2021-54129019/8, об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:19:0010103:910, расположенного по адресу: г.Москва, г.Троицк, пр-т Октябрьский, д. 5.
Решением суда от 30.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:19:0010103:910, расположенного по адресу: г.Москва, г.Троицк, пр-т Октябрьский, д. 5.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 23.03.2021 N N КУВД-001/2021- 54129019/7, КУВД-001/2021-54129019/8 сообщено об отказе в осуществлении учетных действий в отношении указанного объекта недвижимости в связи с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ N 953).
Посчитав решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, заявитель обратился в суд.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При этом согласно подпункту 7 данной нормы основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
Согласно положениям п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом согласно п.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности города Москвы находится здание с кадастровым номером 77:19:0010103:910, о чем в ЕГРН внесена запись от 17.02.2015 N 77-77/012-77/012/201/2015-665/2.
Для проведения работ по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:19:0010103:910, расположенного по адресу: г.Москва, г.Троицк, пр-т Октябрьский, д. 5, Департаментом в орган регистрации был представлен технический план с приложениями.
Согласно пп.7 п.2 ст.14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В Арбитражном суде города Москвы рассматривалось дело N А40-248536/17 по иску Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к ГБУЗ "ТГБ ДЗМ о признании права собственности города Москвы на самовольные постройки: нежилое здание, расположенное по адресу: Москва, г.Троицк, ул.Юбилейная, д.5; нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, г.Троицк, пр-т Октябрьский, д. 5.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-248536/17 признано право собственности г.Москвы на самовольную постройку площадью 7 163,7 кв.м. по адресу: г.Москва, г.Троицк, Октябрьский пр-т, д.5.
В соответствии с заключением кадастрового инженера площадь здания (8 325,1 кв.м) определена согласно требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" (далее - Приказ N 0393) по внутренним поверхностям наружных стен этажа на основании измерений, выполненных кадастровым инженером, и состоит из площади технического подполья (1 442,5 кв.м), площади 1-го этажа (1 907,3 кв.м), площади 2-го этажа (1 246,7 кв.м), площади 3-го этажа (1 246,7 кв.м), площади 4-го этажа (1 246,7 кв.м) и площади технического этажа (235,2 кв. м).
Площадь здания, указанная в судебном решении (7 163,7 кв.м) совпадает с площадью здания, вычисленной ГБУ МосгорБТИ в результате проведённой в 2017 году технической инвентаризации, как сумма площадей всех помещений здания (см. экспликацию в Приложении). Разночтения в площади носят технический характер, в связи с разным подходом определения площади в целях кадастрового и технического учета.
Площадь объектов, указанных в решении суда была подсчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 марта 2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения".
Пояснения кадастрового инженера по поводу определения контура (контуров): В соответствии с требованиями Минэкономразвития России (приказ от 18 декабря 2015 г. N 953) в ходе кадастровых работ были определены координаты характерных точек контура здания с точностью, соответствующей нормативной точности определения координат для категории земель "Земли населенных пунктов". Контур здания был уточнен проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли, в связи с чем из контура здания (см. чертёж контура здания) исключены следующие элементы, не являющиеся ограждающими конструкциями здания:
- от т. 8 до т. 9 - лестница с площадкой и приямок;
- от т. 9 до т. 12 - площадка с лестницей;
- от т. 12 до т. 13 - лестница с площадкой и сходом в подвал;
- от т. 16 до т. 18 - сход в подвал;
- от т. 18 до т. 32 - входная группа с пандусами, лестницами и площадками;
- от т. 36 до т. 38 - лестница с площадкой;
- от т. 39 до т. 40 - приямок;
- от т. 40 до т. 47 - лестницы с площадками и приямки;
- от т. 47 до т. 48 - лестница с площадкой;
- от т. 48 до т. 1 - лестница с площадкой и приямок.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России N 953, п.42, в техническом плане здания не заполнялись строки раздела "Характеристики здания", которые не содержат новых значений соответствующих характеристик здания. Дополнительно сообщаю, что отсутствует информация о дате присвоения условного (50:54:01:00197:001) и инвентарного (490) номеров, а также об организациях, присвоивших такие номера, в связи с чем данная информация (строки) не указаны в техническом плане.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями частей 1 и 2 статьи 14, части 5 статьи 18, части 1 статьи 21, частей 2 и 3 статьи 24, части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что расхождение площади объекта в техническом плане и решении суда отражено в "заключении кадастрового инженера" и связано с тем, что в рамках исполнения ГБУ МосгорБТИ Приказа Минэкономразвития РФ N 1 от 11.01.2011 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", учитывая, что площадь объекта в техническом плане определена в соответствии с приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.2020 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения", принимая во внимание, что Департаментом в регистрирующий орган в полном объеме предоставлены необходимые документы, содержание которых соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2022 N Ф05- 25928/2022 по делу N А40-661/2022
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Москве не соответствует нормам материального права и подлежит признанию незаконным и необоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2022 по делу N А40-135455/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135455/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ