14 февраля 2023 г. |
Дело N А83-9475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарём судебного заседания Шишка Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года по делу N А83-9475/2022,
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым
к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Шабалин"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
- от министерства сельского хозяйства Республики Крым - Подройкина Наталья Ивановна, представитель по доверенности от 20.12.2022 N 117, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с заявлением к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Шабалин" (далее - ответчик) о взыскании суммы субсидии в размере 333 000,00 руб.
Заявленные требования министерство мотивирует нарушением К(Ф)Х "Шабалин" пп. 2.1.6.1. п. 2.1.6. Соглашения, в частности отмечая, что ответчиком не представлены отчеты о выполнении показателей результативности использования субсидий, о среднемесячной заработной плате работников.
Решением 17 ноября 2022 года по делу N А83-9475/2022 в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что основаниями для возврата субсидии являются только нарушение получателем субсидии установленных условий, целей и порядка предоставления субсидии, не достижение получателем субсидии показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением.
Судом первой инстанции не учтено, что не предоставление установленной соглашением отчетности является самостоятельным основанием для возврата субсидии в полном объеме.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 07.02.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В судебном заседании, назначенном на 07.02.2023, истец доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен в порядке статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и крестьянским (фермерским) хозяйством "Шебалин" на основании приказа Министерства от 02.10.2019 N 744 "Об утверждении сводного реестра" заключено Соглашение от 04.10.2019 N 152-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением К(Ф)Х "Шабалин" предоставлена субсидия на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области животноводства по мероприятию за сохраненное и нарощенное поголовье коров, овцематок и ярок старше года, козоматок и козочек старше года (на возмещение части затрат) в сумме 333 000 (триста тридцать три тысячи) рублей 00 копеек (далее - Субсидия).
В соответствии с Соглашением министерством ответчику предоставлена субсидия в размере 333 000,00 руб., что подтверждается платежным поручением от 08.10.2019 N 118572.
Субсидия предоставлена в соответствии требованиями Порядка предоставления субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области животноводства в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 60 (далее - Порядок).
В соответствии с пп. 2.1.6.1. п. 2.1.6. Соглашения ответчик обязался предоставлять в Министерство отчеты до 10 января года, следующего за отчетным годом: о выполнении показателей результативности использования субсидий; о среднемесячной заработной плате работников.
Вместе с тем, ответчиком указанные отчеты не предоставлены министерству, из чего следует, что нарушение ответчиком обязательств по Соглашению состоит в бездействии по отношению к обязанности по представлению отчетности.
В соответствии с п. 2.1.4. Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить возврат Субсидии в бюджет Республики Крым за нарушение условий, целей и порядка предоставления Субсидии в случаях, порядке и в сроки, установленные Порядком.
В этой связи министерство направило К(Ф)Х "Шабалин" требование о возврате гранта.
Однако названное требование ответчиком выполнено не было, что и стало основанием для обращения министерства в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что не представление отчетности в установленные соглашениями сроки, не является нарушением ни условий, ни порядка предоставления субсидии, и, как следствие, не может служить основанием для применения такой санкции как возврат субсидии.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно ч. 7 ст. 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Частью 3 ст. 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Соглашение N 152-ж заключено в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 60 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области животноводства в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым и признании утратившим силу Постановления Совета Министров Республики Крым от 22 апреля 2016 года N 162".
Пунктом 3.1 раздела 3 Порядка N 60 установлено, что порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности в Министерство, включая отчетность о достижении показателей результативности предоставления субсидий, среднемесячной заработной плате работников получателя субсидии, устанавливаются Соглашением.
Соответствующим подпунктом 2.1.6.1. Соглашения на получателя субсидии возложена обязанность предоставлять в Министерство отчеты до 10 января года, следующего за отчетным годом: о выполнении показателей результативности использования субсидий; о среднемесячной заработной плате работников.
Предоставлять в ГБУ РК "Крымский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса" отчеты о финансово-экономическом состоянии и другие отчеты в сроки, установленные Главным распорядителем (п.2.1.7. Соглашения).
В качестве обоснования заявленных исковых требований Министерство ссылается на непредставление отчетов о выполнении показателей результативности использования субсидий, о среднемесячной заработной плате работников.
Согласно п. 4.1 Порядка Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Согласно п. 4.4. Порядка по основаниям, указанным в пунктах 4.2 - 4.3 раздела 4 настоящего Порядка, субсидия подлежит возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем субсидии соответствующего требования. В случае невозврата полученной субсидии в указанный срок субсидия взыскивается Министерством в судебном порядке.
В силу п. 1, 3 статьи 78 БК РФ субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ).
Согласно п. 1.2. Порядка целью предоставления субсидии является обеспечение достижения показателей (индикаторов) Государственной программы, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в агропромышленном комплексе путем возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) при реализации следующих мероприятий:
а) на поддержку племенного животноводства;
б) за сохраненное и нарощенное поголовье коров, овцематок и ярок старше года, козоматок и козочек старше года;
в) на поддержку производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, реализующим такую продукцию отечественным перерабатывающим организациям;
г) на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства и (или) товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
По основаниям, указанным в пунктах 4.2 - 4.3 раздела 4 настоящего Порядка, субсидия подлежит возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем субсидии соответствующего требования. В случае невозврата полученной субсидии в указанный срок субсидия взыскивается Министерством в судебном порядке (п.4.4. Порядка).
В качестве оснований возврата субсидии Порядок N 60 предусматривает:
- выявления недостоверных данных в представленных документах;
- непредставления установленной соглашением отчетности;
- нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля (п. 4.2 Порядка);
- недостижение получателем субсидии показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением (п. 4.3 Порядка).
В подобной ситуации получатель субсидии обязан возвратить полученную субсидию.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что не предоставление отчетности свидетельствует о нарушении ответчиком обязательств по соглашению, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Доказательств возврата субсидии в материалы дела не представлено.
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2020 года по делу N Ф10-1531/2020 суда, не может быть принята во внимание, поскольку в названном деле имели место иные фактические обстоятельства.
В рамках дела N А83-12308/2019 соглашения N 659-р, N 753-р, N 1003-р были заключены в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 62 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы" (далее - Порядок N 62), а также в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 61 (в редакции от 25.09.2018) "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным (далее - Порядок N 61).
В качестве оснований возврата субсидии Порядки N 61 и N 62 предусматривают (п. 4.4): в том числе нарушение получателем субсидии установленных условий, цели и порядка предоставления субсидий (п. 4.2 Порядка).
При этом, непредставление установленной соглашением отчетности в качестве отдельного основания для возврата субсидии в названных Порядках N 61 и 62 не указаны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2022 следует отменить, исковые требования удовлетворить на основании пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 октября 2022 года по делу N А83-5559/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9475/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "ШАБАЛИН"