г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-147271/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства с вызовом сторон апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 по делу N А40-147271/22 (21-1124)
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Калужской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Попов С.В. по дов. от 16.12.2022;
от ответчика: Логачев С.В. по дов. от 19.05.2020; Кудинова А.В. по дов. от 11.02.2021;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Калужской таможне (далее - таможенный орган) с требованием признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 19.09.2022 г. N 10106000-646/2022 о привлечении к административной ответственности по ст.16.10 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2021, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, может рассматриваться в суде апелляционной инстанции судьей с вызовом сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав позиции сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заявителем не пропущен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.04.2022 года в постоянную зону таможенного контроля Обнинского таможенного поста Калужской таможни, расположенного на территории склада временного хранения СВХ ООО "Фрейт Вилладж Калуга Север", по адресу: 249020, Калужская область, Боровский р-он, село Ворсино, Северная промышленная зона, владение 6, перевозчиком ОАО "РЖД" по транзитной декларации N 39855453/250322/0071732 доставлен товар "газовый гриль", код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 732111, "вес брутто - 11 100,500 кг, количество грузовых мест - 70, фактурная стоимость - 75 164,00 USD. Страна отправления - Китай.
Товар был ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза в регионе деятельности КПП "АЛТЫНКОЛЬ", т/п АЛТЫНКОЛЬ-ЖОЛ (39855453) Департамента государственных доходов по Алматинской области Республики Казахстан в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по следующим сопроводительным документам: N 39855453/250322/0071732, железнодорожной накладной NЭЭ573058 от 09.31.2016, инвойсу N16СА0326 от 09.12.2016.
В ходе проверки документов, представленных перевозчиком ОАО "РЖД" при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, было установлено, что товар, перевозимый ОАО "РЖД", был доставлен перевозчиком в зону таможенного контроля, отличную от зоны таможенного контроля, определенной таможенным органом отправления в качестве места доставки.
Согласно отметок в графе "53" и графе "D" в ТД N 39855453/250322/0071732 таможенным органом отправления установлен таможенный орган назначения -10013220 (т/п Черноголовский Московской областной таможни, 142430, Московская обл., Нагинский р-н, 5,5 км северо-западнее с. Ямкино, промышленная зона Ногинск 23, промплощадка N 1, уч. N 2, стр. 2).
Таким образом, процедура таможенного транзита должна была быть завершена ОАО "РЖД" на Черноголовском таможенном посту Московской областной таможни. Однако товар перевозчиком 11.04.2022 был доставлен в зону таможенного контроля Обнинского таможенного поста Калужской таможни, соответственно процедура таможенного транзита была завершена на Обнинском таможенном посту Калужской таможни.
Постановлением Калужской таможне от 28.06.2022 г. N 10106000-646/2022, ОАО "Российские железные дороги" привлечено к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с указанными выше требованиями за судебной защитой своих прав и законных интересов.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Статьей 16.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Объектом данного правонарушения является порядок перемещения товаров.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают лица, на которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагаются соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выраженным, в частности, в нарушении таможенного транзита.
Согласно ст.312 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.
Согласно п.1 ст.142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита является таможенной процедурой, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с п.1 ст.144 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения.
Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысячи километров за 1 месяц, либо срок, определяемый Комиссией исходя из особенностей перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (п.3 ст.144 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.4 ст.144 ТК ЕАЭС, установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика может быть продлен в пределах срока п.3 ст.144 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.1 ст.145 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров).
Согласно п.2 ст.145 ТК ЕАЭС, местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.150 ТК ЕАЭС, перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В рассматриваемом случае ОАО "РЖД" доставило товар, находящийся под таможенной процедурой таможенного транзита, на Обнинский таможенный пост Калужской таможни вместо Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни.
В силу пункта 1 статьи 105, статьи 107 ТК ЕАЭС документом, свидетельствующим о помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, является транзитная декларация.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.
В данном случае сведения о пункте назначения, указанные в транзитной декларации, не соответствуют исправленным сведениям, указанным железнодорожной накладной N 30179180.
Изложенные обстоятельства (в их совокупности) позволяют сделать вывод о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суд сделал вывод, что имели место событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.16.10 КоАП РФ и факт его совершения заявителем подтвержден административным органом документально.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с ст.104 ТК ЕАЭС под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.107 ТК ЕАЭС транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об): об отправителе и получателе товаров в соответствии с 6 транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; о стране отправления и стране назначения товаров; о транспортном средстве, которым перевозятся товары; о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых знаков; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути. Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не содержат всех сведений, указанных в настоящем пункте, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
Также согласно п.3 ст.107 ТК ЕАЭС в качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств- членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 305 и пунктом 3 статьи 306 Кодекса. При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, такие документы должны содержать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Если используемые в качестве транзитной декларации указанные документы не содержат всех сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
Согласно п.1 ст.142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с п.2 раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (далее по тексту - Порядок) в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, о наименовании, количестве, стоимости товаров, весе товаров брутто, количестве грузовых мест. Согласно названному Порядку при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.
Исходя из положений ст.145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров); место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.
Изначально таможенным постом Алтынколь-Жол в железнодорожной накладной N 30179180 указана ТД N 39855453/110222/0034205 в которой местом доставки определен Черноголовский таможенный пост (код. 10013220) Московской областной таможни.
В связи с изменениями условий договора перевозки, о чем также имеются отметки в графе 15 накладной, таможенным постом Алтынколь-Жол изменено место доставки с Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни на Обнинский таможенный пост (10106050) Калужской таможни, в регионе деятельности которого расположена станция назначения Ворсино. При этом таможенным постом Алтынколь-Жол оформлена новая транзитная декларация N 39855453/250322/0071732, информация о которой внесена в накладную и заверена личной номерной печатью сотрудника таможенного органа.
Информация о месте назначения (таможенный орган, ж/д станция) отражена в графах 5, 22, 27, согласно штампу таможенного органа (проставлен на графа 8-12) указан код таможенного органа назначения 10106050 (Обнинский таможенный пост Калужской таможни), а также в дополнительном листе к накладной.
В соответствии с п.7.4 приложения к приказу ФТС России от 26.07.2016 N 1464 "О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления", приложения к письму ФТС России от 17.03.2008 N 04-18/9740 "О кодах таможенных органов и их структурных подразделений" код таможенного органа 10106050 присвоен Обнинскому таможенному посту Калужской таможни.
Таким образом, ОАО "РЖД" доставило товар в регион деятельности Обнинского таможенного поста Калужской таможни, тем самым выполнив возложенные таможенным законодательством на перевозчика обязанности по доставке товара в место, установленное таможенным органом отправления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствует как состав, так и событие административного правонарушения, что в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 19.09.2022 подлежит отмене, поскольку суд неполно выяснил обстоятельства дела имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.229 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-147271/22 отменить.
Удовлетворить требования ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене постановления Калужской таможни от 28.06.2022 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10106000-646/2022 о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности по ст.16.10 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147271/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: КАЛУЖСКАЯ ТАМОЖНЯ