г. Чита |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А10-620/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 августа 2022 года по делу N А10-620/2022 по иску акционерного общества "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815) к Республике Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709) о взыскании 17 931 400, 04 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чернышенко О.А., представителя по доверенности от 30.04.2022;
от ответчика: Базарова Б.Н., представителя по доверенности от 01.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - истец, АО "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 17 931 400, 04 руб. убытков в виде неполученной субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, и сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в невыданной части.
Решением суда от 01 августа 2022 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях истец выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Ломако Н.В. на судью Будаеву Е.А.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Басаева Д.В.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы и дополнения поддержал, представитель истца - оспорил по мотивам, приведенным в отзыве и письменных пояснениях.
Заявленные истцом ходатайства об истребовании у ответчика оригинала приказа Министерства от 22.12.2021 N 66-пр287, о его фальсификации и назначении судебной экспертизы и ходатайство ответчика о его приобщении к материалам дела судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку судом первой инстанции ходатайство об истребовании документа разрешено и удовлетворено, но оригинал документа не представлен ответчиком. Уважительность непредставления ответчиком доказательства в суд первой инстанции не установлена.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Муниципальное образование "город Северобайкальск" в лице главы администрации и Республика Бурятия в лице главы Республики Бурятия заключили концессионное соглашение от 15 сентября 2017 года (далее - соглашение) "в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящиеся в собственности муниципального образования "город Северобайкальск".
Согласно пункту 1.1 соглашения истец (концессионер) обязался осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение населения и иных потребителей города Северобайкальск и осуществлять ремонт и реконструкцию теплогенерирующего оборудования.
Республика Бурятия (Субъект концессионного соглашения) принял обязательство о возмещении недополученных доходов, экономически обоснованных расходов истца (концессионера), подлежащих возмещению за счет средств республиканского бюджета (подпункт в) пункта 5.39, 5.43, 5.44 соглашения).
Истец обратился в Министерство с заявлением на предоставление субсидии в объеме 89 050 316, 61 руб. за 10 месяцев 2021 года из республиканского бюджета в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии отпуска в сфере теплоснабжения (представлено через "Мой арбитр" 31.05.2022).
Указанное заявление истец датировал 17 ноября 2021 года N 2283. К заявлению истец приложил документы на 330 листах.
Министерство, рассмотрев указанное заявление истца, приняло решение об отказе в предоставлении истцу субсидии на основании п.п. "г" п. 2.6 Порядка - недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидии на текущий финансовый года. О принятом решении Министерство указало в письме от 19 ноября 2021 года N 06-06-07- И97715/21 (представлено через "Мой арбитр" 31.05.2022), в котором также указало, что при наличии бюджетных ассигнований на предоставление субсидии в 2021 году, будет принято решение о предоставлении субсидии в порядке очередности, исходя из даты и времени представления заявления и документов в Министерство, с учетом заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об объеме выпадающих доходов.
Законом Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года N 1292-VI "О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, в объеме на 2021 год 468 792, 4 тыс. руб., из них 368 792, 4 тыс. руб. учтены в соответствии с Законом Республики Бурятия от 20 декабря 2021 года N 1929-VI "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
Приказом Министерства от 22 декабря 2021 года N 06-пр288 принято решение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам в очередности и суммах, указанных в представленной информации.
В пункте 5 приказа Министерство приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта "г" пункта 2.6 Порядка истцу в размере 17 931 400, 04 рублей.
Истец, указывая на изложенные обстоятельства, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы, приведенные участвующими в деле лицами, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесенных убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказание услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акта, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публичноправового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств. Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Как установлено судом первой инстанции не оспаривается сторонами, истец является концессионером по концессионному соглашению от 15.09.2017 "в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящиеся в собственности муниципального образования "город Северобайкальск", и в силу пункта 1.1 обязуется осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение населения и иных потребителей города Северобайкальск и осуществлять ремонт и реконструкцию теплогенерирующего оборудования.
Частью 2 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлено, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае не подписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.
Субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, несет следующие обязанности по концессионному соглашению, в том числе возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 40 Закона N 115-ФЗ).
В целях компенсации выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, Правительство Республики Бурятия утвердило постановлением от 25.12.2020 N 799 Порядок предоставления в 2020 и 2021 годах субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения (далее - Порядок).
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) (пункт 1.3 Порядка).
Порядком предусмотрено, что субсидии предоставляются в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидий пределах бюджетных ассигнований.
Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на предоставление субсидии на текущий финансовый год (пп. "г". п. 2.6 Порядка).
При наличии лимитов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на очередной финансовый год Министерство принимает решение о предоставлении субсидии организациям, которым в текущем финансовом году было отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта "г" пункта 2.6 настоящего Порядка, в порядке очередности исходя из даты и времени предоставления заявления и документов в Министерство (пункт 2.8 Порядка).
Для получения субсидии организации до 26 декабря текущего финансового года представляют в Министерство заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявление) с приложением документов:
а) копии учредительных документов организации;
б) справка-расчет об объеме выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заверенными подписью руководителя организации и печатью (при наличии) организации в прошитом виде.
Министерство в день поступления регистрирует заявление в журнале регистрации в порядке очередности с указанием даты и времени поступления (пункт 2.2 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что истец обратился в Министерство с заявлением от 17.11.2021 N 2283 на предоставление субсидии в объеме 89 050 316, 61 руб. за 10 месяцев 2021 года из республиканского бюджета в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии отпуска в сфере теплоснабжения.
Министерством по итогам рассмотрения заявления принято решение об отказе в предоставлении истцу субсидии на основании п.п. "г" п. 2.6 Порядка - недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидии на текущий финансовый год, о котором сообщило в письме от 19.11.2021 N 06-06-07- И97715/21.
В указанном письме Министерство также указало, что при наличии бюджетных ассигнований на предоставление субсидии в 2021 году, будет принято решение о предоставлении субсидии в порядке очередности, исходя из даты и времени представления заявления и документов в Минстрой РБ, с учетом заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об объеме выпадающих доходов.
Письмо о принятом решении подписано электронной цифровой подписью первого заместителя министра.
Законом Республики Бурятия от 25.12.2020 N 1292-VI "О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, в объеме на 2021 год 468 792, 4 тыс. руб., из них 368 792, 4 тыс. руб. учтены в соответствии с Законом Республики Бурятия от 20.12.2021 N 1929-VI "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
Приказом Министерства от 22.12.2021 N 06-пр288 принято решение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам в очередности и суммах, указанных в представленной информации (в том числе истцу - 52 125 683 руб.). В пункте 5 приказа указано на решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта "г" пункта 2.6 Порядка истцу в размере 17 931 400, 04 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованным выводом суда первой инстанции о неправомерности отказа Министерства в предоставлении истцу субсидии в указанном размере как несоответствующего положениям пункта 2.8 Порядка.
Так, согласно пункту 2.8 Порядка при наличии лимитов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на очередной финансовый год Министерство принимает решение о предоставлении субсидии организациям, которым в текущем финансовом году было отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта "г" пункта 2.6 настоящего Порядка, в порядке очередности исходя из даты и времени предоставления заявления и документов в Министерство.
Суд первой инстанции, установив, что с заявлением о предоставлении субсидии организация, которой первой предоставлена субсидия, обратилась 09.12.2021 (следует из информации о предоставленных субсидиях, представленной через "Мой арбитр" 02.06.2022), в то время как заявление истца о предоставлении субсидии на сумму 89 050 316, 61 руб. подано 17.11.2021, пришел к правильному выводу о нарушении очередности, предусмотренной пунктом 2.8 Порядка.
Согласно пункту 2.5 Порядка размер субсидии определяется на основании заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.
Согласно заключению Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия размер объема субсидии для истца на компенсацию выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска и в связи со сверхнормативными расходами топлива и электроэнергии в сфере теплоснабжения на 2021 год составил сумму 70 057 083, 04 руб.
При установленных по делу обстоятельствах правомерным признается вывод суда первой инстанции о доказанности истцом совокупности условий для привлечения ответчика в гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков и правомерности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Довод апелляционной жалобы о неверном установлении судом первой инстанции даты подачи истцом заявления о предоставлении субсидии, а именно 10 декабря 2021 года, судом апелляционной инстанции проверен и отклоняется как не соответствующий материалам дела. Ссылка апеллянта на журнал регистрации N 1 заявлений на предоставление в 2021 году субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам несостоятельна, поскольку, как установлено судом первой инстанции, представленный ответчиком в обоснование довода указанный журнал (т.1, л.д.107-110) не соответствует требованиям приказа Росархива от 22.05.2019 N 71 "Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления" и не отвечает признакам допустимости и относимости доказательств. При этом согласно пояснениям представителя ответчика в суде первой инстанции, в систему электронного документооборота Министерства не включен такой документ как "журнала регистрации N 1 заявлений на предоставление в 2021 году субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения".
Довод апелляционной жалобы о том, что рассматриваемые расходы Законом Республики Бурятия от 25.12.2020 N 1292-VI "О Республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" не предусмотрены и лимиты бюджетных ассигнований по субсидиям на 2022 год до Министерства не доведены, подлежат отклонению как не имеющие правовое значение исходя из предмета исследования по спору о взыскании убытков.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права ввиду невынесения определения об истребовании у ответчика доказательства - оригинала приказа Министерства от 22.12.2021 N 66-пр287, которым истцу отказано в удовлетворении его заявления на основании подпункта "д" пункта 2.6 Порядка как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела (протокол судебного заседания от 17.06.2022, т.2, л.д. 131).
Несостоятелен и довод апелляционной жалобы о неверно выбранном истцом способе защиты права и надлежащем - путем оспаривания решения об отказе в предоставлении субсидии, поскольку право на выбор определенного способа защиты гражданских прав принадлежит лицу, чье право нарушено, а избранный истцом способ защиты права соответствует характеру и последствиям нарушения и обеспечивает восстановление его нарушенных прав.
Действующий правопорядок не исключает возможность непосредственного обращения заинтересованного лица в суд с иском о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованием в сфере его властной деятельности. Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N 303-ЭС19-7300 по делу N А51-1928/2018).
Судом апелляционной инстанции признается необоснованным довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на субсидию ввиду расторжения в судебном порядке концессионного соглашения, поскольку решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2447/2020 принято 28 марта 2022 года, в то время как заявление о предоставление субсидии в объеме 89 050 316, 61 руб. из республиканского бюджета в целях компенсации выпадающих доходов подано за 10 месяцев 2021 года, то есть за период деятельности, предшествующий расторжению концессионного соглашения.
Довод апелляционной жалобы о неверном распределении судебных расходов подлежит отклонению, поскольку освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, но признаны не опровергающими обоснованные выводы суда первой инстанции.
В ходе пересмотра судебного акта в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 августа 2022 года по делу N А10-620/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-620/2022
Истец: АО "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ