г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А41-65424/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТИС" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41-65424/22, принятое судьей Н.А. Чекаловой, по иску ООО "ТИС" (ИНН 5018055306, ОГРН 1025002036432) к Администрации г.о. Королёв Московской Области (ОГРН: 1145018038120) третьи лица: ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (ОГРН: 1037739452695), Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН 7707018904), Управление росреестра по Московской области (ИНН 7727270299) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТиС" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Королев Московской области с заявленными требованиями о признании незаконным решения Администрации го Королев об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 07.06.2022 N Р001-9391497161-59245286, и обязании Администрацию го Королев предоставить ООО "ТиС" в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040829:21.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41-65424/22 в удовлетворении заявленных требований ООО "ТиС" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТИС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации г.о. Королёв Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Управления росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "ТИС" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН ООО "ТиС" является собственником объекта - нежилое производственно-административное здание с кадастровым номером 50:45:0040829:161 площадью 5181,2 кв.м., местоположение Московская область го Королев г. Королев ул. Силикатная д. 74, право собственности зарегистрировано 06.02.2020 за N 50:45:0040829:161-50/008/2020-1.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:45:0040829:21.
Согласно выписке ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040829:21 обладает следующими характеристиками: площадь 3865 +/- 22 кв.м., категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под завершение строительства незавершенного строительного объекта (казарма)", местоположение: Московская область г. Королев ул. Силикатная 74, находится в неразграниченной государственной собственности, и в аренде у ООО "ТиС" на основании договора аренды N 29/21 от 07.10.2021 сроком действия с 09.11.2021 по 06.10.2031.
В 2022 году общество обратилось в Администрацию го Королев с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040829:21.
07.06.2022 администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" N Р001-9391497161-59245286.
Согласно решению, основаниями для отказа явилось следующее: несоответствие информации, которая содержится в документах, предоставленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия: согласно акту обследования от 26.05.2022 N 304 и аэрофотоснимкам актуальной информационной системы, на земельном участке кроме здания с кадастровым номером 50:45:0040829:161 также расположены капитальные хозяйственные постройки, документы на которые не представлены. Установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию - действующий договор аренды от 07.10.2021 N 29/21 земельного участка с учетом вида разрешенного использования заключен для завершения строительства казармы, однако согласно вышеуказанному акту обследования и сведениям ЕГРН участок используется для иных целей (на участке находится производственно-административное здание). Нахождение земельного участка в пределах особо охраняемых природных территорий - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне и частично расположен в 150 м полосе от границ НП "Лосиный остров", в которой запрещается всякое строительство. Участок может быть предоставлен только на праве аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 200 АПК РФ).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Такими основаниями являются, в том числе, следующие: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; - разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 4, 5 ст. 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Отказывая в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040829:21, администрация указала, что данный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне и частично расположен в 150 м полосе от границ НП "Лосиный остров", в которой запрещается всякое строительство.
Национальный парк "Лосиный остров" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров". Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 природный национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" и Постановлением Правительства г. Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Сведения о границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ N 50.00.2.900) в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти.
Из взаимосвязанных положений пункта 4 ст. 95 ЗК РФ и п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - закон N 33-ФЗ), для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Режим охранной зоны НП "Лосиный остров" установлен разделом VI Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 (далее - положение).
Согласно п. 4 положения, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие пользование этими землями, проводят свою хозяйственную деятельность с соблюдением природоохранных требований и режима охранной зоны и несут полную ответственность за санитарное состояние принадлежащих им территорий и непосредственно примыкающих к ним земель национального парка, а также за действия, влекущие за собой негативные последствия для природы Лосиного острова.
В силу п. 35 положения, в пределах охранной зоны ГПНП "Лосиный остров" запрещается: строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок; проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств; размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; охота и рыбная ловля.
Вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150-метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе с устройством спортивных и детских площадок (п. 37 положения).
Согласно п. 4 ст. 15 закона N 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально- экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 N 82, вопросы социально- экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Как следует из представленного в материалы дела Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области заключению об оборотоспособности земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040829:21 в соответствии с Генеральным планом го Королев, утвержденным Решением Совета депутатов го Королев Московской области от 20.12.2017 N 417/91, решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка", полностью расположен в охранной зоне и частично расположен в 150 м полосе от границ национального парка "Лосиный остров", в которой запрещается всякое строительство.
Данное обстоятельство так же подтверждается письмом ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
Указанное обстоятельство заявителем надлежащим образом не оспорено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы с целью уточнения координат расположения земельного участка не заявлено.
Как следует из договора аренды, выписки ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040829:21 имеет вид разрешенного использования и предоставлен в аренду под завершение строительства незавершенного строительного объекта (казарма).
Согласно выписке ЕГРН, на участке с кадастровым номером 50:45:0040829:21 расположен объект - Производственно-административное здание с кадастровым номером 50:45:0040829:161.
Согласно актам обследования земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040829:21, на данном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:45:0040829:161, в котором располагаются следующие организации: на четвертом и пятом этажах (согласно вывеске) расположен хостел ООО "ТиС"; также согласно информации интернет ресурса "Яндекс. Карты" в здании располагаются следующие организации: общежитие, автосервис "Александр сервис", автоателье "К2аuто", при этом фактически автосервис и ателье расположены на смежном земельном участке. В здании на первом, втором, третьем этажах ведется производственная деятельность - изготовление мебели, на первом этаже расположены дерево-обрабатывающие станки, на втором и третьем этажах расположены цеха по сборке мебельных конструкций.
При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) го Королев Московской области, утвержденными постановлением Администрации го Королев от 19.08.2021 N 763-ПА (редакция от 27.08.2021 N 824-ПА), видами разрешенного использования земельного участка являются: основные - для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная, среднеэтажная и многоэтажная жилая застройка, хранение автотранспорта, коммунальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, историко-культурная деятельность, земельные участки общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории; условно разрешенные - стационарное медицинское обслуживание, среднее и высшее профессиональное образование, общественное управление, государственное управление, представительская деятельность, обеспечение научной деятельности, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, проведение научных исследований, проведение научных испытаний, объекты торговли, выставочно-ярмарочная деятельность; вспомогательные - обслуживание жилой застройки, общественное управление, банковская и страховая деятельность, служебные гаражи, спорт, обеспечение внутреннего правопорядка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фактическое использование заявителем испрашиваемого земельного участка не соответствует ни виду разрешенного использования данного участка, ни градостроительному регламенту, присвоенный земельному участку вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, на участке расположен объект по сведениям ЕГРН - Производственно-административное здание, не соответствующий виду разрешенного использования земельного участка и градостроительному регламенту. Отсутствуют необходимые согласования для строительства объекта в охранной зоне национального парка "Лосиный остров".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040829:21 в собственность в связи с наличием оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, решение администрации об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка соответствует закону.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, истец не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы истцаа направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 года по делу N А41-65424/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65424/2022
Истец: ООО "ТИС"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ