г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А40-212441/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-212441/22 по иску АО "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769) к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) третье лицо: ООО "УК Лига ДВ" о взыскании задолженности за подачу тепловой энергии,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика 1: Ануфриев А.Н. по доверенности от 01.01.2023;
от ответчика 2: Лебедев Д.В. по доверенности от 11.10.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период октябрь 2021 года - май 2022 года в сумме 1 883 055, 92 руб., пени в сумме 16 018, 94 руб. за каждый день просрочки с 11.12.2021 по 31.03.2022 (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Также, не согласившись с принятым решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку судом принято незаконное и необоснованно решение.
Представители ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, представил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционные жалобы рассматриваются в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства Обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Функции и полномочия учредителя в отношении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ осуществляет Министерство Обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ с 18.08.2021 является правообладателем жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Артем ул. Кирова, 160, 161, на праве оперативного управления, что подтверждается приказом директора Департамента военного имущества МО РФ N 3119 от 28.12.2020.
В период отопительного сезона АО "ДГК" с октября 2021 года по май 2022 года произвело отпуск тепловой энергии на объекты абонента и выставило к оплате счета - фактуры за фактически потребленную тепловую энергию на сумму 1 883 055, 92 руб.
Учитывая то, что на момент подачи иска в суд, истец не располагал сведениями, отраженными в технических паспортах о площадях спорных помещений, а в представленном с иском расчете по жилым помещениям квартира N 18 - указано 22 кв.м., тогда как верно 43,5 кв.м., квартира N 19 - указано 47,3 кв.м., тогда как верно 47,7 кв.м., квартира N 32 - указано 44,2 кв.м., тогда как верно 44,3 кв.м., квартира N 45 - указано 47,2 кв.м., тогда как верно - 47,7 кв.м., истец уточнил исковые требования.
Таким образом, задолженность за фактически потребленную тепловую энергию составила 1 883 055, 92 руб.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Фактическое потребление и начисления по жилым незаселенным помещениям за период с октября 2021 года - май 2022 года произведены по следующим адресам: г. Артем, ул. Кирова 160 - кв.кв. 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 35, 36, 39, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59. г. Артем, ул. Кирова, д. 161 - кв.кв. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 16, 17, 19, 23, 24, 25, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 45, 46, 49, 50, 53, 56, 57, 58, 59, 60.
В соответствии с договором N 42 от 17.07.2020 управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ осуществляется со стороны ООО "Управляющая компания Лига ДВ".
В п. 3.1. указанного договора определено, что управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги по содержанию общего имущества.
Кроме того, Решением N 33 от 23.09.2021 определен порядок внесения ежемесячной платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Постановлением Правительства РФ N 816 от 17.10.2009 определен порядок расчетов за отпущенную тепловую энергию, в соответствии с которым оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Оплата тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За неисполнение денежных обязательств установленные договором сроки, ответчику в соответствии с ч. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начислены пени в сумме 16 018, 94 руб. за период с 11.12.2021 по 31.03.2022.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом, суд отказал в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации как к ненадлежащему ответчику в данном споре.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства Обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохраностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Функции и полномочия учредителя в отношении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ осуществляет Министерство Обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ с 18.01.2021 является правообладателем жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Артем ул. Кирова, 160,161, г. Артем на праве оперативного управления, что подтверждается приказом директора Департамента военного имущества МО РФ N 3119 от 28.12.2020.
В период отопительного сезона, а также действующего законодательства АО "ДГК", в период октябрь 2021 - май 2022 года произвело отпуск тепловой энергии на объекты абонента и выставило к оплате счета - фактуры за фактически потребленную тепловую энергию на сумму 1 870 933, 12 руб., которая не была оплачена, в связи с чем, истец обратился с иском в Арбитражный суд.
В соответствии с договором N 42 от 17.07.2020 управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ осуществляется со стороны ООО "Управляющая компания Лига ДВ".
Приложением N 1 к указанному договору утвержден перечень многоквартирных домов МО РФ передаваемых в управление управляющей организации ООО "УК Лига ДВ", согласно которого спорные дома N 160, 161 по ул. Кирова г. Артема переданы под управление указанной управляющей организации.
Приложением N N 2, 3 к договору определен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и собственников помещеий в многоквартирных домах NN 160,161 по ул. Кирова в г. Артеме.
Согласно указанных приложений, управляющая компания оказывает работы лишь по содержанию общего имущества и исполнителем коммунальных услуг не является.
В п. 3.1. вышеуказанного договора определено, что управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги по содержанию общего имущества.
Кроме того, решением N 33 от 23.09.2021 определен порядок внесения ежемесячной платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
ФГАУ "Росжилкомплекс" указывает на то, что истец предоставил в материалы дела договор теплоснабжения, который был заключен с ООО "УК Лига ДВ".
Данное утверждение ответчика не состоятельно в силу того, что к материалам дела приложен со стороны истца договор теплоснабжения N 5/2/05224/740ОДН от 01.06.2022, который содержит положения о предоставлении коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов. Данная оферта со стороны ООО "УК Лига ДВ" не акцептирована.
Ответчиком также заявлено о том, что судом неправомерно удовлетворены требования о взыскании пени и государственной пошлины.
С целью урегулирования спора в досудебном порядке, ответчику направлена претензия исх. N 118/5-2394 от 22.08.2022 с требованием оплатить сумму образовавшейся задолженности, которая не была погашена.
За неисполнение денежных обязательств установленные договором сроки, ответчику в соответствии с ч. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", со стороны истца и были начислены пени.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу чего, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины при подаче иска подлежат отнесению на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы Минобороны России также отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ с 18.01.2021 является правообладателем жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Артем ул. Кирова, 160,161, г. Артем на праве оперативного управления, что подтверждается приказом директора Департамента военного имущества МО РФ N 3119 от 28.12.2020.
В период отопительного сезона, а также действующего законодательства АО "ДГК", в период октябрь 2021 года - май 2022 года произвело отпуск тепловой энергии на объекты абонента и выставило к оплате счета - фактуры за фактически потребленную тепловую энергию на сумму 1 883 055, 92 руб. (уточненные исковые требования), которая не была оплачена, в связи с чем, истец обратился с иском в Арбитражный суд.
На основании статей 120 (пункт 1), 296, 299 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает с момента передачи имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг, в частности услуги теплоснабжения.
В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Предоставление со стороны ответчика копий срочных договоров найма служебного жилого помещения по МКД N N 160, 161 по ул. Кирова г. Артема не является достоверным доказательством вселения гражданина в жилое помещение и не подтверждает то, что в спорный период гражданин проживал в указанном помещении.
В связи с характером служебных обязанностей нанимателей, последние систематически направляются для несения службы в командировки в иные регионы РФ, следовательно, в такой период не могут являться потребителями коммунальной услуги теплоснабжения. Доказательств обратного со стороны ответчика не представлено.
Со стороны ответчика не предоставлено доказательств того, что в спорный период наниматели не вносили ему или уполномоченным им лицам плату за коммунальные услуги (в частности теплоснабжение).
Также, суд апелляционной инстанции обращает внимание на тот факт, что истец не является стороной договоров найма, лишен возможности по такому договору права требования внесения платы, права получения информации о нанимателях.
При заключении договоров найма служебного жилого помещения истец не выступает стороной такого договора, не наделен полномочиями в правоотношениях ответчика и третьих лиц и не может производить взыскание задолженности с нанимателей.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе ответчик, правом обязывать нанимателей помещений в спорных МКД заключать сделки, в том числе сделки по приобретению и оплате коммунальных ресурсов у РСО, не наделены, о чем свидетельствует решение АС ПК по делу N А51-23138/2019.
Учитывая отсутствие достоверных доказательств принадлежности иным лицам в рассмартиваемый спорный период жилых помещений, предоставленных со стороны ответчика, судом верно оценены имеющиеся в материалах дела доказательства и принято решение о взыскании задолженности за тепловую энергию именно с ответчика - ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Также Минобороны России указывает на то, что истцом не предоставлены доказательства фактического оказания услуг.
Как следует из материалов дела, спорные жилые помещения расположены в многоквартирных жилых домах N N 160, 161 по ул. Кирова г. Артема.
Услуга теплоснабжения в период октябрь 2021 года - май 2022 года оказана в полном объеме, что подтверждается актами включения N N 19, 20 от 15.10.2021, подписанных надлежащим образом. Поставка теплового ресурса не ведется раздельно по каждому жилому помещению, а производится в целом в многоквартирный дом.
Минобороны России в своей апелляционной жалобе указывает на то, что судом неправомерно удовлетворены требования в части взыскания неустойки в силу того, что истец не предоставил доказательств направления платежных документов в адрес ответчика.
Со стороны истца в адрес ответчика выставлены и направлены счета для оплаты за оказанную услугу теплоснабжения за период с октября 2021 по май 2022 (исх. 118/5-2189 от 29.07.2022), которые приобщены к материалам дела. Указанные счета оплачены со стороны ответчика не были.
22.08.2022 (исх. 118/5-2394) в адрес ответчика выставлена претензия, которая также оставлена без удовлетворения, тогда как указанные документы поступили в адрес ответчика.
Таким образом, ответчик ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" получил платежные документы и имел возможность оплаты образовавшейся задолженности, однако не произвел оплат до настоящего времени.
За неисполнение денежных обязательств установленные договором сроки, ответчику в соответствии с ч. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", со стороны истца и была начислена пеня.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчики не доказали обоснованность доводов апелляционных жалоб.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-212441/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212441/2022
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЛИГА ДВ"