г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А56-53650/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель Белокрылова И.Н., на основании доверенности от 14.07.2022,
от ответчика: представитель Быкова Т.О., на основании доверенности от 01.01.2022,
от 3-их лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36232/2022) общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2022 по делу N А56-53650/2022 (судья Бугорская Н.А.), принятое по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью "Технотранс"
ответчик: акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
3-и лица: 1. Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным бездействия, обязании принять решение о согласовании технических условий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технотранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к акционерному обществу "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Сетевая организация, АО "ЛОЭСК") о признании недействительным бездействия АО "ЛОЭСК", выразившегося в оставлении без рассмотрения технических решений по реконструкции (защите) узла кабельных линий, необходимых для строительства автомобильной дороги в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ АО "ЛОЭСК" (исх. N 4090 от 26.01.2022); об обязании АО "ЛОЭСК" в течение двух рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о согласовании технических решений по реконструкции (защите) узла кабельных линий, необходимых для строительства автомобильной дороги в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ АО "ЛОЭСК" (исх. N 4090 от 26.01.2022).
В случае неисполнения решения суда взыскать неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с третьего рабочего дня от даты вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Западное управление Ростехнадзора и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Решением от 06.10.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права. Общество ссылается на то, что при отсутствии сведений об охранной зоне электросетевого объекта в ЕГРН отсутствуют и ограничения на использование земельного участка, на котором расположен указанный электросетевой объект. Общество ссылается на то, что при разрешении настоящего спора имеют правовое значение сведения об установлении охранной зоны электросетевого объекта. Податель жалобы считает, что им выбран ненадлежащий способ защиты права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал довод апелляционной жалобы.
Представитель АО "ЛОЭСК" просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является правообладателем земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:01:0301005:140, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский район, МО "Высоцкое городское поселение", г. Высоцк, на основании договора аренды от 01.06.2021 N 19-2021.
На земельном участке Общество проектирует и намеревается произвести строительство автомобильной дороги, соединяющей дорогу общего пользования с "Высоцким зерновым терминалом" (далее - дорога). В целях получения разрешения на строительство дороги, Общество заключило договор с АО "Ленгипрострой" на разработку проектной документации "Автомобильная дорога "Высоцкого зернового терминала". Проект разработан и передан Обществу.
Между тем при проведении работ по натурному обследованию лесного участка Обществом обнаружены кабельные линии КЛ 10 кВ и 110 кВ, которые не оформлены надлежащим образом, на кадастровый учет не поставлены. При заключении договора аренды земельного участка Общество информацией о наличии кабельных линий не располагало.
Согласно проекту дорога пересекает кабельные линии АО "ЛОЭСК" в связи с чем для производства работ в охранной зоне кабельных линий КЛ 10 кВ и 110 кВ необходимо получить соответствующее согласие от ответчика. Проложить дорогу в другом месте, избежав пересечения с кабельными линиями ответчика, не представляется возможным.
Заявлением от 23.11.2021 N 3898 Общество обратилось в АО "ЛОЭСК" за письменным решением о согласовании строительства линейного сооружения (автомобильной дороги) в пределах охранных зон кабельных линий указанных кабельных линий в районе действующей подстанции ПС-595 "Криогаз". Вместе с заявлением в адрес ответчика направлена проектная документация "Автомобильная дорога "Высоцкого зернового терминала" 20-00-250.
АО "ЛОЭСК" 03.12.2021 письмом N 00-03/6197 отказало истцу в согласовании строительства линейного сооружения (автомобильной дороги) в пределах охранных зон кабельных линий 10 и 110 кВ АО "ЛОЭСК" (приложение N 6).
Для урегулирования сложившейся ситуации истец инициировал проведение 28.12.2021 совещания с Комитетом по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, истцом и ответчиком об определении технической возможности реализации комплекса мероприятий по пересечению (выносу) линии электропередач и выбора наиболее оптимального варианта взаимодействия Общества и Сетевой организации в целях организации доступа к территории проектируемого зернового терминала от автомобильной дороги и железнодорожных путей общего пользования.
По результатам совещания истец повторно письмом от 26.01.2022 N 4090 (вх.N в АО "ЛОЭСК" 00-03/413 от 27.01.2022) направил технические решения по реконструкции (защите) узла кабельных линий.
Письмом от 01.02.2022 N 00-03/359 АО "ЛОЭСК" согласовало технические решения по реконструкции (защите) узла кабельных линий, между тем 04.02.2022 письмом N 00-03/422 АО "ЛОЭСК" отозвало свое согласие по мотиву необходимости дополнительного изучения документации.
Несмотря на отсутствие информации об установлении охранной зоны в сведениях Росрееста, истец в порядке, установленном пунктом 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160) обратился в сетевую организацию за письменным согласованием работ по строительству автомобильной дороги в охранной зоне кабельных линий 10 и ПО кВ, принадлежащих ответчику.
Ссылаясь на отсутствие принятого решения Сетевой организацией с 04.02.2022 по настоящее время, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В отзыве на исковое заявление Управление Ростехнадзора указало, что охранная зона кабельной линии КЛ 10 кВ и 110 кВ по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Высоцкое городское поселение" г. Высоцк, Управлением не согласовывалась. Сведения о данной охранной зоне в Управлении отсутствуют.
Согласно статье 104 ЗК РФ для безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
При этом порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и использования соответствующих земельных участков определен в постановлении Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160), в соответствии с требованиями которого в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно пункту 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с требованиями пункта 8 Правил N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожара.
Условие о запрете на проведение действий, указанных в пункте 8 Правил N 160, является способом предотвращения негативного влияния на объекты электросетевого хозяйства, нарушений условий безопасности их эксплуатации, а также перерывов в энергоснабжении потребителей.
До введения в действие указанных Правил, отношения в области установления охранных зон и соблюдения соответствующего режима землепользования регулировались постановлением Совета министров СССР от 26.03.1984 N 255 "Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт", в соответствии с которым создание охранной зоны и ограничение по использованию земельного участка в охранной зоне связано с самим фактом существования высоковольтной линии электропередач, а не с внесением сведений об охранной зоне в ЕГРН.
Учитывая изложенное, отсутствие сведений о границах охранной зоны в ЕГРН при наличии эксплуатируемого электросетевого объекта на земельном участке, в любом случае, не освобождает третьих лиц от обязанности соблюдать установленные действующим законодательством ограничения по использованию указанного земельного участка.
Между тем в данном случае наличие или отсутствие сведений о границах охранной зоны не имеют правого значения и не подлежат оценки судом.
Ссылка Общества на положения Правил N 160, верно признана необоснованной, поскольку между сторонами отсутствуют правоотношения, регулируемые указанным нормативным актом.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в АО "ЛОЭСК" письмом от 29.01.2021 N 2862 в целях разрешения вопроса о получении технических условий на переустройство существующих линий КЛ 10 кВ и КЛ 110 кВ, принадлежащих АО "ЛОЭСК" в связи с проектированием автомобильной дороги "Высоцкого зернового терминала", поскольку трасса прохождения указанной дороги пересекает охранную зону электросетевых объектов АО "ЛОЭСК".
В ответ на указанное обращение АО "ЛОЭСК" письмом от 08.06.2021 N 00-03/3015 направило в адрес Общества оферту договора оказания услуг по переустройству объектов электросетевого хозяйства (КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ, и КВЛ-110 кВ) в рамках обеспечения технической возможности производства работ по реализации проекта по созданию "Высоцкого зернового терминала".
Письмом от 22.06.2021 N 3437 Общество ответило АО "ЛОЭСК" о согласии заключить договор об оказании услуг по переустройству электросетевых объектов на иных условиях, чем предложено в оферте, что в соответствии со статьей 443 ГК РФ является новой офертой.
Рассмотрев указанное обращение Общества, АО "ЛОЭСК" письмом от 06.07.2021 N 00-03/3546 уведомило истца о готовности внести в текст договора изменения (перечень изменений изложен в письме), а также указало на тот факт, что ранее направленная оферта договора оказания услуг Общества не подписана полномочным представителем, в связи с чем представленный Обществом протокол разногласий не может быть рассмотрен АО "ЛОЭСК" в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, стороны не достигли согласия относительно существенных условий договора в соответствии со статьей 432 ГК РФ в связи с чем договор не был заключен.
Довод ООО "Технотранс" о том, что при отсутствии сведений об охранной зоне электросетевого объекта в ЕГРН отсутствуют и ограничения на использование земельного участка, на котором расположен указанный электросетевой объект, не соответствуют действующему законодательству.
Письмом от 23.11.2021 N 3898 Общество обратилось в АО "ЛОЭСК" с заявлением о предоставлении письменного решения о согласовании строительства в охранной зоне электросетевых объектов (копия прилагается под N 5) в соответствии с пунктами 10, 12 Правил N 160. К указанному заявлению приложена проектная документация, содержащая технические решения по фактическому переустройству объектов электросетевого хозяйства (защита существующих линий трубами и железобетонными плитами, размещение резервных труб, установка на резервные трубы заглушек и т.д.).
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена пунктом 3 статьи 105 ЗК РФ.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Правил N 160.
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (пункты 1, 2 Правил N 160).
В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи, вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) - пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам N 160).
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил N 160, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (пункт 12 Правил N 160).
Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Таким образом, ограничения на использование земельного участка в пределах охранной зоны электросетевого объекта связано не с внесением сведений об установлении охранной зоны в ЕГРН, а с самим фактом существования линии электропередачи, и соответствующими требованиями к электробезопасности.
Аналогичные выводы следуют из анализа нормативного правового акта, действующего до введения в действие Правил N 160 Постановления Совета министров СССР от 26.03.1984 N 255 "Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт", на что отдельно указано судом первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, верно установлено, что при разрешении настоящего спора наличие или отсутствие сведений об установлении охранной зоны электросетевого объекта не имеет правового значения, поскольку между истцом и ответчиком отсутствуют правоотношения, регулируемые Правилами N 160.
Пунктом 10 Правил N 160 предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил N 160, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (пункт 12 Правил N 160).
Таким образом, требованиями Правил N 160 регулируются правоотношения сетевой организации и заинтересованных лиц по производству работ в охранных зонах электросетевых объектов в целях обеспечения электробезопасности и предотвращения негативного влияния на объекты электросетевого хозяйства, нарушений условий безопасности их эксплуатации, перерывов в энергоснабжении потребителей.
При этом указанным Постановлением не регулируются взаимоотношения сетевой организации с третьими лицами, связанные непосредственно с проведением работ на электросетевых объектах, поскольку обязанность по их производству возложена действующим законодательством на сетевую организацию, во владении которой находится объект электросетевого хозяйства.
Так, в абзаце 3 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) дано определение границы балансовой принадлежности, к которой относится линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Кроме того, в силу требований пункта 1.6.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок.
Согласно пункту 1.6.2 Правил N 229 за техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник.
При таких условиях, ссылка Общества на положения Правил N 160 верно признана необоснованной, поскольку в настоящем случае взаимоотношения сторон, связанные с потребностями Общества по переустройству существующих объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ЛОЭСК", не носят публичный характер, и могут быть урегулированы исключительно путем заключения сторонами договора об оказании услуг в соответствии с требованиями главы 39 ГК РФ.
Вместе с тем, суд пришел к правомерному выводу о том, что учитывая, что АО "ЛОЭСК" отказало Обществу в согласовании технических условий и производстве работ на электросетевых объектах АО "ЛОЭСК", Обществом при предъявлении исковых требований избран ненадлежащий способ судебной защиты.
Как указано в иске, Общество обратилось в АО "ЛОЭСК" с заявлением от 23.11.2021 N 3898 о предоставлении письменного решения о согласовании строительства в охранной зоне электросетевых объектов.
АО "ЛОЭСК" направило в адрес Общества письменный мотивированный ответ о невозможности разрешить производство строительства объекта в охранной зоне электросетевых объектов АО "ЛОЭСК" и необходимости заключения договора оказания услуг на переустройство электросетевых объектов.
Исходя из пункта 1 статьи 2 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.Избранный истцом способ судебной защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования о признании недействительным бездействия АО "ЛОЭСК", выразившемся в оставлении без рассмотрения технических решений, не направлено на восстановление нарушенных прав истца, поскольку АО "ЛОЭСК" ранее рассмотрело предложенные Обществом технические решения и письменно отказало в согласовании проведения работ в охранной зоне электросетевых объектов, таким образом, основания для выводов о бездействии АО "ЛОЭСК" отсутствуют.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2022 по делу N А56-53650/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53650/2022
Истец: ООО "ТЕХНОТРАНС"
Ответчик: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору