г. Вологда |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А05-7892/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2022 года по делу N А05-7892/2022,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Красноборское обособленное подразделение (ОГРН 1162901060376; ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области (ОГРН 1022901353859; ИНН 2914000230;
адрес: 165430, Архангельская область, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 7-а; далее - Администрация) о взыскании 32 724 руб. 41 коп. в счет возмещения затрат на тушение лесного пожара в квартале 4, выделах 16, 17 Красноборского сельского участкового лесничества Красноборского лесничества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство), государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр".
Решением суда от 23 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Истцом не представлены доказательства причинения ответчиком вреда, а также расчет затрат истца на тушение лесного пожара. Управление не является надлежащим истцом по делу.
Управление и Министерство в отзывах на апелляционную жалобу просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.04.2021 работниками государственного казенного учреждения Архангельской области "Красноборское лесничество" был обнаружен лесной пожар в квартале 4 выделах 16, 17 Красноборского сельского участкового лесничества участок "Красноборский" (координаты пожара 61°6276 СШ, 45°9016 ВД), эксплуатируемые леса местного потребления, квартал, свободный от аренды, площадь пожара в момент обнаружения составила 0,5 га.
Согласно акту о лесном пожаре от 26.04.2021 N 2 пожар обнаружен 21.04.2021 в 16 час 00 мин и ликвидирован 22.04.2021 в 07 час 00 мин, потерь древесины нет, ущерба от потерь древесины нет, ущерб государственному лесному фонду не причинен.
В соответствии с актом о лесном пожаре на границе с лесным фондом минерализованных полос не обнаружено, очистка от пожнивных и порубочных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса не произведена; пожар на территорию лесного фонда перешел с земель иных категорий (от сельхозпала).
Причиной возникновения лесного пожара стал переход огня из-за сильных порывов ветра от сухой травы на земельном участке д. 1а д. Цивозерский Погост Красноборского района Архангельской области, кадастровый номер 29:08:023601:14 на лесной фонд (от пожара вне границ земель лесного фонда).
Согласно письму администрации муниципального района "Красноборский муниципальный район" от 11.10.2021 N 01.1-21/233 земли лесного фонда, расположенные вблизи д. Цивозерский Погост и д. Среднее Шипицыно, на которых произошёл лесной пожар, частично граничат с земельным участком с кадастровым номером 29:08:023601:14, местоположение: Архангельская область, Красноборский муниципальный район, МО "Белослудское", д. Цивозерский Погост, N 1а, площадь 11300 кв. м, вид разрешенного использования - религиозное использование (для размещения кладбищ), а также с землями сельскохозяйственного назначения, бывшего совхоза "Красноборский".
В соответствии с Уставом муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области (далее - Устав), утвержденным решением Собрания депутатов МО "Красноборский район" от 06.07.2005 N 38 - Красноборский район является муниципальным образованием, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, находится на территории Архангельской области и наделен законом Архангельской области статусом муниципального района. Правовой статус муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области определяется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, а также Уставом муниципального образования "Красноборский муниципальный район" и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 1 статьи 4 Устава исполнительно-распорядительным органом МО "Красноборский муниципальный район" является администрация.
Пунктом 17 статьи 6 Устава определено, что к вопросам местного значения Красноборского муниципального района относятся: содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В состав МО "Красноборский муниципальный район" входят муниципальные образования - 7 сельских поселений, в том числе МО "Белослудское" (пункт 1 статьи 2 Устава).
В отношении юридического лица администрации МО "Красноборский муниципальный район" 09.03.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 и части 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Указанное постановление Администрацией было обжаловано в Красноборский районный суд Архангельской области.
Решением Красноборского районного суда Архангельской области от 21.04.2022 постановление изменено с исключением из него указания на наличие вины Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением Архангельского областного суда от 26.05.2022 решение от 21.04.2022 оставлено без изменения.
Установлено, что в ликвидации пожара приняла участие бригада Красноборского участка Верхне-Тоемского подразделения ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр", согласно справке которого затраты на тушение лесного пожара в квартале 4, выделах 16, 17 Красноборского сельского участкового лесничества Красноборского лесничества составили 32 724 руб. 41 коп.
Красноборским обособленным подразделением управления лесничествами 06.06.2022 в адрес муниципального образования "Красноборский муниципальный район" направлено претензионное письмо N 399 о добровольном возмещении затрат, связанных с тушением пожара.
Оставление претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, иск удовлетворил в полном объеме.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Противоправность означает любое нарушение чужого субъективного права, причинившее вред. Обязательства из причинения вреда опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было управомочено нанести вред.
Причинная связь между противоправным действием причинителя и наступившим вредом является обязательным условием деликтной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму по времени и первое порождает второе.
Деликтная ответственность по общему правилу наступает лишь за виновное причинение вреда.
Согласно статье 401 ГК РФ вина выражается в форме умысла или неосторожности.
Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности и заботливости.
Статья 1082 названного Кодекса в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков по пункту 2 статьи 15 ГК РФ, понятие которых раскрыто законодателем в названной норме закона.
При этом для применения ответственности в виде возмещения убытков, за взысканием которых заинтересованное лицо обратилось в суд, истцу необходимо доказать в совокупности наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51 ЛК РФ).
В силу части 5 статьи 51 ЛК РФ тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Решением Красноборского районного суда Архангельской области от 21.04.2022 по делу N 12-33/2022 установлено, что лесной пожар возник в результате нарушения ответчиком требований правил пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, именно Администрация была обязана производить очистку территории земельного участка, примыкающего к лесному массиву и находящегося в её распоряжении, как не разграниченная государственная собственность.
Довод апеллянта о том, что Управление не является надлежащим истцом по делу, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Иск предъявлен Управлением, которое в соответствии с положением, утвержденным приказом Министерства от 27.07.2016 года N 160, осуществляет полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров), а также полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получателя средств областного бюджета в случаях и в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации; представляет в установленном порядке в судах права и законных интересов Архангельской области и Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Министерство осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию его компетенции, в случаях и в порядке, которые, предусмотрены бюджетным законодательством.
Согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Архангельской области, подведомственным Министерству, которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Затраты на тушение вышеуказанного пожара погашены за счет средств областного бюджета.
Обязанность по возмещению затрат по тушению пожара образовалась у Администрации перед бюджетом Архангельской области, в связи с чем в реквизитах по перечислению указан код бюджетной классификации 04511302992020000130 (прочие доходы от компенсации затрат бюджетов Российской Федерации). Данный КБК закреплен за Министерством как администратором доходов распоряжением от 23.12.2021 N 1854р.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2022 года по делу N А05-7892/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7892/2022
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Ответчик: администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области
Третье лицо: государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр", Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области