г. Пермь |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А50-25011/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя - Коржова Е.С., паспорт, доверенность от 30.09.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2022 года по делу N А50-25011/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стальные конструкции" (ОГРН 1125904015093, ИНН 5904275880)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ИНН 5902293379, ОГРН 1065902057594)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стальные конструкции" (далее - Заявитель, ООО "Стальные конструкции") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) о признании недействительным решения от 12.05.2022 N 21-01- 06-И-2888 о прекращении действия решения о размещении объектов от 03.02.2021 N21-01-45-23, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на нарушение судом норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта. Ссылается на п. 8.1.5 Положения, согласно которому действие решения о размещении объектов прекращается, в том числе в случае, если имеются нарушения Земельного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов. В соответствии с Правилами антенно-мачтовые сооружения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, допускается размещать не ближе расстояния, равного высоте антенно-мачтовых сооружений, в том числе от многоквартирных домов. Согласно проектной документации, приложенной к заявлению, на основании которого было выдано вышеуказанное решение о размещении объектов к размещению предполагается объект - антенно-мачтовое сооружение высотой 30,0 м. Вблизи запрашиваемых земель располагаются многоквартирные дома по ул. Советской Армии, 21а и ул. Баумана, 9а, расстояние до которых составляет менее высоты антенно-мачтового сооружения (30,0 м). Размещение антенно-мачтового сооружения в границах испрашиваемой территории привело к нарушению режима использования земель в соответствии с Правилами. Оспаривает вывод суда о том, что данное сооружение является точкой подключения к сотовой связи и системе интернет объектов социальной значимости, в том числе, краевого онкологического диспансера, детских садов, иных социальных объектов. Демонтаж сооружения привет к перебоям сотовой связи и интернета, а в некоторых местах к полному их отсутствию. Доказательств подтверждающих данные доводы в материалах дела отсутствуют. Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, являются необоснованными по причине неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Полагает, что судом неправомерно восстановлен срок на обращение заявителя в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд необоснованно указал на применение заявителем досудебного порядка урегулирования спора, т.к. для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, такой порядок является обязательны только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5 статьи 4 АПК РФ).
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
От Департамента земельных отношений администрации города Перми поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании выданных Департаментом решений N 112 от 02.02.2018, N 21-01-45-23 от 03.02.2021 ООО "Стальные конструкции" является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, севернее дома, расположенного по ул. Советской Армии, 21а, для размещения промежуточной опоры сотовой связи и интернета на срок действия: бессрочно.
Строительство объекта было выполнено в соответствии с проектной документацией, направленной в адрес Департамента.
12.05.2022 Департамент направил в адрес заявителя письмо N 21-01-06-И-2888, в котором сообщил о принятии решения о прекращении действия ранее выданного решения о размещении объектов от 03.02.2021 N 21-01-45-23 со ссылкой на внесение изменений в Правила благоустройства территории города Перми (далее - Правила), утвержденные решением Пермской городской Думы N 277 от 15.12.2020 (п. 9.6 введен решением Пермской городской Думы N 181 от 24.08.2021).
08.06.2022 ООО "Стальные конструкции" обратилось в Департамент с пояснениями, что сооружение связи было возведено в соответствии со всеми нормами, действовавшими в период с 2018 г. по 2022 г., никаких нарушений действующего законодательства со стороны ООО "Стальные конструкции" допущено не было.
На данное обращение Департаментом был дан отказ, изложенный в письме от 07.07.2022 N 21-01-06-И-4206, с указанием на возможность обжалования его в судебном порядке.
Полагая решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 12.05.2022 N 21-01-06-И-2888 о прекращении действия решения о размещении объектов от 03.02.2021 N21-01-45-23 незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Стальные конструкции" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, доказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель оспаривает правомерность решения заинтересованного лица о прекращении действия решения о размещении объектов по мотивам несоответствия размещения объектов Правилам благоустройства.
Пунктом 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в частности для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 11 Перечня).
Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение N 478-п).
Пунктом 2 Положения N 478-п установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов.
В соответствии с п. 3 Положения N 478-п для размещения на землях или земельных участках объектов заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.
Согласно п. 8 Положения уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов... принимает решение о размещении объектов... либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в п. 9 Положения.
Основания принятия решения об отказе в размещении объектов предусмотрены п. 9 Положения N 478-п.
Материалами дела подтверждается размещение заявителем объекта, предусмотренного п. 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, на основании решения Департамента о размещении объектов от 03.02.2021 N 21-01-45-23, согласно которому заявителю было разрешено бессрочно разместить сооружение связи на земельном участке, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советской Армии, 21а согласно схеме предполагаемых к использованию земель или части земельного участка с координатами поворотных точек границы земельного участка.
В силу п. 8.1.3. Положения N 478-п действие решения о размещении объектов прекращается, в том числе, в случаях когда имеются нарушения земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов.
Решение о прекращении действия решения о размещении объектов от 03.02.2021 N 21-01-45-23, изложенное в письме Департамента от 12.05.2022 N 21-01-06-И-2888, обусловлено внесением изменений в Правила благоустройства. В соответствии с п. 9.6. Правил благоустройства, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, антенно-мачтовые сооружения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, допускается размещать не ближе расстояния, равного высоте антенно-мачтовых сооружений, от многоквартирных домов и социальных объектов.
Действительно, решением Пермской городской Думы от 24.08.2021 N 181 (ред. от 20.12.2022) внесены изменения в Правила благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277. В частности Правила дополнены п. 9.6, согласно которому Антенно-мачтовые сооружения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, допускается размещать не ближе расстояния, равного высоте антенно-мачтовых сооружений, от: многоквартирных домов, крупных промышленных объектов, объектов озеленения общего пользования, мест отдыха, особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 9 решения Пермской городской Думы от 24.08.2021 N 181 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Установив, что разрешение на размещение объектов от 03.02.2021 N 21-01-45-23 выдано Департаментом до даты внесения изменений в Правила благоустройства, в соответствии с требованиями законодательства, действующими в соответствующий период, изменения в Правила благоустройства путем их дополнения пунктом 9.6 Правил внесены на основании решения Пермской городской Думы от 24.08.2021 N 181, которое не предусматривает его применения к отношениям, возникшим ранее, учитывая требования законодательства о действии законодательства во времени в частности пункт 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, суд обоснованно признал оспариваемое решение о прекращении действия решения о размещении объектов незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы апеллянта касательно несоответствия разрешения о размещении нормам земельного законодательства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, правомерно отклонены судом.
В пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022) казано, что придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота. Земельное законодательство не содержит положений о действии во времени норм этого законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона. В частности, данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя, который, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида.
Как верно указал суд первой инстанции, придание обратной силы в спорных правоотношениях, во-первых, не предусмотрено, во-вторых, ухудшает положение заявителя.
При этом доказательств размещения объекта с 2018 года с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, заинтересованным лицом не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Доводы заинтересованного лица о необоснованном восстановлении судом срока на обжалование ненормативного акта отклоняются.
Учитывая установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок для обжалования, который исчисляется с момента, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, реализации заявителем права на разъяснение оснований вынесенного решения, т.к. в самом решении от 15.05.2022 основания для прекращения действия разрешения не указаны, письменный ответ Департамента от 07.07.2022 N 21-01-06-И-4206 на обращение заявителя от 08.06.2022, суд обоснованно признал срок на обжалование ненормативного акта соблюденным.
При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2022 года по делу N А50-25011/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25011/2022
Истец: ООО "СТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ