город Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А40-188839/2022 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "ЛокоТех-Сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года
по делу N А40-188839/2022, принятое судьей Куклиной Л.А.,
в порядке упрощенного производства,
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727)
к ООО "ЛокоТех-Сервис" (ИНН 7704758153)
о взыскании неустойки,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО "ЛокоТех-Сервис" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 183.000 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что штраф не подлежит взысканию за отказы технических средств на локомотивах 3-й категории; а также на недоказанность задержки поезда по вине ответчика.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как видно из материалов дела, 30.04.2014 г. между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов N 285, в соответствии с которым истец поручает и обязуется оплатить, а ответчик принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов в порядке и сроки, определенные договором.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора, ответчик обязуется осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов согласно требованиям, установленным техническими условиями, руководствами и другими нормативными документами производителей локомотивов и оборудования, а также нормативными документами ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 12.9 договора в случае совершения нарушений условий настоящего договора, указанных в приложении N 19 к настоящему договору, виновная сторона в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления требований уплачивает другой стороне штраф в размере, предусмотренном приложением N 19 к настоящему договору.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает штраф в размере 183.000 руб., начисленный в результате отказа технических средств на локомотивах с поездами, возникших по вине ООО "ЛокоТех-Сервис", что подтверждается рекламационными актами, оформленными в соответствии с требованиями договора (приложение N 4 к договору "Регламент взаимодействия по сервисному обслуживанию локомотивов"). Акты рекламации, составленные по фактам отказов технических средств на локомотивах, а также иные документы направлены ответчику в качестве приложений к требованиям об оплате сумм штрафа.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком условий заключенного между сторонами договора на сервисное обслуживание локомотивов и наличии оснований для взыскания штрафа в отыскиваемом размере.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что основания для взыскания с ответчика штрафа за отказы локомотивов 3-ей категории неисправности отсутствуют, не принимаются апелляционным судом.
Согласно пункту 1.7. Распоряжения ОАО "Российские железные дороги" от 01.10.2018 г. N 2160/р "Об утверждении положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "Российские железные дороги" с использованием автоматизированной системы КАСАНТ и положения об учете, расследовании и анализе технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО "Российские железные дороги" с использованием автоматизированной системы КАСАТ" (далее - Распоряжение), отказы локомотивов на линии классифицируются по трем категориям; при этом к 1 категории относятся отказы, вызывавшие задержку поездов на 1 час и более, ко 2 категории - вызвавшие задержку грузового поезда продолжительностью от 15 минут до 1 часа, к 3 категории - не вызвавшие последствия, предусмотренные отказами 1 и 2 категорий.
Однако договор N 285 и приложение N 19 к нему не устанавливают зависимость продолжительности задержки локомотива при его отказе и возможность применения штрафных санкций за отказ локомотива на линии. Сам по себе отказ локомотива на линии в составе поезда предполагает задержку поезда. Ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что оспариваемые им отказы локомотива на линии не повлекли задержку поезда, независимо от продолжительности задержки (например, отказавший локомотив не находился в составе поезда).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика за отказы оборудования на линии не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в актах-рекламациях содержатся достаточные сведения, указывающие на вину ответчика в отказе локомотивов, и на факты задержки поездов. В соответствии с Регламентом взаимодействия (приложение N 4 к договору) при несогласии с выводами акта-рекламации ответчик вправе требовать проведения независимой экспертизы, либо обратиться в постоянно действующую комиссию ОАО "Российские железные дороги" по рассмотрению разногласий, однако своим правом ответчик не воспользовался, чем фактически согласился с выводами актов-рекламаций о наличии его вины в возникновении неисправностей локомотивов.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку повторяют доводы, ранее заявленные в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года по делу N А40-188839/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188839/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"