г. Вологда |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А05-10729/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2022 года по делу N А05-10729/2022,
УСТАНОВИЛ:
Стрельцов Виталий Николаевич (место жительства: 164840, Архангельская область, город Онега) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - управление) о признании незаконным решения об отсутствии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), выраженного в письме от 19.09.2022 N 03-12Ш/3246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "СоломбалаСтрой" (ОГРН 1132901012309; ИНН 2901243186; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 14, офис 605; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу доводы управления поддержало, просило решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в управление поступила жалоба Стрельцова В.Н. от 05.09.2022, в которой он указал, что, основываясь на публичной рекламе Аквилон и менеджера Аквилон, заключил с обществом (группы компаний Аквилон) договор участия в долевом строительстве от 29.09.2021 N СС/А/КВ-Э1-156, предметом которого является строительство дома (многоквартирный жилой комплекс NEXT-1 в г.Архангельске, ограниченный ул. Романа Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова). После осмотра квартиры заявитель 18.04.2022 направлял обществу претензию, в которой, частности, ссылался на то, что исходя из информации для потребителей дом позиционировался как "умный дом". Вместе с тем система "умного дома" не установлена. По мнению заявителя, на основании части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ при отсутствии сведений о системе "умного дома" в проектной документации застройщик может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О наличии такой системы застройщик публично заявлял для неопределенного круга потребителей, а также при заключении договора. Заявитель просил провести проверку по изложенным выше фактам, возбудить дело об административном правонарушении, принять меры реагирования и привлечь виновных лиц к ответственности.
Письмом от 19.09.2022 N 03-12Ш/3246 управление сообщило заявителю, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. На такую информацию положения Закона N 38-ФЗ не распространяются.
Управление заключило об отсутствии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения требований Закона N 38-ФЗ.
Стрельцов В.Н. с таким решением управления не согласился и обратился в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с положениями статей 33 и 36 Закона N 38-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1922 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные (далее - Правила N 1922), согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 1922 которых дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 13 Правил N 1922 основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются:
а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
б) представление прокурора;
в) заявление о нарушении законодательства;
г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган вправе запрашивать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у юридических лиц и их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении о нарушении законодательства и приложенных к нему документах и материалах (пункт 19 Правил N 1922).
В силу пункта 20 Правил N 1922 по результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение:
а) о возбуждении дела;
б) об отказе в возбуждении дела.
Согласно пункту 21 Правил N 1922 антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:
а) вопросы, указанные в заявлении о нарушении законодательства, не относятся к компетенции антимонопольного органа;
б) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют;
в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, дело возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом ранее;
г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.
В соответствии со статьей 1 Закона N 38-ФЗ целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Настоящий Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (пункт 3 часть 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 38-ФЗ определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона N 38-ФЗ).
В силу частей 6, 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9 - 10.3, 12 статьи 5, статьями 7 - 9, частями 3.13, 3.14, 3.19 статьи 10, статьями 12, 14 - 18, частью 16 статьи 18.1, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Закона.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (часть 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ).
В части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
Как следует из направленной заявителем в управление жалобы, при заключении договора, оценивая потребительские свойства будущего товара, заявитель исходил из описаний и разъяснений, содержащихся как в рекламных буклетах, так и информации менеджеров как представителей застройщика, полагал, что система умного дома является составляющей общедомовой инженерной системы и системы энергоэффективности дома в целом.
На сайте Группа Аквилон в разделе о Жилом комплексе NEXT содержалась информация: "Система "inHome" - автоматизация повседневных действий, которая избавит Вас от рутины IP-домофония с интерактивным многофункциональным экраном Датчики защиты от пожара и протечек Легкая настройка сигнализации и тревожной кнопки Контроль за квартирой из мобильного приложения. Возможность интерактивного взаимодействия с управляющей компанией, автоматическая передача данных счетчиков".
На сайте Группа Аквилон система "in-Home" ("умный дом") названа как одно из преимуществ ЖК NEXT. Данная информация доступна неограниченному кругу лиц. Также заявителем представлен буклет "Жилой комплекс NEXT", в котором в описании жилого комплекса указана система "inHome" ("умный дом"), содержится описание этой системы. В буклете прямо указано, что представленная в нем информация носит исключительно рекламный характер.
Доводы апеллянта о непредставлении заявителем при обращении в управление буклета опровергаются представленными в материалы дела скриншотами электронного письма заявителя в адрес управления с вложениями (том 2, листы 3-5).
Исследовав представленные заявителем документы, суд первой инстанции правомерно не согласился с выводом управления о том, что спорная информация не является рекламой. Фактически, исходя из представленных заявителем документов (жалобы, претензий, распечаток с сайта, буклета) усматривается, что спорная информация направлена на привлечение внимания потребителей и формирование у них интереса к конкретному объекту - ЖК NEXT, размещена не только на официальном сайте, следовательно должна рассматриваться как реклама, при этом имеются признаки нарушения статьи 5 Закона N 38-ФЗ
При этом в материалах дела усматривается, что управление фактически проверку информации, распространенной на сайте и в буклете, на предмет наличия признаков рекламы и ее достоверности, не провело, оценка соответствия распространенной рекламы требованиям законодательства о рекламе не дана при том, что в обращении заявителя приведено обоснование, что реклама является ненадлежащей, указаны признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Отсутствие таких признаков управлением не подтверждено.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии у управления правовых оснований для отказа в возбуждении дела.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка управлением фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2022 года по делу N А05-10729/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10729/2022
Истец: Стрельцов Виталий Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: ООО Специализированный застройщик "Соломбаластрой"