г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А40-88448/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Логистика Севера"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2022
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-171221/22
по иску общества с ограниченной ответственностью "Логистика Севера" (ОГРН 1181447014946, ИНН 1435337227)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Логистика Севера" (далее - истец) обратилось Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) о взыскании неустойки за нарушение сроков доставки грузов по транспортным накладным N N ЭА637402, ЭА638236, ЭА764470, ЭБ560878, ЭВ238091, ЭВ888225, ЭГ566097, ЭГ570414, ЭГ572587, ЭГ615140, ЭГ672576, ЭД608997, ЭД7191625, ЭЕ310919, ЭЕ311589 в размере 323 646 руб., убытков, вызванных задержкой вагонов и контейнеров в размере 389 100 руб.
Решением суда от 15.11.2022 в удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства отказано.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Логистика Севера" взысканы пени за нарушение сроков доставки грузов в размере 260 174 руб. 28 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 6 211 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
ООО "Логистика Севера", не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что суд первой инстанции, оценивая довод ответчика об исключительном характере неустойки, не привел соответствующих ссылок на закон или договор, которыми в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 394 ГК РФ установлено, что за задержку приема вагонов с перевозчика допускается взыскание в пользу грузоотправителя или грузополучателя только неустойки, но не убытков.
Также полагает, что истцом доказано наличие убытков, вины ответчика в их возникновении, а также причинно-следственной связи между ними.
Полагает, что суд первой инстанции неправомерно отказал во взыскании неустойки в размере 39 812 руб. ввиду технической неисправности.
Ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал во взыскании неустойки в размере 22 542 руб. 08 коп. в связи с наличием гарантийного письма грузополучателя о продлении срока доставки.
Также полагает, что суд первой инстанции неправомерно отказал во взыскании неустойки в размере 1 117 руб. 64 коп., в связи с увеличением срока доставки груза.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлении перевозок ответчиком нарушены установленные сроки доставки грузов по железнодорожным транспортным накладным N N ЭА637402, ЭА638236, ЭА764470, ЭБ560878, ЭВ238091, ЭВ888225, ЭГ566097, ЭГ570414, ЭГ572587, ЭГ615140, ЭГ672576, ЭД608997, ЭД7191625, ЭЕ310919, ЭЕ311589 (далее - спорные накладные) за период с июля 2021 г. по ноябрь 2021 г., срок просрочки составил от 1 до 3 суток, общим сроком 26 суток.
Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 ГК РФ и УЖТ.
Согласно ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику. В соответствии со ст. 120 УЖТ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
08.07.2022 г. истцом ответчику направлена претензия N К004 о взыскании пени в размере 323 646 руб., убытков в размере 389 100 руб., оставленная последним без удовлетворения.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ч. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст.29 УЖТ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 УЖТ.
В соответствии с п. 2.1 Правил N 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6% платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения УЖТ" установлено, что при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом п. 5 Правил исчисления сроков доставки.
В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Согласно Правилам N 245 исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 час. 00 мин. дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
В соответствии с п. 14 Правил N 245, грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки (железнодорожный выставочный путь) занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем перевозчиком составляется акт общей формы.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о том, что, что срок доставки грузов, порожних вагонов на всё время задержки увеличивается в соответствии с п. 6.3. Правил N 245, в связи с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Перевозчик не отвечает за техническое состояние вагонов ему не принадлежащих и не может нести ответственность в виде пени за просрочку доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей. Ответственность за техническое состояние вагонов возложена на собственника вагонов.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно абз. 11 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В силу п. 9 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 г. N 626, операторы обеспечивают соответствие предоставляемых ими вагонов и контейнеров оператора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Министерством транспорта РФ.
На основании п. 1 приложения N 5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом МПС РФ от 21.12.2010 г. N 286 установлено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Правила N286 утратили силу с 01.08.2022 г., в связи с изданием Приказа Минтранса России от 23.06.2022 г. N250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", однако в данном случае подлежат применению, поскольку спорные правоотношения возникли за период с июля 2021 г. по ноябрь 2021 г. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Таким образом, ответственным за исправное технической состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающие, а не перевозчик.
Отцепка вагонов в пути следования для проведения текущего ремонта не означает наличие вины перевозчика в технической неисправности отцепленных в ремонт вагонов. Данная позиция подтверждается правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 07.03.2018 г. N 305-ЭС17-16722 по делу N А40-101806/2016.
В связи с техническими неисправностями, которые возникли не по вине грузоперевозчика, имела место задержка доставки груза на 29 суток по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ238091 (вагон отцеплен на станции Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги по причине устранения технической (эксплуатационной) неисправности, возникшей не по вине перевозчика) оформлены акты общей формы от 19.08.2021 г. N 24486 и от 17.09.2021 г. N 27740 на начало и окончание задержки, уведомления формы ВУ-23 на ремонт вагона (от 19.08.2021 г. N 51) и ВУ-36 от 17.09.2021 г. N 95.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, вопреки доводу апелляционной жалобы, полагает обоснованным отказ суда первой инстанции во взыскании неустойки в размере 39 812 руб.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в силу со ст. 33 УЖТ грузы считаются доставленными в срок в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с п. 6.7 Правил N 245, срок доставки грузов увеличивается на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от грузополучателей. По накладным N N ЭЕ311589, ЭЕ310919 вагоны задержаны в пути следования на ст. Мыс-Чуркин в соответствии с гарантийным письмом грузополучателя (ОАО "Владморрыбпорт") N 28-2812-05, в котором он согласовал увеличение сроков доставки груза, прибывающего в его адрес с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. на 10 суток. Увеличение срока подтверждается актом общей формы от 08.11.2021 г. N 2/19318.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании неустойки в размере 22 542 руб. 08 коп.
По накладной N ЭГ572587, в соответствии с которой вагон N 58412131 задержан в пути следования по причине оказания услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании заявок, направленных грузополучателем N N 88523, 88795, в соответствии с договором от 30.12.2016 г. NТЦ-1666.
По договору, заключенному между ОАО "РЖД" и ООО "Восточная Стивидорная компания" предметом которого является оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), АО "РЖД" приняло на себя обязательство оказать клиенту услугу по размещению вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а клиент оплатить услугу.
В соответствии с п. 1.2 договора основанием оказание услуги клиенту является заявка, направляемая клиентом в целях обеспечения бесперебойной работы предприятия клиента при невозможности организации нахождения груза на территории предприятия клиента; исключения единовременного прибытия большого количества вагонов на станцию назначения с учетом возможностей станций, примыкающих к станции назначения; в случае профилактики на предприятии клиента и необходимости накоплении партии сырья/иного груза; накопления груза в пути следования под судовую партию; обеспечение бесперебойной работы порта при невозможности организации складирования груза на территории порта в случае осложнения метеорологических условий, невозможности своевременного обеспечения судами.
Согласно п. 1.3 договора стороны в соответствии со ст. 33 УЖТ согласовали увеличение срока (иной срок) доставки грузов на все время оказания услуги. Ввиду возникновения одного из вышеуказанных обстоятельств, перечисленных в пункте 2.1 договора, клиентом (грузополучателем) были направлены заявки на размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования. Вагон N 58412131 на основании направленных грузополучателем заявок от 28.09.2021 г. N 88523 и от 05.102021г. N 88795 размещен перевозчиком на путях общего пользования станции Лесозаводск 1 Дальневосточной железной дороги, в связи с чем ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 28.09.2021 г. N 376 и от 05.10.2021 г. N 382 на начало и 03.10.2021 г. N 377 и 06.10.2021 г. N 393 на окончание оказания услуги. Оказанные услуги оплачены в полном объеме.
На станции назначения Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги был составлен акт общей формы от 12.10.2021 г. N 12/11913, согласно которому срок доставки по накладным подлежал увеличению на 13 суток - общее время оказания услуги на основании двух заявок.
Таким образом, ответчик обоснованно увеличил срок доставки на основании п. 6.7 Правил N 245, так как вагоны не могли быть доставлены/поданы грузополучателю не по вине перевозчика (истца), что подтверждается заявками грузополучателя N N 88795 и 88523.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обосновано отказал во взыскании неустойки в размере 1 117 руб. 64 коп.
Довод ответчика о том, что по накладной N ЭВ888225 истцом предъявлена ко взысканию сумма пени за просрочку доставки груза в размере 27 375 руб., что превышает фактический размер пени на 0,24 коп., поскольку расчет произведен истцом в соответствии с Правилами N245., справедливо признан судом первой инстанции не состоятельным.
Обоснованный размер неустойки за просрочку доставки грузов составляет 260 174 руб. 28 коп.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что исключительный характер неустойки, установленный законом при нарушении условий договора перевозки о сроке доставки, исключает право кредитора на возмещение убытков.
В силу п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, наступает за нарушение установленного срока доставки груза и за необеспечение его сохранности в соответствии с УЖТ.
В п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 17-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 УЖТ, отражено, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом.
Ответственность перевозчика в виде компенсации убытков УЖТ РФ не предусмотрена.
Анализ п. 1 ст. 400 ГК РФ и ст. 97 УЖТ позволяет сделать вывод, что за данное нарушение ответственность перевозчика ограничивается пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 % платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера. Данная позиция нашла отражение в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2010 г. N 4796/10.
Таким образом, взыскание убытков за просрочку доставки грузов законодательством не предусмотрено. В удовлетворении данного требования правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2022 года по делу N А40-88448/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Логистика Севера" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171221/2022
Истец: ООО "ЛОГИСТИКА СЕВЕРА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"