г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-202086/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Е.А. Птанской, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Производственно-конструкторское предприятие "Вэлко-2000"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022
по делу N А40-202086/22,
по заявлению: ООО ПКП "Вэлко-2000" (ОГРН 1027739386938, ИНН 7729117803)
к ответчику: ПАО "Московский кредитный банк" (ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860),
о защите деловой репутации,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Жигарев Р.В. по доверенности от 21.11.2022,
от ответчика - Беглый А.П. по доверенности от 12.11.2021,
УСТАНОВИЛ:
ООО ПКП "Вэлко-2000" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "Московский кредитный банк" (далее - ответчик) о защите деловой репутации.
Решением суда от 20.12.2022, в удовлетворении требований ООО ПКП "Вэлко-2000" - отказано.
ООО Производственно-конструкторское предприятие "Вэлко-2000", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что ложная информация о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве истца, умаляет деловую репутацию истца и влечет возникновение у него убытков.
Также ссылается на несоответствие содержания решения ст. 170 АПК РФ.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, ответчик разместил на Федресурс в разделе банкротство в сети интернет-сообщение N 10285447 от 06.12.2021 о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве истца.
Истец посчитал, что у ответчика отсутствовали основания для публикации данного сообщения.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 152 Гражданского кодекса юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, при этом, обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Следовательно, для применения способа защиты необходима совокупность трех этих условий.
При заявлении требования о защите деловой репутации истец должен доказать факт распространения сведений об истце и порочащий характер этих сведений. Бремя доказывания соответствия действительности распространенных сведений относится на лицо, распространившее сведения.
Ответчик, возражая, по существу, заявленных требований, указывал на следующие обстоятельства.
ПАО "Московский кредитный банк" имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций N 1978, выданную Центральным банком Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2. ст. 7 Закона о банкротстве, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации, у кредитного управляющего по договору синдицированного кредита (займа) (глава X.1 настоящего Федерального закона), а также у конкурсного кредитора - государственной корпорации "ВЭБ.РФ" с даты возникновения у должника признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом.
По смыслу абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве, кредитор вправе инициировать процедуру несостоятельности должника без представления в суд, рассматривающий дело о банкротстве, вступившего в законную силу судебного акта, если его требование возникло в связи с реализацией специальной правоспособности кредитной организации, в том числе в случае, когда такой кредитор не имеет статуса кредитной организации.
Критерием, допускающим возбуждение дела о банкротстве подобным упрощенным способом, выступает реализуемая кредитной организацией, обращающейся с соответствующим заявлением, деятельность по осуществлению банковских операций на основании специального разрешения (лицензии) Банка России (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности").
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве (признаки банкротства юридического лица), юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно п. 2.1. ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Ответчик указывал, что денежные обязательства, возникшие между ПАО "Московский кредитный банк" и ООО ПКП "Вэлко-2000", вытекали из Договора о выдаче банковской гарантии N 0102/1901 от 08.02.2019 г. (далее - Договор), то есть непосредственно связанны с реализацией специальной правоспособности кредитной организации.
В силу п. 2. ст. 28 Закона о банкротстве, ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
При этом опубликование Сообщения на сайте ЕФРСБ о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не является правом кредитора, а наоборот - процессуальная обязанность кредитора в силу п. 2.1. ст. 7 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что истцом не был доказан и порочащий характер сведений. Достаточных и достоверных доказательств, которые должен представить истец в подтверждении порочащий характер сведений, в суд не было представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами, требования истца подлежали отклонению в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Денежные обязательства, возникшие между ПАО "Московский Кредитный банк" и ООО ПКП "Вэлко-2000", вытекали из Договора о выдаче банковской гарантии N 0102/1901 от 08.02.2019 г. (далее - Договор), то есть непосредственно связанны с реализацией специальной правоспособности кредитной организации.
Банк имел все законные основания как на публикацию сообщения о своем намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) ООО ПКП "Вэлко-2000", так и на само обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ООО ПКП "Вэлко-2000" несостоятельным (банкротом).
ООО ПКП "Вэлко-2000" в жалобе утверждает, что сообщение, размещенное на ЕФРСБ, имеет характер, порочащий деловую репутацию Истца.
С данным утверждением апелляционный суд не согласен и считает необоснованным.
В силу п. 2. ст. 28 Закона о банкротстве, ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Необходимо отметить, что опубликование Сообщения на сайте ЕФРСБ о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не является правом кредитора, а наоборот - процессуальная обязанность кредитора в силу п. 2.1. ст. 7 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства гражданина, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление N 3) дано разъяснение, что в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права 4 и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
Соответственно, выполнение законных процессуальных действий не могут трактоваться как действия, порочащие деловую репутацию.
В пункте 7 Постановления N 3 указано, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Требования истца о защите чести и достоинства не подлежат удовлетворению, если им оспариваются сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, а само обращение не содержит оскорбительных выражений и обусловлено намерением ответчика реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. (п. 9 "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)).
Довод истца о несоответствии содержания решения ст. 170 АПК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку истец, указывая на нарушения, не приводит доказательств, каким образом они могли бы повлиять на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-202086/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202086/2022
Истец: ООО Производственно-конструкторское предприятие "Вэлко-2000"
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"