город Москва |
|
14 февраля 2023 г. |
дело N А40-253750/21 |
Резолютивная часть постановления от 09.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., М.В. Кочешкова
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-253750/21,
по заявлению АО "Метровагонмаш"
к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Слободсков Д.С. по доверенности от 21.10.2022, Дьякова И.С. по доверенности от 21.10.2022;
от заинтересованного лица - Гончаренко Е.Н. по доверенности от 24.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 признаны незаконными действия Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4, выразившиеся в отказе АО Метровагонмаш" произвести перерасчет пеней по экспортным операциям и на налоговый орган возложена обязанность произвести возврат излишне уплаченных пеней в размере 10.957.956 руб. АО Метровагонмаш".
Налоговый орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявителем 14.01.2019 в адрес налогового органа направлены уточненные налоговые декларация по НДС за 3 и 4 кварталы 2019.
Подача уточненных налоговых деклараций обусловлена отражением в соответствующих налоговых периодах реализованных на экспорт товаров по ставке 20 % в связи со сбором документов, подтверждающих экспорт, за пределами установленного законодательством Российской Федерации срока - по истечению 180 календарных дней. Вместе с этим в бюджет произведена доплата НДС в размере 222.000.000 руб., пеней в размере 16.816.000 руб. (платежные поручения N 457 от 13.01.2021, N 1593 от 20.01.2021).
На текущий момент по спорным экспортным операциям необходимые подтверждающие документы собраны, правомерность применения 0 % НДС по данным операциям налоговыми органами подтверждена.
Обществом в адрес налогового органа 03.02.2021 направлено письмо (N 1484-МВМ от 03.02.2021) с просьбой пересчитать размер пеней, поскольку, по мнению налогоплательщика, расчет суммы пеней на размер начисленного НДС по документально неподтвержденным в пределах установленного законодательством срока экспортным операциям, следует осуществлять, начиная с 181-го дня с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
При этом налоговые органы произвели расчет пеней с 26-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт.
Согласно расчетам заявителя сумма пеней составляет 1.125.366 руб. Сообщением от 19.02.2021 N 07-10/01979 обществу отказано в пересчете размера пеней к уплате.
Обществом в адрес инспекции 26.04.2021 направлено дополнительное письмо (N 6604-МВМ от 26.04.2021) с просьбой произвести перерасчет сумм пеней к уплате с подробным обоснованием своей позиции.
Ответа на данное письмо обществом не получено.
Решением Федеральной налоговой службы от 25.08.2021 N КЧ-4-9/11966@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что начисление пеней в отношении сумм НДС в случае несвоевременного представления подтверждающих документов осуществляется на 181 день после помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в налоговые органы представляются, в том числе, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров, таможенная декларация с отметками российского таможенного органа осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 % при реализации товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются налоговому органу в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в случае не представления указанных документов по истечению 180 календарных дней, операции по реализации данных товаров подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации - 20 %.
Моментом определения налоговой базы в данном случае в силу п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлены последствия непредставления подтверждающих документов в 180-дневный срок в виде налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) по ставкам, установленным Кодексом.
При этом момент определения налоговой базы не имеет юридического значения для целей исчисления пеней, поскольку в силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, кроме налоговой ставки обязательным элементом налогообложения является срок уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 174 Кодекса уплата НДС производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований считать сроком уплаты налога по неподтвержденным экспортным операциям срок, установленный п. 1 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, так как этот срок установлен для уплаты налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации в указанных подпунктах ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не перечислены и, соответственно, срок уплаты налога, установленный ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, на данные операции не распространяется.
Оснований считать таким сроком 181-день день с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта не имеется, так как из п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации это не следует.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В рассматриваемом случае, по спорным экспортным операциям необходимые подтверждающие документы собраны, правомерность применения ставки 0 % НДС по данным операциям налоговыми органами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что заявителем 25.04.2022 подана уточненная налоговая декларация за период, в котором собран пакет подтверждающих экспорт документов - IV квартал 2020 (корректировка N 9) с отражением спорных операций в установленном законодательстве порядке, в том числе для целей подтверждения со стороны налогового органа правомерности заявленного по указанным операциям вычета по НДС.
При этом в ходе проведения камеральной налоговой проверки в адрес заявителя направлено требование N 1870 от 20.05.2022, согласно которому спорные операции некорректно отражены в разделе 4 декларации за IV квартал 2020.
По мнению налогового органа, операции по реализации товаров на экспорт подлежат отражению в разделе 4 первичной налоговой декларации.
Право заявить исчисленную и уплаченную в связи с несвоевременным подтверждением экспорта сумму налога в качестве налогового вычета в налоговой декларации по НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором сумма налога фактически поступила в бюджет.
Таким образом, право налогоплательщика должно быть зафиксировано в первоначально поданной декларации за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, но не ранее периода, в котором произошла уплата налога в бюджет.
В рамках настоящего дела, фактическая оплата налога по неподтвержденным экспортным операциям, отгрузка по которым произведена в III и IV кварталах 2019, осуществлена 13.01.2021 платежным поручением N 456.
Следовательно, право на вычет НДС у налогоплательщика возникает не ранее 1 квартала 2021.
Заявителем 15.07.2022 подана первичная налоговая декларация за 2 квартал 2022 с включением в 4 раздел сумм НДС, уплаченных ранее по неподтвержденным экспортным операциям.
По камеральной проверке экспортные операции подтверждены.
С учетом того, что обоснованность применения заявителем ставки в размере 0 % подтверждена, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени не могут быть начислены ранее наступления 181-го дня с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Таким образом, действия налогового органа по отказу в пересчете размера излишне уплаченных пеней в размере 17.075.772 руб. являются неправомерными.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявителем произведен перерасчет суммы пеней к оплате за несвоевременное представление документов в рамках экспортных операций исходя из позиции о начислении пеней, начиная с 181-го дня с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, которая составила 6.117.817 руб.
В материалы дела представлен детальный расчет с указанием периодов начисления пеней.
Контррасчет пеней налоговым органом не представлено.
С учетом этого сумма начисленных налоговым органом пени подлежит корректировке в сторону уменьшения и составляет 10.957.956 руб. (17.075.773 руб. (начислено налоговым органом) - 6.117.817 руб., следовательно, требования общества по ее возврату являются обоснованные.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-253750/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253750/2021
Истец: АО "МЕТРОВАГОНМАШ"
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4