г. Ессентуки |
|
4 марта 2024 г. |
Дело N А18-1979/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., с участием: от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Геополигон" - Юдина А.А. (доверенность от 01.06.2023) и заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия - Евлоева И.Х. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2023 по делу N А18-1979/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геополигон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее - министерство) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении обществу права пользования участками недр местного значения по участкам недр "Амитинский" (уведомление от 23.06.2023 N 01-01/2030), "Придорожный" (уведомление от 22.06.2023 N 01-01/2024), "Нестеровский правобережный" (уведомление от 22.06.2023 N 01-01/2025), "Берд-Юртовский новый" (уведомление от 22.06.2023 N 01-01/2026), "Орджоникидзевский" (уведомление от 22.06.2023 N 01-01/2027), "Кирпичные глины" (уведомление от 23.06.2023 N 01-01/2029), "Экажево Правобережный" (уведомление от 23.06.2023 N 01-01/2031), "Сурхахикирпичные глины" (уведомление от 23.06.2023 N 01-01/2032) и возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Решением от 18.12.2023 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконными отказы министерства, формализованные в уведомлениях от 23.06.2023 N 01-01/2030, от 22.06.2023 N 01-01/2024, от 22.06.2023 N 01-01/2025, от 22.06.2023 N 01-01/2026, от 22.06.2023 N 01-01/2027, от 23.06.2023 N 01-01-2031, от 23.06.2023 N 01-01/2032 в предоставлении обществу права пользования участками недр местного значения. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения, предоставив обществу права пользования участками недр.
В апелляционной жалобе министерство просило отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы указал, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Министерством отказано в предоставлении права пользования участками недр на законных основаниях. Общество не предоставило доказательств того, что заявитель обладает или будет обладать, в том числе, необходимыми финансовыми средствами для эффективного осуществления работ в ходе геологического изучения участков недр.
В отзыве общество просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители министерства и общества поддержали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом поданы заявки от 10.05.2023 N 10-1/05, N 10-7/05, N 10-505, N 10-3/05, N 10-6/05, N 10-4/05, N 10-9/05, N 10-8/05 в министерство о предоставлении права пользования: по участку недр "Амитинский", "Придорожный", "Нестеровский правобережный", "Берд-Юртовский новый", "Орджоникидзевский", "Кирпичные глины", "Экажево Правобережный", "Сурхахи-кирпичные глины" соответственно.
Уведомлениями от 23.06.2023 и от 22.06.2023 приняты решения об отказе в предоставлении права пользования недрами.
Не согласившись с отказами в предоставлении права пользования недрами, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд, удовлетворяя требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами, направленным на выявление не изученных и не поставленных на государственный баланс месторождении полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2359-1 право пользования недрами, включая геологическое изучение, удостоверяется лицензий на пользование недрами.
В силу положений пункта 7 статьи 10.1 Закона N 2359-1 одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом; о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно статье 29 Закона N 2395-1 добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов с получением заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и постановкой запасов полезных ископаемых (месторождения) на государственный баланс.
В силу положений статьи 18 Закона N 2395-1 участки недр местного значения содержащие общераспространенные полезные ископаемые, предоставляются в пользование в соответствии с порядком, определенным законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 6 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Правительство Республики Ингушетия постановлением от 22.02.2023 N 25 утвердило Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения Республики Ингушетия, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - Порядок N 25).
В силу пункта 2 Порядка N 25 основанием предоставления права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых является решение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия.
Согласно пункту 3 Порядка N 25 для рассмотрения заявок приказом уполномоченного органа создается комиссия. В силу пункта 5 Порядка N 25 следует, что комиссия осуществляет рассмотрение заявок в отношении участков недр местного значения, включенных в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Для получения права пользования участком недр представляются документы и сведения, указанные в пункте 6 Порядка N 25.
Как следует из пункта 6 Порядка N 25, для получения права пользования участком недр заявителем представляются помимо прочего следующие документы и сведения: заявка, в которой должны быть указаны наименование участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование (при наличии), реквизиты перечня участков недр местного значения для геологического изучения, содержащего испрашиваемый участок недр; доказательства того, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования испрашиваемым участком недр, включая любой из следующих документов: а) копия бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, или за предыдущий отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, в случае если сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период на дату подачи заявки не истекли, с отметкой налогового органа о ее принятии или с приложением заверенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации заявителем квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности; б) справки из банка о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки, и остатке денежных средств на счетах заявителя; в) договоры (копии договоров) займа, заключенные на дату подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 ГК РФ, с приложением справки из банка об остатке денежных средств на счетах заимодавцев в размере, достаточном для исполнения их обязательств по представленным договорам займа, которые не исполнены на дату подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств по договорам займа); г) кредитные договоры (копии кредитных договоров), заключенные на дату подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 ГК РФ (в случае привлечения финансовых средств по договорам кредита).
В силу пункта 7 Порядка N 25 перечень документов и сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о представлении иных документов и сведений не допускается. Заявитель вправе представить документы и сведения, предусмотренные подпунктами 7 и 8 пункта 6 настоящего Порядка, по собственной инициативе.
Как установлено судом, общество заявки о предоставлении права пользования участками недр местного значения направило в министерство с документами и сведениями по перечню, предусмотренного пунктом 6 Порядка N 25.
Рассмотрев заявки общества, министерство уведомлениями от 22.06.2023 и от 23.06.2023 отказало в предоставлении права пользования недрами. Свои решения министерство мотивировало несоблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации и Республики Ингушетия. Из оспариваемых решений следует, что содержавшиеся в заявках нарушения касаются как наличием неточностей в формулировках, так и непредставлением подтверждения наличия у общества средств и возможностей для выполнения работ.
Так, в обоснование отказа в предоставлении обществу права пользования недрами в обжалуемых решениях указано, что о результатах геологического изучения общество должно подготовить и направить отчет для утверждения запасов не в ГКЗ Роснедра (Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых), а в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия. Это обосновывается тем, что предметом геологического изучения участков недр местного значения входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия.
Оценивая данное основание в качестве причины, положенных в основу оспариваемых отказов, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
Само по себе неверное указание органа, которому будет предоставлен отчет о результатах изучения участков недр, не может являться основанием для отказа в предоставлении права пользования участками недр, поскольку не отменяет установленные нормативные правила о предоставлении необходимой информации по окончанию пользования недрами в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия.
Указание на представление отчета в адрес ГКЗ Роснедра не свидетельствует о недействительности либо недостоверности представленных в заявке сведений.
Действующим законодательством не предусмотрено запретов по предоставлению данного отчета в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых ФБУ "ГКЗ", являющемуся федеральным учреждением, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации, что также подтверждается письмом Кавказнедра от 25.09.2023 N 01-01-10/2581.
Из вышеназванных Правил N 25 также не следует наличие обязательных требований по указанию в заявках о предоставлении отчета в уполномоченных орган субъекта РФ, либо запрет на предоставление отчета в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых ФБУ "ГКЗ".
При таких обстоятельствах, суд счел данное основание в качестве причины для отказа в предоставлении права пользования недрами, необоснованным.
Другим основанием для отказа, оформленным уведомлениями от 23.06.2023 N 01-01/2029, N 01-01/2030, N 01-01/2032, явилось несоответствие наименований участков недр, указанных в заявках либо в Перечне участков недр местного значения по Республике Ингушетия от 23.03.2023.
Оценивая данный вывод министерства, суд указал, что указанные несоответствия не могут расцениваться как основания для отказа в предоставлении права пользования участками недр.
Так в пояснительной записке к заявке N 10-1/05 наименование участка в одном случае указано Амитинский-1, тогда как непосредственно в заявке и в иных приложениях к ней наименование участка многократно указывается как Амитинский, что соответствует наименованию, указанному в Перечне участков недр местного значения по Республике Ингушетия от 23.03.2023.
Суд указал, что данное основание не может расцениваться как несоответствие требований закона, поскольку является очевидной опечаткой.
В заявке N 10-4/05 наименование участка указано Нестеровский Новый. При этом, в заявке общество пояснило, что в Перечне участков недр местного значения по Республике Ингушетия от 23.03.2023 наименование участка недр ошибочно указано как Кирпичные Глины.
В обоснование своей позиции общество привело доводы о том, что в различных документах участок недр Кирпичные Глины упоминается как Нестеровский Новый.
В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О наличии/отсутствии ООПТ N 094728/29 от 15.09.2022" от 18.01.2023 N 15-29/1370 указанный участок недр поименован как Нестеровский Новый.
В этой связи, указание в заявке двух вариантов названия участка недр: "Нестеровский Новый" - как указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ, так и "Кирпичные Глины" - как указано в Перечне участков недр местного значения по Республике Ингушетия от 23.03.2023, не может свидетельствовать о наличии нарушений со стороны общества.
Отказ по заявке N 10-8/05 обоснован расхождением в наименовании участка недр: в заявке значится Сурхахи, тогда как в перечне Сурхахи-кирпичные глины.
При этом судом исследована заявка и ее приложение, из которого установлено, что наименование Сурхахи в заявке и её приложении неоднократно дополняется указанием на вид полезного ископаемого "кирпичные глины", что соответствует Перечню участков недр местного значения по Республике Ингушетия от 23.03.2023.
Кроме того, топографическая карта и пояснительная записка к ней не включены в установленный пунктом 6 Порядка N 25 перечень документов и сведений, поименованных для обязательного представления для получения права пользования участком недр.
В этой связи, приведенные в уведомлениях от 22.06.2023 и 23.06.2023 обстоятельства, неверного указания наименований участков недр не могут являться основанием для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых обществом прав.
Указанные обществом в заявках и их приложениях наименования участков недр не могли вызвать у министерства затруднения в определении, на какой именно участок испрашивается право пользования.
То обстоятельство, что общество указало неверную площадь участков недр, а именно по участке "Орджоникидзевский" указано 6,72 кв.км, в то время как площадь участка в перечне участков недр составляет 6,97 кв.км, по участку недр "Кирпичные глины" ("Нестеровский новый") в документации к заявке указана площадь 0,29 кв.км, в то время как площадь участка в перечне участков недр составляет 0,24 кв.км, не могут быть положены в основу отказа в принятии решения на предоставления права на геологическое изучение недр.
Опечатки относительно площади недр не могли вызвать у министерства затруднения в определении, на какой именно участок испрашивается право пользования.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 во взаимосвязи с положениями Порядка N 25 именно на уполномоченном органе - министерстве лежит обязанность указания в лицензии на право пользования участком недр достоверных сведений, в том числе наименование (при наличии) участка недр, предоставленного в пользование, и описание его границ (пункт 4 части 1 статьи 12 Закона N 2395-1).
В данном случае, поданные заявки общества содержали все необходимые документы, предусмотренные названным Порядком, поэтому отказы, мотивированные наличием неточностей в заявках в наименовании участка недр, площади, которые очевидно являются техническими опечатками, оценены министерством сугубо формально.
Также в основу оспариваемых отказов легли выводы министерства о непредставлении обществом документов о наличии достаточных финансовых возможностей, а также отсутствием квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения планируемых работ.
К числу необходимых для предоставления документов подпунктом 4 пункта 6 Порядка N 25 отнесены доказательства того, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования испрашиваемым участком недр.
Общество в обоснование своих финансовых возможностей предоставило договор займа от 03.04.2023 N 1, заключенного с ООО "Верде Дженерейшн", договор займа от 11.04.2023 N 10/23, заключенного с ООО "ЦПНТ "Недра". А также договор на выполнение комплекса работ по проектированию и геологическому изучению участков недр от 03.04.2023 N 9/23, заключенного с ООО "ЦПНТ "Недра" и договор подряда от 03.04.2023 N 08-ПО/23, заключенного с ООО "Севкавгеология".
Министерство в оспариваемых отказах указало, что в представленных договорах подряда отсутствуют сведения о стоимости работ, срок их проведения составляет - до 31.12.2028. Представленные договоры займа не позволяют установить достаточность средств, указанных в них. При этом договоры займа заключены на 1 год, а договоры подряда вплоть до 31.12.2028.
Оценивая названные причины в качестве отказа, суд обоснованно учел, что требования к цене и срокам договоров подряда, либо какие-либо иные требования о необходимости конкретизации тех или иных положений Порядком N 25 не установлены.
Законодательством, а также положениями, указанным в Порядке N 25, предусмотрено, что утверждение либо согласование кандидатур подрядчиков не требуется. При этом заслуживают внимания доводы общества о том, что любые договоры, заключенные обладателем лицензии на право пользования недрами могут корректироваться в более рациональную для исполнения подрядных работ сторону.
Требование к срокам договоров займа, либо какие-либо иные требования о необходимости конкретизации тех или иных положений договоров займа Порядком N 25 не установлены. Порядок N 25 не устанавливает ни минимального порога финансовой обеспеченности заявителя, ни обязательного наличия у заявителя конкретного денежного остатка на банковских счетах, ни способа (механизма) определения указанных значений.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что к отзыву на апелляционную жалобу общество приложило дополнительное соглашение от 21.02.2024 N 1 к договору займа от 03.04.2023 N 1, а также дополнительное соглашение от 21.02.2024 к договору займа от 11.04.2023 N 10/23, в которых сторонами конкретизированы условия договоров, в частности срока заключения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что договоры подрядов, займов подписаны, скреплены печатью, поэтому оснований считать их незаключенными, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, а также то, что общество с заявкой подало все предусмотренные законом документы, необходимые ресурсы у него имеются, у министерства отсутствовали основания для отказа ему в предоставлении права пользования испрашиваемыми участками недр.
Доводы о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора был предметом исследования суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Федеральным законом от 25.12.2023 N 675-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен обязательный механизм досудебного обжалования принятых в ходе предоставления государственных услуг решения и осуществленные действия (бездействие) лицензирующего органа в досудебном и судебном порядке. Однако данный порядок начинал действовать с 24.02.2024 и не распространяется на спорные отношения, возникшие в июне 2023 года.
Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2023 по делу N А18-1979/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1979/2023
Истец: ООО "ГЕОПОЛИГОН"
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии РИ
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3591/2024
04.03.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3276/2023
18.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1979/2023
23.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3276/2023