г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А56-60121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - Кошелев К.В. по доверенности от 07.10.2022,
от ответчика - не явился (извещен),
от третьих лиц - не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-684/2023) Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-60121/2022, принятое по иску
публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
о взыскании,
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Диалог",
2) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"
3) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга,
4) Комитет финансов Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - ответчик) о взыскании 6 860 руб. 03 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д.1/25, лит. В, пом. 28-Н в период с декабря 2020 года по декабрь 2021 года, 593 руб. 38 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 31.01.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Диалог", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что надлежащим ответчиком является арендатор, указанный в расчете задолженности со ссылкой на договор теплоснабжения N 65382-НПП-11; апеллянт также указывает, что обязанность по содержанию нежилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, возлагается на районные жилищные агентства в пределах выделенных им бюджетных ассигнований.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец в период с декабря 2020 года по декабрь 2021 года осуществлял поставку тепловой энергии на нужды теплоснабжения объекта - помещения 28-Н, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1/25, лит.В.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, собственником указанного выше помещения является город Санкт-Петербург.
Ссылаясь на неоплату ответчиком стоимости фактически потребленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
По положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, истец является исполнителем коммунальных услуг по отношению к должнику.
В силу пункта 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора "оказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно (подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
Суд первой инстанции признал доказанным факт потребления тепловой энергии в нежилом помещении, находящимся в собственности Санкт-Петербурга, в силу чего возложил обязанность по оплате стоимости тепловой энергии на Администрацию как представителя собственника имущества.
Указание на то, что Центральное РЖА обязано нести бремя расходов по содержанию помещений, являющихся государственной собственностью Санкт-Петербурга, не принимается апелляционной коллегией ввиду того, что доказательств наличия договорных отношений между истцом и Агентством материалы дела не содержат
Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и апеллянтом в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы, что Администрация является ненадлежащим ответчиком отклоняются, поскольку в пункте 3.13.18 Положения N 1098, администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия также полагает целесообразным отметить, что в материалах дела отсутствуют сведения о регистрации в установленном порядке договора аренды от 01.11.2006 N 03-А014433, заключенного с третьим лицом (обществом с ограниченной ответственностью "Диалог"), а также сведения об его действии в исковой период. Договор с ООО "Диалог" истцом не заключался.
Следовательно, лицом, обязанным оплатить задолженность в отношении спорного нежилого помещения, является Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, которая наделена статусом уполномоченного представителя Санкт-Петербурга как собственника нежилого здания в силу пункта 3.13.18 Положения N 1098 и в силу пункта 4.23 Положения N 1098 осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации также возлагает на нее обязательства по оплате денежных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Поскольку обязательства по оплате тепловой энергии ответчиком не исполнены, суд первой инстанции правомерно признал право истца на взыскание неустойки в размере 593 руб. 38 коп.
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-60121/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60121/2022
Истец: ПАО "ТГК-1"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, ООО "ДИАЛОГ", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"