г. Челябинск |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А47-13208/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2022 по делу N А47-13208/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Ринг" - Милехина Елена Николаевна (доверенность от 04.03.2022, диплом, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители иных лиц не явились.
С учетом мнения представителя общества и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, истец) обратилось с Арбитражный суд Оренбургской области и иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ринг" (далее - ООО "Ринг", общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 04/09 от 05.03.2009:
-по арендной плате в федеральный бюджет размере 920 462 руб. 56 коп., из них: 122 763 руб. 39 коп. за 2017 год, 147 128 руб. 64 коп. за 2018 год, 177 116 руб. 64 коп. за 2019 год, 211 790 руб. 27 коп. за 2020 год, 218 706 руб. 25 коп. за 2021 год, 42 957 руб. 37 коп. за 2022 год;
-по арендной плате в бюджет Оренбургской области 374 руб. 73 коп.;
-неустойки за нарушения обязательства по внесению арендной платы в размере 46 457 руб. 92 коп.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2022 (резолютивная часть от 24.11.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что содержание и эксплуатация детского лагеря, а также организация отдыха и оздоровления для детей осуществлялась ООО "Ринг", в связи с чем коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей (0,1), применен обоснованно. Кроме того, данный вывод суда противоречит положению статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон.
Полагал, что применение коэффициента 0,1 при расчете арендной платы не мог быть применим, поскольку ООО "Ринг" не является детским оздоровительным лагерем. Содержание и эксплуатация детского лагеря, а также организация отдыха и оздоровления для детей осуществлялась не ООО "Ринг", а ООО "Лесные поляны" на основании договора возмездного оказания услуг от 28.03.2007. Кроме того, общество в рамках обозначенного договора обязано предоставлять услугу по организации отдыха и оздоровления для взрослых, что исключало применение коэффициента 0,1 (коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей). Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды не производилась. Стоимость арендной платы, установленная по результатам аукциона, не могла быть изменена соглашением сторон.
От общества с ограниченной ответственностью "Ринг" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес истца посредством электронной почты. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2009 между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель и правопредшественник истца) и ООО "Ринг" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды лесного участка N 04/09 от (далее - договор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 4 от 19.02.2009 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка передал, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской: Федерации, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктом 2 договора, ООО "Ринг" в аренду передан лесной участок площадью 14,0 га, местоположением согласно материалам лесоустройства 1997 года: квартал N 10 часть выдела 3,5, выдел 4 Орского лесничества Орского лесхоза, номер учетной записи в лесном реестре 4-2009-03, условный номер лесного участка 53:214:17:0004.
На основании пункта 5 договора аренды, арендная плата по договору составляет 146 900 руб. в год.
В силу пункта 6 договора аренды, арендатор вносит арендную плату в сроки, установленные приложением N 4 к договору и представляет в течение 1 месяца со дня внесения арендной платы арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Стороны согласовали условие об изменении размера арендной платы пропорционального изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, установленных в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 договора).
Цели и объемы использования лесов на арендуемом земельном участке указаны в приложении N 3 к договору. Согласно которому лесной участок передается арендатору в целях осуществления рекреационной деятельности.
Факт передачи лесного участка во временное пользование ООО "Ринг" подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 12.03.2009 (приложение N 5 к договору аренды лесного участка).
Срок действия договора установлен с 05.03.2009 по 05.03.2058 г. (пункт 19 договора).
Договор прекращает свое действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 17 договора).
Дополнительным соглашением от 07.04.2009 к договору аренды стороны на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, в связи с тем, что арендатор на арендуемом лесном участке осуществляет деятельность по организации детского оздоровительного лагеря "Лесные поляны", внесли изменения в пункт 5 договора в следующей редакции: "арендная плата составляет 14 690 руб. в год.
Дополнительным соглашением N 1 от 05.06.2013 к договору в связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной участок, переданный в аренду ООО "Ринг" по договору N 04/09 от 05.03.2009, стороны решили внести в договор следующие изменения:
пункт 2 изложили в новой редакции: "Лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 14,0 га, адрес объекта: Оренбургская область, Гайский административный район, ГУ "Орское лесничество", Орское участковое лесничество, квартал N 10 часть выдела 3, выдела 4, 5. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 4- 2009-03, условный номер лесного участка 53:214:17:0004";
дополнили договор подпунктом 2.1. следующего содержания: "Лесной участок, указанный в пункте 2 договора, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "27" июня 2011 года сделана запись регистрации N 56-56-19/008/2011-191 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 56-АБ N 287008 от 27 июня 2011 года".
Дополнительным соглашением N 2 от 14.01.2015 к договору аренды стороны изложили пункт 5 в новой редакции: "5. Арендная плата по настоящему Договору составляет: - в 2014 году - 16 599 руб. 70 коп. в год. - в 2015 году - 17 481 руб. 10 коп. - в 2016 году - 18 215 руб. 60 коп. - в 2017 и в последующие годы - 19 097 руб. 00 коп.
В период с 20.05.2019 по 07.06.2019 Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) была проведена плановая выездная проверка исполнения министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Проверкой был установлен недополученный доход в федеральный бюджет в связи неправильным исчислением арендной платы по договорам аренды лесных участков для рекреационной деятельности, что подтверждается актом N 16/2019 от 07.06.2019 плановой выездной проверки деятельности орган государственной власти Оренбургской области и должностных лиц органа государственной власти Оренбургской области (далее - акт).
По результатам проверки 12.08.2019 в адрес Губернатора Оренбургской области Ю.А.Берга было вынесено предписание "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Оренбургской области переданных полномочий Российской Федерации в области Лесных отношений" (далее - предписание).
Согласно таблице 11.8 акта проверки, недополученный доход федерального бюджета по договору N 04/09 от 05.03.2009, заключенного с ООО "Ринг", в 2017 году составил 122 763 руб. 39 коп., в 2018 году 147 128 руб. 64 коп.
В адрес ООО "Ринг" 29.11.2019 Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было направлено уведомление об исправлении ошибки в расчете арендной платы от N 39/4494-исх с приложением расчета арендной платы и порядка ее внесения.
По результатам проверки правильности начисления арендной платы выявлено, что при расчете арендной платы были ошибочно применены коэффициенты, установленные постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, а именно:
- вместо коэффициента 2,5, учитывающего приближенность лесного участка к дорогам общего пользования на расстояние от 2 до 3 километров, должен применяться коэффициент 3, поскольку участок приближен к дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров включительно;
- вместо коэффициента 1,5, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов, должен применяться коэффициент 1, поскольку участок откосится к лесопарковым зонам;
- коэффициент 0,1, учитывающий предоставление лесного участка детских оздоровительных лагерей, не должен был применяться, поскольку ООО "Ринг" не является детским оздоровительным лагерем.
Таким образом, арендная плата в 2017 году должна составлять 142 007 руб. 29 коп.; в 2018 - 170 191 руб. 94 коп.; в 2019 - 204 880 руб. 74 коп.; в 2020 -244 989 руб. 67 коп.
ООО "Ринг" внесена арендная плата в следующих размерах: в 2017 году - 17 537 руб. 61 коп.; в 2018 году - 21 018 руб. 36 коп.; в 2019 году - 25 302 руб. 36 коп.; в 2020 году - 30 255 руб. 75 коп.; в 2021 году - 32 978 руб. 75 коп. Недополученная арендная плата в федеральный бюджет за период 01.01.2017 по 01.03.2022 составила: (140 301-17 537,61)+(168 147-21 018,36)+(202 419-25 302,36)+(242 046-30 255,73)+(251 685-32 978,75)+42 957,37=920 462 руб. 56 коп.
В адрес ответчика истцом направлена претензия N 23/2021 от 13.04.2021 с требованиями о погашении образовавшейся задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 04/09 от 05.03.2009, а также о расторжении договора аренды лесного участка в добровольном порядке.
Оставление ответчиком требований указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
01.03.2022 между сторонами подписано соглашение о расторжении договора аренды лесного участка N 04/09 от 05.03.2009 по обоюдному согласию с 01.03.2022.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что между сторонами был подписан договор аренды лесного участка.
Признаков незаключенности или недействительности (ничтожности) названного договора суд апелляционной инстанции не усматривает. Содержание договора соответствует положениям главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации, требование о государственной регистрации договора сторонами соблюдено (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 93 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В свою очередь, арендатор в силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.
Однако указанные разъяснения применимы лишь к регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть к минимальному размеру арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемому в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 снова внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. Одновременно статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 N 206-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в том числе в части определенной по результатам торгов арендной платы, не допускается. Однако, указанное ограничение не касается регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть минимального размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемого в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и подлежащего уплате в федеральный бюджет.
По смыслу разъяснений пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим Федеральным законом.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.05.2007 N 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - постановление N 310).
В примечании к таблице N 11 постановления N 310 указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты: а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов; б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние; в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка; г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей - 0,1.
Соответственно деятельность, связанная с размещением детского оздоровительного лагеря подпадает под определение рекреационной деятельности.
На основании пункта 5 договора арендная плата по договору на дату заключения договора составила 146 900 руб. 00 коп. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 133 700 руб. 00 коп. в год.
Указанным пунктом договора стороны также определили, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к настоящему договору.
В приложении N 5 к договору стороны установили сроки внесения арендной платы в течение календарного года.
Факт нахождения на арендуемой территории детского оздоровительного лагеря "Лесные поляны", принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город Орск и на праве безвозмездного пользования ООО "Ринг" на основании договора от 08.05.2007 и договора от 25.09.2017 подтверждается материалами дела.
Как было отмечено ранее и учтено судом первой инстанции, земельный участок был передан под детский оздоровительный лагерь, что подтверждается подписанным сторонами дополнительным соглашением от 07.04.2009 которым установлено, что арендатор осуществляет на арендуемом земельном участке деятельность по организации детского оздоровительного лагеря "Лесные поляны" в связи с чем, расчет арендной платы произведен в соответствии с Постановлением правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Арендная плата, установленная настоящим дополнительным соглашением, составляла 14 690 рублей.
В 2014 году силами ООО "Ринг" было произведено межевание земельного участка с присвоением кадастрового номера 56:09:0000000:880, что подтверждается кадастровой выпиской на земельный участок. Границы земельного участка и межевой план были согласованны представителями министерства.
На протяжении длительного периода времени в адрес ООО "Ринг" поступали информационные письма об установлении размера арендной платы и подписанные уполномоченными лицами дополнительные соглашения от 14.01.2015, от 05.06.2013.
Ссылка апеллянта на заключение договора оказания услуг между ООО "Ринг" и ООО "Лесные поляны", не принимается судебной коллегией, поскольку условия договора аренды не содержат в себе запретных условий на заключения договоров гражданско-правового характера за исключением передачи объекта аренды третьим лицам в субаренду, безвозмездное пользование и т.д.
В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключение договора и ограничение таких прав не допустимо.
Помимо, в подтверждении добросовестного поведения и выполнения всех принятых на сея обязательств судом были исследованы проекты освоения лесов утвержденные и согласованные непосредственно с Министерством.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что проекты содержат в себе разделы содержащие сведения о характеристиках зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
В таблице 2.14 "Характеристика существующих и проектируемых на лесном участке временных построек, объектов благоустройства, объектов лесной инфраструктуры при использовании лесов для рекреационной деятельности" указан перечень имущества, в том числе зданий и сооружении находящихся на земельном участке подтверждающие, что на арендуемом земельном участке расположен детский оздоровительный лагерь ДОЛ "Лесные поляны".
Помимо этого ООО "Ринг" было получено Постановление Администрации Колпакского Сельсовета Гайского Района оренбургской области N 112-п от 27.12.2014 "О присвоении почтового адреса объектам Детского оздоровительного лагеря "Лесные поляны".
Из указанного Постановления прямо усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером: 56:09:0000000:880 расположен лагерь.
Соответственно из представленных в совокупности доказательств подтверждается, что стороны при заключении договора и в последующем были осведомлены о наличии лагеря и при заключении договора исходили из явно свидетельствующих обстоятельств.
ООО "Ринг" на протяжении длительного промежутка времени начиная с 2009 года оплачивало арендные платежи, которые не оспаривались.
Договор аренды земельного участка и его условия не признаны недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Положения о размере арендной платы и порядке ее оплаты по договору аренды, являются существенными.
Согласно положениям ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорному правоотношению) размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч.ч. 2, 3 и 4 настоящей статьи (п. 1); при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (п. 3).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении от 22.05.2007 N 310.
В абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено следующее: согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" на основании пункта "г" примечания к Таблице N 11 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности" суд не усматривает правовых оснований для неприменения к арендатору ООО "Ринг" коэффициента - 0,1.
Иная деятельность на территории лесного участка не осуществлялась. Иного истцом в материалы дел не представлено.
Иные выявленные нарушения не повлекли изменения в начислении, поскольку в одном случае увеличен коэффициент на 0,5, в другом уменьшен также на 0,5. Вместо коэффициента 2,5, учитывающего приближенность лесного участка к дорогам общего пользования на расстояние от 2 до 3 километров, должен применяться коэффициент 3, поскольку участок приближен к дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров включительно; вместо коэффициента 1,5, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов, должен применяться коэффициент 1, поскольку участок откосится к лесопарковым зонам.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
На основании статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
При этом, согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В рассматриваемом случае, поскольку предметом исковых требований является взыскание задолженности с ответчика за период с 2017 по 2022 год и, принимая во внимание тот факт, что ответчик за период с 2009 по 2022 год производил регулярное перечисление арендной платы, а с настоящим иском истец обратился в суд лишь 01.09.2022, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок исковой давности в отношении заявленных исковых требований в части периода 2017 и 2018 годы пропущен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований с учетом пропуска истцом срока исковой давности за период с 2017 года по 2018 год, 1, 2 квартал 2019 года с учетом направления претензии.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является правильным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным апеллянтом доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2022 по делу N А47-13208/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13208/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Ринг"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд