г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-111954/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бизнес-Центр Берников" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2022 по делу N А40-111954/22 по иску ООО "Бизнес-Центр Берников" (ИНН 9709064096, ОГРН 1207700272273) к ПАО "МОЭК" (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092) третье лицо: ООО "Центр технологических присоединений МОЭК" об обязании заключить договор о подключении здания к системе теплоснабжения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Спирина С.Ю. по доверенности от 12.01.2023;
от ответчика: Канавин А.И. по доверенности от 06.10.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бизнес-Центр Берников" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПАО "МОЭК" об обязании заключить с ООО "Бизнес-Центр Берников" договор о подключении здания, расположенного по адресу Москва, ул. Николоямская, д. 11, стр. 2, к системе теплоснабжения в части на условиях протокола разногласий от 31 марта 2022 года в редакции, предложенной истцом (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ), а именно:
Пункт 1.2. договора изложить в редакции "Точка подключения объекта: камера 2605/7, расположенная на границе земельного участка Заявителя".
Пункт 2.2.2 из текста договора исключить.
Пункт 3.2.9 договора изложить в редакции "Изменить размер платы за подключение к системе теплоснабжения в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере ценообразования в теплоснабжении в случае необходимости внесения изменений в проектную документацию в части выполнения технологических мероприятий для подключения объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, изменения технических условий подключения в части величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения, изменения соблюдения требований строительства (реконструкции) тепловых сетей, а в случае отказа Заявителя от изменения платы за подключение расторгнуть Договор о подключении в установленном законом порядке".
Пункт 5.1. Договора изложить в редакции "Плата за подключение составляет 874 187 (Восемьсот семьдесят четыре тысячи сто восемьдесят семь) рублей 66 копеек, в т.ч. НДС (20%) 145 697 (Сто сорок пять тысяч шестьсот девяносто семь) рублей 94 копейки, и определяется в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2021 N 449-ТР из расчета 364 272 (Триста шестьдесят четыре тысячи двести семьдесят два) рубля 18 копеек, без учета НДС, за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки (далее - Плата за подключение). Расчет платы за подключение указан в Приложении N 3".
Пункт 5.2. Договора изложить в редакции "Сумма, указанная в п. 5.1 Договора, оплачивается Заявителем в следующем порядке:
-15% Платы за подключение в размере 131 128 (Сто тридцать одна тысяча сто двадцать восемь) рублей 15 копеек, в т.ч. НДС (20%) 21 854 (Двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят четыре) рубля 69 копеек - в течение 15 (пятнадцати) дней с даты заключения настоящего договора;
-50% Платы за подключение в размере 437 093 (Четыреста тридцать семь тысяч девяносто три) рубля 83 копейки, в т.ч. НДС (20%) 72 848 (Семьдесят две тысячи восемьсот сорок восемь) рублей 97 копеек - в течение 90 (девяноста) дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты подписания акта о подключении;
-20% Платы за подключение в размере 174 837 (Сто семьдесят четыре тысячи восемьсот тридцать семь) рублей 53 копейки, в т.ч. НДС (20%) 29 139 (Двадцать девять тысяч сто тридцать девять) рублей 59 копеек - в течение 5 (пяти) дней с даты подачи тепловой энергии и теплоносителя на Объект на время проведения испытаний и пусконаладочных работ, но не позднее даты подписания акта о подключении;
-оставшаяся доля Платы за подключение 131 128 (Сто тридцать одна тысяча сто двадцать восемь) рублей 15 копеек, в т.ч. НДС (20%) 21 854 (Двадцать одна тысяча восемьсот пятьдесят четыре) рубля 69 копеек - в течение 15 (пятнадцати) дней с даты подписания сторонами Акта о подключении Объекта к системе теплоснабжения.
В случае нарушения Заявителем сроков внесения каждого из платежей, указанных в настоящем пункте Договора (в том числе авансовых), на сумму каждого платежа подлежит начислению неустойка (пени) в порядке, предусмотренном п. 6.3 настоящего Договора".
Пункт 7.2 изложить в редакции "Стороны договорились о соблюдении претензионного порядка рассмотрения споров. Срок рассмотрения претензии - 30 (Тридцать) календарных дней с даты получения претензии соответствующей Стороной.
Датой получения досудебной претензии (ответа на досудебную претензию) будет считаться дата её получения соответствующей Стороной, согласно информации с сайта, соответствующей почтовой или иной компании, осуществившей курьерскую доставку данного отправления (Почта России, СДЕК, DHL, EMS, DPD, Majir Expess, Пони-Экспресс и т.п.)".
Пункт 7.3 изложить в редакции "В случае если споры и разногласия не были разрешены путем переговоров, они подлежат рассмотрению Арбитражным судом города Москвы".
Пункты 7.4 - 7.10 из текста Договора исключить.
Приложение N 3 "Расчет размера платы за подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения ПАО МОЭК" к Договору изложить в редакции:
"Размер платы за подключение объекта капитального строительства "Офисный центр с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Николоямская, д. 11, стр. 2", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Николоямская, д. 11, стр. 2 к системе теплоснабжения по договору о подключении к системе теплоснабжения N 10-11/22-119 с общим размером подключаемой нагрузки 1,99985 Гкал/час составляет: 874 187 (Восемьсот семьдесят четыре тысячи сто восемьдесят семь) рублей 66 копеек, в т.ч. НДС (20%), в том числе НДС по ставке, определенной в соответствии с Налоговым кодексом РФ 145 697 (Сто сорок пять тысяч шестьсот девяносто семь) рублей 94 копейки, и определяется в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2021 N 449-ТР и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, путем умножения платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, определенной соответственно по формуле:
ПII=ПI + П2.1, i, j + П2.2 + Н (тыс. руб./Гкал/ч) на подключаемую тепловую нагрузку объекта Заявителя, где:
ПI - расходы на проведение мероприятий но подключению объекта Заявителя в размере 162 466 руб. 50 коп. (без учета НДС) за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки.
П2.1, i, j - расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) i-ro диапазона диаметров j-го типа прокладки от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей - данный показатель равен нулю.
П2.2 - расходы на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей - данный показатель равен нулю.
Н - налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение 201 805 руб. 68 коп. (без учета НДС)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Третье лицо, участвующее в деле, уведомленное судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 03 февраля 2022 года истцом была подана заявка на подключение договора на приемлемых для истца условиях.
Также, истец указывает на то, что с предложенным ООО "ЦТП МОЭК" (агент ответчика) к подписанию текстом договора N 10-11/22-119 от 28 февраля 2022 года истец не согласился и направил в адрес ООО "ЦТП МОЭК" подписанный со своей стороны протокол разногласий, датированный 28 февраля 2022 года, с которым агент ответчика не согласился и вновь направил прежнюю редакцию договора с тем же номером, но без даты, на который истец направил тот же текст протокола разногласий, но датированный 31 марта 2022 года.
Согласно материалам дела, агент ответчика вновь направил прежнюю редакцию договора, не приняв предложенных истцом изменений в договор.
Истец не согласен с некоторыми пунктами договора, предложенного к подписанию ООО "ЦТП МОЭК", в связи с чем, обратился с настоящим иском в суд.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, истец предложил изменить точку подключения объекта к тепловой сети, исключить работы по созданию (реконструкции) тепловых сетей и в связи с этим изменить расчет платы за подключение, поскольку, по мнению истца, подключение возможно с использованием параметров существующей тепловой сети от объекта до камеры 2605/7.
Вместе с тем, суд отметил, что существующая тепловая сеть и системы теплопотребления Объекта длительное время не эксплуатировались.
Теплоснабжение объекта полностью ограничено с 21.04.2017 на основании заявления потребителя (предыдущий собственник земельного участка ООО "ВеликанИнвест").
Документы, подтверждающие пригодность тепловой сети для эксплуатации и ее безопасность, истцом не представлены.
Заявитель не проводил техническое освидетельствование тепловой сети, в связи с чем, не представляется возможным установить предельные параметры тепловой сети, возможность ее эксплуатации и возможность увеличения тепловой нагрузки с использованием данной сети.
Более того, суд отмечает, что проведение строительно-монтажных работ, работ по оценке технического состояния тепловой сети на данном участке повлечет нарушение пункта 65 Правил противопожарного режима.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление подключения на предлагаемых истцом условиях не отвечает критериям надежности и безопасности потребления тепловой энергии, а также прямо запрещено в силу п. 17 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку с 6 21.04.2017 подача тепловой энергии и теплоносителя не осуществляется, тепловая сеть не эксплуатируется свыше 4-х лет, а также в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие факт надлежащего подключения: исполнительная документация, акт о подключении, наряды-допуски теплоснабжающей организации, разрешение МТУ Ростехнадзора на допуск указанной тепловой сеты в постоянную эксплуатацию, подтверждающее безопасность эксплуатации и работы теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей.
На основании изложенного, заключение договора в редакции истца противоречит действующему законодательству, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчиком необоснованно включены в проект договора о подключении мероприятия по устройству/реконструкции тепловой камеры и прокладке тепловой сети 2Д 125 мм., отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" лица, заинтересованные в подключении к системам теплоснабжения, обращаются в единую теплоснабжающую организацию для заключения договора.
В соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года ПАО "МОЭК" является единой теплоснабжающей организацией в зоне расположения объекта заявителя.
Согласно п. 3 ст. 23.7 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
На основании п. 4 ст. 23.10 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация по договору на подключение (технологическое присоединение) принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого подключения (технологического присоединения), в том числе мероприятий по урегулированию отношений с теплосетевыми организациями и (или) теплоснабжающими организациями, в случае, если подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок осуществляется непосредственно к принадлежащим этим организациям тепловым сетям и (или) источникам тепловой энергии. При этом мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения), осуществляются соответствующей теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией.
Таким образом, ПАО "МОЭК" является специализированной организацией, которая определяет перечень мероприятий, необходимых для подключения объекта каждого обратившегося заявителя.
Истец направил протокол разногласий, который противоречил действующему законодательству, а именно постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", Приказу Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" (Правила промышленной безопасности), "СП 124.13330.2012. Своду правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003".
В частности, истец предложил изменить точку подключения объекта к тепловой сети, исключить работы по созданию (реконструкции) тепловых сетей и в связи с этим изменить расчет платы за подключение, поскольку по мнению истца подключение возможно с использованием параметров существующей тепловой сети от объекта до камеры 2605/7.
Вместе с тем существующая тепловая сеть и системы теплопотребления объекта длительное время не эксплуатировались. Теплоснабжение объекта полностью ограничено с 21.04.2017 на основании заявления потребителя (предыдущий собственник земельного участка ООО "ВеликанИнвест").
В соответствии с пунктом 399 Правил промышленной безопасности пригодность для эксплуатации и технические параметры тепловой сети, которая не эксплуатировалась более 24 месяцев могут быть установлены путем внеочередного технического освидетельствования.
В силу пункта 403 Правил промышленной безопасности если при техническом освидетельствовании будет установлено, что оборудование под давлением вследствие имеющихся дефектов или нарушений находится в состоянии, опасном для дальнейшей его эксплуатации, то работа такого оборудования должна быть запрещена.
Документы, подтверждающие пригодность тепловой сети для эксплуатации и ее безопасность, истцом не представлены.
Заявитель не проводил техническое освидетельствование тепловой сети, в связи с чем, не представляется возможным установить предельные параметры тепловой сети, возможность ее эксплуатации и возможность увеличения тепловой нагрузки с использованием данной сети.
Более того, проведение строительно-монтажных работ, работ по оценке технического состояния тепловой сети на данном участке повлечет нарушение пункта 65 Правил противопожарного режима.
Таким образом, осуществление подключения на предлагаемых Заявителем условиях не отвечает критериям надежности и безопасности потребления тепловой энергии, а также прямо запрещено в силу п. 17 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку:
-с 21.04.2017 подача тепловой энергии и теплоносителя не осуществляется, тепловая сеть не эксплуатируется свыше 4-х лет;
-отсутствуют документы, подтверждающие факт надлежащего подключения: исполнительная документация, акт о подключении, наряды-допуски теплоснабжающей организации, разрешение МТУ Ростехнадзора на допуск указанной тепловой сети в постоянную эксплуатацию, подтверждающее безопасность эксплуатации и работы теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей.
На основании изложенного, заключение договора в редакции заявителя противоречит действующему законодательству, в связи с чем, ПАО "МОЭК", по мнению суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонило предлагаемые заявителем изменения условий договора.
Договор в редакции ПАО "МОЭК" заявителем не подписан.
При таких обстоятельствах договор о подключении объекта к системам теплоснабжения не заключен по обстоятельствам, зависящим от заявителя.
Доводы заявителя жалобы о том, что исполнителем неправомерно произведен расчет платы за подключение по договору о подключении, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Плата за подключение объекта к системе теплоснабжения подлежит определению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (Основы ценообразования), Правилами подключения, Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
Пунктом 107 Методических указаний установлено, что плата за подключение объектов заявителей, при наличии технической возможности подключения, определяется исходя из:
1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1);
2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (включая проектирование)
(П2.1);
3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.2);
4) налога на прибыль (Н).
Плата за подключение объектов заявителей, при наличии технической возможности подключения, определяется в расчете на 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки по формуле.
Заявитель просит подключить тепловую нагрузку Объекта на 1,99985 Гкал/ч.
Расчет платы за подключение объектов заявителей на 2022 год установлен приложением N 1 к приказу Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2021 N 449-ТР (приказ N 449-ТР).
Расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (Щ) и составляет 162 466, 50 руб.
Расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.1) для канальной прокладки до 250 мм составляет 6 921 866, 45 руб., а для бесканальной прокладки - 1 844 177, 15 руб.
Расходы на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.2) равен 0.
Налог на прибыль (Н) составляет 201 805, 68 руб.
Таким образом, плата за подключение объекта истца согласно приложению N 1 приказа N 449-ТР составляет 21 911 114, 41 руб. с НДС (из расчета: (162 466, 50 + 6 921 866, 45 + 1 844 177, 15 + 201 805, 68) * 1, 99985 + 20%).
На основании изложенного, плата за подключение объекта истца рассчитана в соответствии с законодательством.
Таким образом, доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и необоснованными, а также противоречат специальному законодательству.
Также, истцом в суде первой инстанции подтверждено, что камера N 2605/7 находится за пределами границ земельного участка истца, что в свою очередь влечет необходимость прокладки тепловых сетей исполнителем до границ земельного участка.
Согласно пункту 2 Правил подключения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115, "точка подключения" - место физического соединения тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя на границе земельного участка подключаемого объекта.
В силу пунктов 47, 48 правил подключения, мероприятия по подключению объекта к системе теплоснабжения выполняются заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения со стороны исполнителя выполняются до границы земельного участка заявителя.
Таким образом, учитывая что камера, на которую указывает истец, находится за пределами границ его земельного участка, ответчиком обоснованно включены мероприятия по прокладке тепловых сетей до границы земельного участка истца.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2022 по делу N А40-111954/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111954/2022
Истец: ООО "БИЗНЕС-ЦЕНТР БЕРНИКОВ"
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ООО "ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИСОЕДИНЕНИЙ МОЭК"