г. Вологда |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А05-9873/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 ноября 2022 года по делу N А05-9873/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, город Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании недействительным требования от 19.08.2022 N 203/06-06/5747 о возврате средств субсидии в размере 26 564 428 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 ноября 2022 года оспариваемое требование признано недействительным, на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения от 28.12.2022), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств по делу.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с Порядком предоставления государственным (муниципальным) учреждениям (за исключением казенных учреждений), являющимся теплоснабжающими организациями, грантов в форме субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп (далее - Порядок), министерством и учреждением заключен договор о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от 25.02.2021 N 3-Тг о предоставлении учреждению из областного бюджета в 2021 году гранта в форме субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Согласно расчетам субсидии, представленным учреждением, объем тепловой энергии, поставленный населению за 2021 год, составил 35 479,186 Гкал, потребность в средствах гранта в форме субсидии из областного бюджета - 122 677 975 руб. 05 коп.
Во исполнение принятых на себя по договору обязательств министерство произвело перечисление учреждению данной суммы субсидии.
Министерством на основании распоряжения от 27.04.2022 N 333-р проведена плановая камеральная проверка соблюдения учреждением порядка и условий предоставления гранта в форме субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2021 год, по результатам проверки составлен акт от 09.08.2022 N 203/06-06/83.
В ходе проверки министерство пришло к выводу о необоснованном получении учреждением средств субсидии в размере 26 564 428 руб. 81 коп. ввиду следующего:
объем тепловой энергии в размере 8010,691 Гкал, включенный учреждением в расчеты субсидии, не подтвержден первичными учетными документами, платежными документами, выставленными населению, и данными бухгалтерского учета, сумма необоснованно полученной субсидии составила 24 206 263 руб. 26 коп.;
объем тепловой энергии, включенный учреждением в расчеты субсидии, завышен на 17,068 Гкал, сумма необоснованно полученной субсидии составила 55 834 руб. 11 коп., в том числе по городскому округу Архангельской области "Котлас" - 10,277 Гкал на сумму субсидии 53 140 руб. 77 коп., по сельскому поселению "Черемушское" Котласского муниципального района Архангельской области - 6,791 Гкал на сумму субсидии 2 693 руб. 34 коп.;
объем тепловой энергии в количестве 1 649,818 Гкал на сумму полученной субсидии 2 302 331 руб. 44 коп. необоснованно включен в расчеты субсидии, в том числе по городскому округу Архангельской области "Котлас" 45,197 Гкал на сумму субсидии 441 917 руб. 81 коп., по сельскому поселению "Черемушское" Котласского муниципального района Архангельской области 1 604,621 Гкал на сумму субсидии 1 860 413 руб. 63 коп.
По итогам проверки министерством в адрес заявителя направлено требование от 19.08.2022 N 203/06-06/5747 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии в размере 26 564 428 руб. 81 коп.
Не согласившись с данным требованием, учреждение обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования (пункт 6 статьи 78.1 БК РФ).
Пунктом 2.1 договора N 3-Тг согласовано, что субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 договора, в размере, определенном по формуле, предусмотренной пунктом 19 Порядка, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств областного бюджета по коду классификации расходов областного бюджета 023 05021730373520 613.
В соответствии с пунктом 19 Порядка для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
а) установленные постановлением агентства для получателя субсидии:
льготный тариф на тепловую энергию (без НДС);
экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС);
б) объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в порядке, установленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов.
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле:
СТ = Vнас x (Т - Тнас), где:
СТ - размер субсидии для получателя субсидии, рублей;
Vнас - объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг, Гкал;
Т - экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - льготный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал.
В соответствии с пунктом 24 Порядка министерством осуществляются проверки соблюдения получателем субсидии и лицами, указанными в пункте 3 статьи 78.1 БК РФ, порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии.
Для подтверждения объемов тепловой энергии, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, а также достижения показателей результативности, предусмотренных пунктом 23 Порядка, при проведении проверок в министерство представляются следующие документы и (или) копии документов, заверенные уполномоченным лицом получателя субсидии и печатью (при наличии):
1) регистры бухгалтерского учета;
2) первичные учетные документы и документы, подтверждающие реализацию (отпуск) тепловой энергии населению (платежные документы (квитанции), сводные ведомости (реестры) платежных документов, сведения (реестры) о начислениях населению информационно-расчетных центров и (или) иные подтверждающие документы).
Платежные документы (квитанции), выставленные населению, могут быть представлены получателем субсидии в виде электронных документов, записанных на электронном носителе информации, либо посредством передачи их по информационно-телекоммуникационным сетям.
Документация, предусмотренная настоящим пунктом, составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и представляется в одном экземпляре.
Согласно пункту 25 Порядка в случае выявления министерством нарушений получателями субсидий порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидий, средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
По результатам проведенной проверки министерство заключило о необоснованном получении учреждением средств субсидии в 2021 году ввиду включения в расчеты субсидии объема тепловой энергии в размере 8 010,691 Гкал, не подтвержденного первичными учетными документами, платежными документами, выставленными населению, и данными бухгалтерского учета, а также не подтвержденными первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета (юридические лица). Сумма необоснованно полученной субсидии в связи с данным нарушением по расчету ответчика составила 24 206 263,26 руб.
Не соглашаясь с выводами министерства в части включения в расчеты субсидии объема тепловой энергии, поставленного в пустующий жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основными целями деятельности учреждения согласно уставу является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности.
Постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.12.2020 N 67-т/38, от 18.12.2020 N 70-т/13, от 18.12.2020 N 70-т/39, от 18.12.2020 N 70-т/60 учреждению установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую в том числе населению и потребителям, приравненным к населению.
Сверх государственного задания учреждение оказывает услуги теплоснабжения, физическим лицам и организациям - потребителям коммунальных услуг (внебюджетная деятельность), в том числе гражданам, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (общежитиях, многоквартирных жилых домах), находящихся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Проживание граждан в специализированном жилищном фонде осуществляется на основании договора найма жилого помещения на время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или на время трудовых отношений граждан с Вооруженными Силами Российской Федерации, в отсутствие нанимателей жилых помещений образуется временно пустующий жилой фонд.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Суд первой инстанции верно отметил, что коммунальные ресурсы используются в таких помещениях на коммунально-бытовые нужды. Поэтому при взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений, подлежит применению тариф для населения.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.03.2012 N 14340/11, критерием отнесения потребителей к группе "население" является использование поставляемой энергии на коммунально-бытовые нужды. Собственник должен оплачивать коммунальные услуги по тарифу для иных потребителей только в том случае, если коммунальные услуги используются в жилых помещениях для производственной деятельности.
В данном случае доказательств использования оказанных коммунальных услуг, поставляемых в незаселенные жилые помещения, не на коммунально-бытовые нужды, а в иных целях, министерством не предоставлено.
Таким образом, учреждение вправе применять льготный тариф для населения при расчете стоимости услуг по поставке тепловой энергии в жилые помещения Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 23 Порядка результатом предоставления субсидии является объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения по льготным тарифам, за период возмещения.
Оценивая доводы министерства об отсутствии подтверждения объема поставленной тепловой энергии первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета, суд первой инстанции верно принял во внимание, что факт поставки учреждением в рассматриваемый период тепловой энергии, объем тепловой энергии подтвержден ведомостями реализации, квитанциями на оплату.
Оформление хозяйственной операции, принятое в учреждении (оформление квитанций вместо счетов-фактур), при подтверждении факта поставки ресурса и его объема не может служить самостоятельным основанием для отказа в возмещении недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
При этом министерством не опровергнут ни сам факт, ни объем ресурсов, поставленных учреждением.
Доводы апелляционной жалобы обоснованность оспариваемого требования в указанной части не подтверждают и подлежат отклонению.
Вывод о необоснованном получении учреждением средств субсидии в форме гранта в размере 2 302 331 руб. 44 коп. мотивирован министерством тем фактом, что в представленных учреждением для проверки универсальных передаточных документах (далее - УПД), выставленных ФГАУ "Росжилкомплекс", отсутствует наименование должности лица, уполномоченного на подписание УПД, а также его подпись, в связи с чем, по мнению министерства, факт реализации объемов тепловой энергии учреждением не подтвержден.
Вместе с тем условиями договора, положениями Порядка не предусмотрено, что единственным подтверждением заявленных в расчетах объемов является подписанный с двух сторон УПД.
Отсутствие подписанных контрагентом заявителя УПД за спорный период само по себе не свидетельствует о недоказанности факта оказания заявителем коммунальных услуг.
При этом учреждением представлены выставленные счета, счета-фактуры, акты об оказании услуг, ведомости реализации, карточки счета 205.31, сведения о начислениях в отношении ФГАУ "Росжилкомплекс". Доказательств недостоверности представленных заявителем документов не имеется.
Доводы министерства не свидетельствует о недоказанности факта реализации тепловой энергии.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил о необоснованности требования министерства о возврате средств субсидии в размере 2 302 331 руб. 44 коп.
Также в акте проверки указано, что учреждение при выявлении завышения объемов тепловой энергии в нарушение требований пункта 25 Порядка и пункта 4.3.7.3 договора N 3-Тг не направило в министерство уведомление о нарушении условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также условий договора, возврат необоснованно полученных средств субсидий не произвело.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что учреждение в расчеты субсидии за 2021 год объем тепловой энергии на основании перерасчетов, относящихся к периодам, предшествовавшим 2021 году, не включало.
Доказательств иного министерством не представлено.
В 2018-2020 годах учреждение получателем субсидии не являлось, положения договора N 3-Тг исходя из его предмета, а также пункта 7.2, на правоотношения по реализации тепловой энергии за 2018-2020 годы не распространяются.
Убытки, возникшие за 2017-2020 годы в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергии, взысканы учреждением вступившими в законную силу судебными актами по делам N А05-2654/2020, А05-3131/2021. Доказательств, что соответствующие перерасчеты, относящиеся к названным периодам, не учтены при определении размера убытков, материалы дела не содержат. Доводы министерства в данной части являются голословными.
Таким образом, обоснованность претензий в части предоставленной учреждению субсидии на сумму 55 834 руб. 11 коп. министерством не доказана.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка министерством фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 ноября 2022 года по делу N А05-9873/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9873/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области