г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-35807/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-35807/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: 1. Иванова Е.В., 2. Министерство обороны РФ
о признании незаконным решения
при участии от заявителя: Федотова М.и. по доверенности от 22.11.2022; от заинтересованного лица: Скиперский А.С. по доверенности от 24.01.2023; от третьего лица: 1. не явился, извещен, 2. Мизяк Б.Е. по доверенности от 10.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление), изложенного в письме от 06.12.2022 N КУВД-001/2021-3537983/3 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества общей площадью 90,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0012007:2112, расположенный по адресу: Москва, ул.Южнобутовская, д.50, кв.41; об обязании зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества общей площадью 90,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0012007:2112, расположенный по адресу: Москва, ул.Южнобутовская, д.50, кв.41.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 требования заявителя удовлетворены.
Регистрирующий орган с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иванова Е.В. и Министерство обороны РФ.
Представитель Ивановой Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, заинтересованного лица и Министерства обороны РФ поддержали свои позиции и возражения.
Через канцелярию суда от Министерства обороны РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, изучив доводы жалобы, а также доводы отзыва на апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом проводились мероприятия по государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества (квартира) общей площадью 90.4 с кадастровым номером: 77:06:0012007:2112, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Южнобутовская, д. 50, кв. 41.
В целях регистрации права собственности города Москвы в Управление направлено соответствующее заявление.
Департаментом было получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 08.09.2021, а впоследствии и Уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности от 06.12.2021.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя требования ДГИ города Москвы, суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Из представленных материалов дела следует, что строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. - Москва,ул. Южнобутовская, д. 50 (строительный адрес: Южное Бутово, м-н 4А, корп. 9), осуществлялось на основании Постановления Правительства Москвы от 05.05.1998 N 359 "О градостроительной концепции с элементами проекта детальной планировки 3-й очереди застройки района Южное Бутово".
Решением государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.03.2000, утвержденным Распоряжением 1- ого заместителя Префекта от 31.03.2000 N 84-РЗП, жилой дом по адресу: ул. Южнобутовская д. 50 (Южное Бутово, м-н 4А, корп. 9) был принят в эксплуатацию.
На основании Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 20.06.2000 N 00.61.04643 квартиры N 33, 36, 37, 40, 41, 44, 45, 48 были переданы Министерству обороны РФ по договору об уступке прав требования N 18/473 от 15.12.1999 для заселения по договору социального найма.
Между Министерством обороны РФ и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы 04.06.2005 было заключено Соглашение N МО-1, по которому Министерство обороны РФ передало Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы права на результаты инвестиционной деятельности в виде "квартир общей площадью 312 698, 4 кв.м., в том числе квартиру N 41 по адресу: г. Москва, ул. Южнобутовская, д. 50.
Таким образом, в качестве одного из документа-основания на государственную регистрацию права собственности города Москвы Департаментом было представлено, в том числе соглашение N МО-1 от 04.07.2005, заключенное между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Соглашение).
Следует отметить, что оригинал Соглашения с приложением N 1 был представлен 26.02.2006 в Управление на государственную регистрацию права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости (один из объектов инвестиционного контракта) по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 17, кв. 285 с заявлением N 77-77-20(011)2006-1.
Данные обстоятельства отражены в примечании к Заявлению Департамента.
Таким образом, судом правомерно установлено, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, в связи с чем оспариваемое уведомление является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.
Апелляционным судом рассмотрены все доводы регистрирующего органа, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.11.2023 по делу N А40-35807/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35807/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Иванов Валерий Петрович, Иванова Елена Вениаминовна, Министерство обороны РФ