г. Тула |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А62-1111/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Тучковой О.Г.., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Смоленская обувная фабрика" (ОГРН 1196733003367; ИНН 6732174951) - Курзинера Е.Э. (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом) и заинтересованного лица - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) - Колосовой С.Ю. (доверенность от 20.06.2022, паспорт, диплом), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ИНН 6730067390; ОГРН 1066731118244), департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ИНН 6732004533; ОГРН 1106732004488), управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ОГРН 1056758325238, ИНН 6731049404) и общества с ограниченной ответственностью "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области" (ИНН 6732042360; ОГРН 1126732010910), извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области и администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.11.2022 по делу N А62-1111/2022 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленская обувная фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконными действия по отмене разрешения на строительство от 11.03.2021 N 67 RU67302000-12-2021, оформленного письмом от 02.12.2021 N 10/2667-исх., возложении обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения иска (т. 1, л. 101-102).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - департамент по строительству), департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее - департамент госстройнадзора), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области и общество с ограниченной ответственностью "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области" (далее - корпорация).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.11.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и департамент госстройнадзора обратилось с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что принятые судом первой инстанции документы, на которых им сделаны соответствующие выводы, в администрацию и департамент госстройнадзора не представлялись.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департаментом госстройнадзора было заявлено об участии в деле по веб-конференции, определением суда заявление удовлетворено. Между тем на связь данное лицо не вышло, по звонку секретаря в адрес представителя получено согласие на рассмотрение жалоб в отсутствие представителя департаментом госстройнадзора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществом 20.08.2019 была подана заявка на присвоение статуса резидента областного государственного индустриального парка "Феникс". К заявке приложен бизнес-план инвестиционного проекта "Строительство фабрики по производству обуви".
Распоряжением губернатора Смоленской области от 23.10.2019 N 1631-р ему для реализации указанного проекта без проведения торгов были предоставлены в аренду 2 земельных участка, в том числе многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 67:27:0000000:5240, площадью 37 332 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, г. Смоленск - на территории областного государственного индустриального парка "Феникс", управление которым осуществляет ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области".
На основании данного распоряжения между оюбществом и Смоленской областью сроком на 5 лет был заключен договор (регистрационный номер 156) от 24.10.2019 аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0000000:5240, площадью 37 332 кв. м, который в установленном порядке был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 01.11.2019 внесена запись регистрации N 67:27:0000000:5240-67/056/2019-2.
По заказу общества специализированной организацией ООО "Проектно-строительная компания МСК" был разработан проект строительства производственного здания, на основании которого общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
По результатам рассмотрения заявления администрацией 11.03.2021 было выдано разрешение N 67-RU67302000-12-2021 на строительство производственного здания: общая площадь 1443,93 кв. м, 1-этажное, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0000000:5240.
Срок действия разрешения - до 11.03.2022.
Между тем при проведении 28.09.2022 выездной проверки должностными лицами департамента госстройнадзора было установлено, что санитарно-защитная зона возводимого объекта капитального строительства, в случае осуществления на нем производственной деятельности по изготовлению обуви, будет составлять от 100 до 300 метров, что находится за пределами земельного участка, отведенного под строительство, о чем сообщено в департамент по строительству (письмо от 01.10.2021 N 5090 (т. 1, л. 90-91), который, в свою очередь, о выявленном нарушении сообщил в администрацию (письмо от 23.11.2022 N 6069д (т. 1, л. 88-89).
Письмом от 20.01.2022 N 3/23/0019-исх заместитель главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям администрации уведомило корпорацию об отмене разрешения на строительство, выданное обществу (т. 1, л. 14.
Администрация в адрес общества направило письмо от 02.11.2021 N 10/2667исх об отмене разрешения на строительство от 11.03.2021 N 67- RU67302000-12-2021 (т. 1, л. 87)
Считая действия администрации по отмене разрешения на строительство от 11.03.2021 N 67 RU67302000-12-2021, оформленные письмом от 02.12.2021 N 10/2667-исх., не законными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Пунктом 4 этой части установлено, что для получения разрешения на строительство заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 данного Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 данного Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 данного Кодекса.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 данного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из материалов дела следует, что основанием к принятию оспариваемого письма от 02.12.2021 N 10/2667исх об отмене разрешения на строительство от 11.03.2021 N 67 RU67302000-12-2021 явился вывод департамента госстройнадзора о нарушении обществом раздела 7.1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции, действующей в спорный период).
Так, согласно этому разделу производство обуви относится к IV классу опасности с санитарно-защитной зоной - 100 метров.
Однако в представленной обществом документации к заявлению о выдаче разрешения на строительство отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее уменьшение санитарно-защитной зоны от производственного здания.
При этом при рассмотрении раздела 2 проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" можно сделать вывод, что санитарно-защитная зона выходит за границы земельного участка.
Санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Положениями статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принимаются, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1 и 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введена в действие с 01.03.2008 новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В случае, если объект не является источником воздействия на среду обитания, установление санитарно-защитных зон не требуется (письмо Роспотребнадзора от 11.09.2020 N 09-14655-2020-19).
С учетом сказанного, по мнению апелляционного суда, для применения положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в частности, раздела 7.1.6, необходимо установить превышение уровня создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Однако из письма департамента госстройнадзора, на основании которого в последующем было принято решение об отмене выданного ранее разрешения на строительство, не усматривается разрешение данного вопроса. Доказательства того, что уровни создаваемого обществом загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, а также доказательства проведения замеров уровней загрязнения атмосферного воздуха и иных неблагоприятных воздействий, в материалы дела не представлены.
Таким образом, следует признать, что в настоящем случае администрацией не доказано, что у нее имелись правовые основания для отмены разрешения на строительство.
Более того, апелляционный суд отмечает, что отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации в период рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство не явилось препятствием для его выдачи, а, значит, администрация считала, что проектная документация экспертизе не подлежит.
Следовательно, если ее мнение в период действия разрешения изменилось, то именно она в силу части 5 статьи 200 АПК РФ должна доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), что администрацией в настоящем деле сделано не было.
Напротив, обществом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие его позицию о том, что разрешение было выдано правомерно, поскольку положительного заключения экспертизы проектной документации в период рассмотрения заявления не требовалось.
Так, им представлены следующие документы:
1. Проект санитарно-защитной зоны для объекта: "Строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви" по адресу: г. Смоленск, областной государственный индустриальный парк "Феникс", утвержденный 05.09.2022 генеральным директором общества;
2. Экспертное заключение от 13.09.2022 N 2016 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта: "Строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви" по адресу: г. Смоленск, областной государственный индустриальный парк "Феникс", выполненное Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения (ФБУЗ) "Центр гигиены н эпидемиологии в Смоленской области" (аттестат аккредитации RA.RU.710042 выдан 24.07.2015);
3. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.09.2022 N 67.СО.01.000.Т.000400.09.22 о соответствии Проекта санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта: "Строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви" по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, областной государственный индустриальный парк "Феникс" (кадастровый номер земельного участка 67:27:0000000:5240) требованиям СанПин.
Как следует из содержания данных документов, в период с 05.09.2022 по 13.09.2022 на основании заявления общества от 05.09.2022 N 67-20/4488-2022 специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" в соответствии с пунктом 4 приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценки" была проведена оценка соответствия (несоответствия) проектных материалов требованиям:
1. постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222;
2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" с изменениями и дополнениями;
3. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий";
4. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
5. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Проект санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта: "Строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви" по адресу: г. Смоленск, Государственный индустриальный парк "Феникс" разработан филиалом ЦЛАТИ по Смоленской области (214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д. 11).
Проектируемый объект расположен по адресу: г. Смоленск, областной государственный индустриальный парк "Феникс".
Территория объекта находится на одном из контуров многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0000000:5240 (номер контура - 2) категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование по документу (копия выписки из ЕГРН) - для строительства индустриального (промышленного) парка. Общество использует земельный участок с кадастровым номером 67:27:0000000:5240 на основании договора аренды от 24.10.2019 N 156, заключенного с департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (копия договора представлена в проекте).
Проектом предусматривается строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви на одном из контуров многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0000000:5240 (номер контура - 2).
Проектируемое здание производственного корпуса по производству полиуретановой обуви прямоугольное, с размерами в плане 30 x 49 м. Здание запроектировано из сэндвич-панелей толщиной 150 мм, оконные блоки из 7-камерного профиля с тройным остеклением. Стеклопакеты с разнотолщинными камерами с повышенным коэффициентом звуко- и теплопроницаемости.
В проектируемом объекте предусмотрено размещение карусельного станка ДЕСМА.
Технологический процесс, выполняемый карусельной установкой для литья полиуретановой обуви DESMA (модель В 512/ 12 ПУ-ПУ, заводской номер 10-01174, год выпуска 2021, производитель DESMA Schuhmaschinen GmbH, код соответствия ТН ВЕД ЕАЭС 8477598000), основан на технологии закрытой полимеризации полиуретана. Компания ДЕСМА имеет многолетний опыт производства данного оборудования и является мировым лидером в этом сегменте, с самыми строгими нормами экологической безопасности.
Технологический процесс производства - закрытый, герметичный, полностью автоматизирован и сертифицирован по экологическим нормам, как Е0 (имеет выбросы менее 0,05 ПДК).
Компоненты исходного сырья нетоксичные высокомолекулярные полимеры. Компонент А - сложный полиэфир. Компонент В - преполимер.
Имеют паспорта экологической безопасности, поставляются и хранятся в герметичной таре (200 литровые металлические бочки).
Перекачка из транспортировочной тары в технологические емкости станка осуществляется закрытыми насосами через герметичные трубопроводы. Любое нарушение герметичности на всех стадиях производства от хранения до получения готовой продукции не допускается, так как приводит к вступлению компонентов в реакцию с водяными парами, содержащимися в воздухе даже в предельно малых дозах. Допустимое содержание водяного пара - не более (точка росы) - 40 С градусов.
Технологическое хранение компонентов происходит в герметичных емкостях, без доступа атмосферного воздуха. Поддавливание осуществляется очищенный сжатым воздухом, с точкой росы - 70 С градусов.
Транспортирование до узла смешивания происходит по трехслойным трубопроводам с двойным армированием. Герметичность соединений трубопроводов с узлами оборудования осуществляется за счет запатентованных DESMA Schuhmaschinen GmbH соединений с гидрозамками с датчиками протечек.
Узел дозировки и смешивания компонентов полностью автоматизирован и герметичен и позволяет производить дозировку с точностью, до 0,01 %. Компоненты подаются в камеру смешения только непосредственно перед впрыском. Далее в течение 0,5 сек. Происходит смешивание компонентов на оборотах свыше 10 000 об/мин и узел смешения подается к карусельной установке.
Впрыск смеси компонентов происходит через герметичный мундштук в герметичный матрично-пуансонный блок, с двухконтурными щелевыми уплотнителями, размещенный на карусельном столе. Производится нагрев и поворот стола. Время полной полимеризации 25 - 33 сек.
Открытие герметичного матрично-пуансонного блока производится, в соответствии с производственным циклом, через временной интервал троекратно превышающий время полимеризации. Внесено в заводские настройки и контролируется автоматикой.
Оборудование имеет многоступенчатую защиту от протечек компонентов и нарушений производственного цикла. Имеет нулевые выбросы и соответствует классу ЕО (Высший класс экологической безопасности, с отсутствием воздействия на окружающую среду).
Применяемые в производстве компоненты и все расходные материалы, также экологичны и не оказывают воздействия на окружающую среду. Это политика DESMA Schuhmaschinen GmbH в вопросе соблюдения Экологической Конвенции Европейского Союза.
Пунктом 5 Правил N 222 установлен запрет на использование земельных участков в границах санитарно-защитной зоны в целях:
- размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Согласно пункту 70 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе:
- в жилой зоне - < 1,0 ПДК (ОБУВ);
- на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - < 0,8 ПДК (ОБУВ).
В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
В силу пункта 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.
Специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" установлено, что промплощадка областного государственного индустриального парка "Феникс" не размещается в ориентировочной санитарно-защитной зоне предприятий по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий.
Ближайшая к промплощадке нормируемая территория (земельные участки для садоводства) расположена на расстоянии 119 - 142 м от границы промплощадки в юго-западном и западном направлении. Ближайшая жилая зона (земельные участки для индивидуального жилищного строительства) находится на расстоянии 880 м от границы промплощадки в юго-восточном направлении.
Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0000000:5240 практически полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 67:18-6.1200, третий пояс зоны санитарной охраны водозабора МУЭП "Печерское" в пос. Печерск Смоленского района Смоленской области (ГВК 66205336), частично находится в границах зоны с реестровым номером 67:00-6.289 - зона санитарной охраны третьего пояса проектируемого водозабора ОГКУ "УКС Смоленской области, расположенного по адресу: район ТЦ Метро" (Скважина 2). На земельном участке отсутствуют склады горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и другие объекты, обусловливающие опасность химического и биологического загрязнения подземных вод.
Согласно расчетам рассеивания по всем веществам максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ за контуром объекта (граница земельного участка) не превышает 1 ПДК м.р.
По результатам расчетов уровни шума на границе земельного участка (контур объекта), а также на границе нормируемой территории уровни звука от источников шума промплощадки в дневное время (7 - 23 ч) не превышают допустимые уровни, установленные СанПиН 2.1.3684-21.
Наибольшие эквивалентные/максимальные уровни звука от источников шума промплощадки в расчетных точках составили:
- на границе земельного участка (контур объекта): 34,8/48,8 дБА;
- на границе жилой зоны: 0,00/20,40 дБА.
Дополнительных мероприятий по снижению шума для источников промплощадки не требуется.
Таким образом, даже в границах контура объекта (граница многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0000000:5240 (номер контура - 2)) химическое воздействие производства на атмосферный воздух, его физическое воздействие не превышают допустимых показателей. Источники биологического воздействия не запроектированы.
С учетом этого специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" пришли к выводу, что для рассматриваемого объекта установление санитарно-защитной зоны по химическому, физическому и биологическому фактору в соответствии с пунктом 1 Правил N 222 не требуется.
В заключении также отмечено, что проект санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта: "Строительство производственного корпуса по производству полиуретановой обуви" по адресу: г. Смоленск, областной государственный индустриальный парк "Феникс" соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" с дополнениями и изменениями;
- СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Проект содержит сведения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222.
Представлением указанных документов по существу восполнена неполнота проектной документации (часть 7 статьи 51 ГрК РФ), послужившая основанием для отмены разрешения на строительство.
К тому же из пояснений исполнительного директора общества Зозуме А.А. усматривается, что объект, указанный в разрешении на строительство от 11.03.2021 N 67 RU67302000-12-2021, является уже вторым производственным корпусом из числа тех, которые предусмотрены инвестиционным проектом (первый корпус был построен ранее). В нем изначально планировалось разместить производственное оборудование, которое не оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду, жизнь и здоровье людей, в том числе работающих на данном оборудовании. Документы, обосновывающие отсутствие необходимости установления санитарно-защитной зоны и, соответственно, получения положительного заключения экспертизы проектной документации, могли быть подготовлены и представлены обществом еще на стадии обращения в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, но у него эти документы никто не испрашивал. Не были испрошены они и перед принятием решения об отмене выданного разрешения.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что конституционно-правовые гарантии собственности и имущественных прав и в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации) находятся в тесной взаимосвязи с принципом доверия к закону и действиям публичной власти: участники соответствующих правоотношений должны обладать возможностью в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Доверие к закону и действиям государства, как указывает Конституционный Суд в постановлении от 15.02.2019 N 10-П, основываются на разумной стабильности регулирования, предполагающего адекватные условия изменения правового статуса участников длящихся правоотношений.
Судом установлено, что строительство объекта, указанного в разрешении на строительство от 11.03.2021 N 67 RU67302000-12-2021, завершено, в подтверждение чего представлены фотоснимки размещенного в цехах производственного оборудования.
Следовательно, отмена разрешения на строительство влечет для общества, которое действовало добросовестно (пункт 5 статьи 10 ГК РФ) и полагало, что, в свою очередь, органом местного самоуправления при выдаче разрешения учтены все требования градостроительных и строительных норм и правил (правомерные ожидания), дополнительные расходы. Это неблагоприятно отражается на производственно-хозяйственной деятельности общества и, как следствие, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом сказанного суд первой инстанции правомерно посчитал, что администрация ненадлежащим образом исполнила обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, по поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 17 Постановления N 21).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционных жалоб о том, что обществом представленные документы не были представлены администрации и департаменту горстройнадзора, не имеют правового значения, поскольку при рассматриваемом предмете именно на них лежит обязанность доказать правомерность своих действий.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.11.2022 по делу N А62-1111/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1111/2022
Истец: ООО "СМОЛЕНСКАЯ ОБУВНАЯ ФАБРИКА", ООО "Смоленская обувная фабрика"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, Департамент Смоленской области по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству, Заместитель начальника управления государственного строительства надзора Департамента государственного строительства и технического надзора Смоленской области Цмокал Ирина Константиновна, корпорация инвестиционного развития Смоленской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ