город Воронеж |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А35-6476/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации города Курска: представители не явились, извещена надлежащим образом;
от Акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": представители не явились, извещено надлежащим образом;
от муниципального образования "Город Курск" в лице администрации города Курска: представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов города Курска: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-6476/2021, по исковому заявлению Акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" к муниципальному образованию "Город Курск" в лице администрации города Курска о взыскании 28 618 руб. 66 коп., третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов города Курска, Комитет финансов Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "САБ по уборке г. Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации МО "Город Курск" о взыскании за счет казны муниципального образования "Город Курск" расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 28 618 руб. 66 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 2000 руб.
Решением от 20.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что требования, заявленные к Администрации города Курска о взыскании расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, являются необоснованными, поскольку место несанкционированного размещения ТКО находится на землях не находящихся в муниципальной собственности. Считает, что оплата муниципальным образованием "Город Курск" в лице Администрации города Курска денежных средств за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов, расположенного на землях государственная собственность на которые не разграничена будет являться нецелевым использованием средств бюджета города.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "САБ по уборке г. Курска возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, АО "САБ по уборке г. Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО по Северо-Восточной зоне на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.10.2017.
11.10.2019 комиссией в составе представителя АО "САБ по уборке г. Курска", заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г. Курска, главного специалиста-эксперта комитета экологической безопасности и природопользования г.Курска, главного специалиста отдела контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда МКУ "Городская инспекция ЖКХ" было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, лестница между домами 61 по ул. К.Маркса и ТЦ "Европа" К.Маркса д.59, координаты места: 51.75758930, 36.189069, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 11.10.2019 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 30 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 3 куб.м.
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска требования от 22.11.2019 N 01-10/19-901, от 28.01.2020 N 01-10/20-119 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В ответном письме от 06.02.2020 N 1167/02.1.01-01 Комитет ЖКХ г. Курска указал, что комитет не обладает полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок; ликвидация подобных свалок лежит на собственнике земельного участка. Аналогичный ответ был дан комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска от 04.02.2020 N 875/07.1-14 с указанием на то, что полномочия по ликвидации несанкционированных свалок принадлежат субъекту - Курской области.
Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО "САБ по уборке г.Курска" самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: г. Курск, лестница между домами 61 по ул.К.Маркса и ТЦ "Европа" К.Маркса д.59, координаты места: 51.75758930, 36.189069, площадь ТКО по результатам ликвидации - 150 кв.м., объем ТКО по результатам ликвидации - 8 куб.м., о чем 06.03.2020 комиссией в составе представителя АО "САБ по уборке г. Курска", консультанта отдела охраны окружающей среды комитета городского хозяйства г.Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г.Курска, консультанта отдела внешнего благоустройства комитета городского хозяйства г.Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 06.03.2020 с приложением материалов фотофиксации.
Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 28 618 руб. 66 коп., в подтверждение чего АО "САБ по уборке г. Курска" представило локальный сметный расчет и путевые листы от 05.03.2020 N 00000004537, от 06.03.2020 N00000004624, от 06.03.2020 N00000004586 грузового автомобиля, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
Ссылаясь на несение расходов по ликвидации места размещения твердых коммунальных отходов, АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г.Курска, Администрации Курской области требование (претензию) от 01.06.2021 N 01-10/21-718, в которой предлагало в течение 30 дней возместить понесенные расходы.
Учитывая, что претензия осталась без исполнения, АО "САБ по уборке г. Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации г. Курска о взыскании за счет казны муниципального образования "город Курск" расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 28 618 руб. 66 коп.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
Частью 1 статьи 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, АО "САБ по уборке г.Курска" просило суд взыскать с муниципального образования "город Курск" как собственника земельных участков, на которых размещались несанкционированные свалки, понесенные расходы по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе, от загрязнения отходами производства и потребления (пункт 2).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (часть 2 статьи 13).
Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Правил).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил).
Материалами дела подтверждается, что 11.10.2019 комиссией в составе представителя АО "САБ по уборке г. Курска", заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г.Курска, главного специалиста-эксперта комитета экологической безопасности и природопользования г.Курска, главного специалиста отдела контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда МКУ "Городская инспекция ЖКХ" было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, лестница между домами 61 по ул.К.Маркса и ТЦ "Европа" К.Маркса д.59, координаты места: 51.75758930, 36.189069, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 11.10.2019 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 30 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 3 куб.м.
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, истец полагал, что Администрация г. Курска несет ответственность за территорию муниципального образования, на которой размещены несанкционированные свалки ТКО, а также за организацию работы по их ликвидации.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежат Комитету по управлению имуществом Курской области и Администрации г. Курска не передавались, в связи с чем у Администрации г. Курска отсутствуют обязательства по совершению каких-либо действий по отношению к указанным землям.
Согласно положениям норм статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
* органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
* органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв.м., за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Пунктом 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" закреплено, что в рамках предоставленных полномочий комитет вправе заключать договоры мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимать решения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и выдавать разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, полномочия комитета, как представителя исполнительной власти Курской области, в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами сводятся лишь к предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров).
В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пределах полномочий, предусмотренных Законом Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды.
Иных полномочий Комитету по управлению имуществом Курской области вышеуказанными нормативными актами не предоставлено.
Понятие "освоение территории" определено в статье 55.27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заключают договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо наемного дома коммерческого использования.
Таким образом, как верно указал суд области, полномочия Комитета по управлению имуществом Курской области, как представителя исполнительной власти Курской области, в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, сводятся лишь к предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров). Указанные полномочия являются выражением лишь одного полномочия собственника, а именно полномочия по распоряжению, но не владению и пользованию спорным имуществом.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Курска выдавались разрешения, регламентирующие использование выделенных земель, право собственности, на которые не разграничено, для размещения элементов благоустройства (контейнерных площадок), оформленных в виде Постановлений, что свидетельствует о реализации полномочий органа местного самоуправления в качестве собственника земель, собственность на которые не разграничена.
Содержание пункта 2.1.3. приложения 1 Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы" содержит раздел "участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе при ликвидации несанкционированных свалок", что полностью соответствует полномочиям, предусмотренным пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и относится к вопросам местного значения. Муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2020 N 304-ЭС19-25436 по делу NА75-21156/2018 указано, что органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, или собственников земельных участков, привлекая их к ответственности и понуждая к ликвидации захламления отходами земельных участков, несанкционированных свалок.
Как указано выше, определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том, числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично - властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае - Администрации города Курска. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20.10.2021 N 301-ЭС21-9256 по делу N А43-49410/2019, Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N 306-ЭС20-9414 по делу N А06-5913/2019.
С учетом изложенного, ссылки ответчика на то, что поскольку субъект РФ - Курская область наделен полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором было обнаружено и ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО, то, следовательно, у него возникла обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и возмещения понесенных региональным оператором расходов, верно отклонены судом как несостоятельные.
В соответствии с требованиями пункта 16 Правил истец направил в адрес Администрации г. Курска требования от 22.11.2019 N 01-10/19-901, от 28.01.2020 N 01-10/20-119 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с локально-сметным расчетом.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что Администрация города Курска не проинформировала регионального оператора о намерении провести закупку услуг по ликвидации несанкционированной свалки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, формулировка пунктов 16-18 Правил позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
Таким образом, в случае если орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника, в течение 30 дней после получения уведомления не обеспечил начало закупочных процедур либо не заключил контракт с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и региональный оператор во исполнение пункта 17 Правил N 1156 ликвидировал несанкционированную свалку самостоятельно, не может быть отказано в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов в связи с отсутствием государственного контракта.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что истцом в нарушение процедуры заключения муниципальных контрактов, предусмотренной Законом о контрактной системе, ликвидирована несанкционированная свалка, верно отклонены судом области, поскольку соответствующая ликвидация произведена в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, истцом процедура не нарушена. При этом обязанность по организации заключения муниципального контракта в соответствии с Законом о контрактной системе лежит на Администрации, которая в установленный срок заключение такого контракта не обеспечила.
Поскольку собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, истцом были проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок по адресу: г. Курск, лестница между домами 61 по ул.К.Маркса и ТЦ "Европа" К.Маркса д.59, координаты места: 51.75758930, 36.189069.
Ликвидация истцом несанкционированной свалки по адресу: г. Курск, лестница между домами 61 по ул.К.Маркса и ТЦ "Европа" К.Маркса д.59, координаты места: 51.75758930, 36.189069, подтверждается актом ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 06.03.2020, а также путевыми листами 05.03.2020 N 00000004537, от 06.03.2020 N00000004624, от 06.03.2020 N00000004586 грузового автомобиля, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов законодательством Российской Федерации не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
На основании вышеуказанных документов, истцом был составлен локально-сметный расчет уборки места несанкционированного размещения отходов, включающий фактические затраты на оказание услуги по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающий фактическую себестоимость выполненных работ. Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составила 28 618 руб. 66 коп.
Представленный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным, ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-6476/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6476/2021
Истец: АО "Спецавтобаза по уборке города Курска"
Ответчик: Администрация МО "город Курск"
Третье лицо: Комитет по управлению иумществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска, Комитет финансов Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд