г. Вологда |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А13-9466/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представителя Башировой А.А. по доверенности от 29.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Бабушкинская теплосеть" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2022 года по делу N А13-9466/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий просп., д. 14; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Бабушкинская теплосеть" (ОГРН 1053500507367, ИНН 3502004519; адрес: 161350, Вологодская обл., Бабушкинский р-н, с. им. Бабушкина, ул. Садовая, д. 12; далее - Предприятие) о взыскании 3 117 769 руб. 20 коп. в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части взыскания суммы ущерба, снизив присужденную сумму ущерба, причиненного окружающей среде. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств. Такими обстоятельствами является принятие ответчиком мер для получения лицензий, отсутствие иных источников водоснабжения в Бабушкинском муниципальном районе, получение всех скважин без надлежащей документации, тяжелое финансовое положение Предприятия.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Предприятия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав объяснения представителя Управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 15.11.2021 по 26.11.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Предприятия, по результатам которой установлено, что Предприятие в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляет самовольное пользование недрами (добычу воды из артезианских скважин: без номера в д. Воскресенское, расположенной на территории Березниковского сельского поселения; без номера в военном городке, без номера больница в с. Рослятино, N 2103 в д. Полюдово, N 2847 в д. Жубрино, N 2668 в д. Горка, N 2104 в д. Крюково, N 755 и N 772 в п. Зайчики и без номера в д. Козловка, N 2835 в д. Степаньково, N 2106 в д. Попово, без номера в д. Андреевское, расположенных на территории Рослятинского сельского поселения; на территории Подболотного сельского поселения из артезианских скважин в д. Кокшарка N 2765, д. Козлец N 2755, д. Логдуз N 2753, д. Исаково N 2775, д. Коршуниха N 2761, д. Городищево N 2762, д. Верхотурье N 2772, д. Николаево N 2754, д. Подболотье без номера; на территории Миньковского сельского поселения из артезианских скважин N 1, 2 в с. Миньково, д. Фетинино N 2729, д. Великий Двор N 2639, д. Грозино N 2750, д. Кулибарово N 2660, д. Аниково N 2722, д. Тиноватка N 2665, п. Комсомольский N 2659, д. Юркино N 2720, д. Глебково-Кулибарово N 1164, д. Белехово без номера, п. Ида N 1 и 3; на территории Бабушкинского сельского поселения из артезианских скважин N 541, 3518, 1-рэ, 2-рэ, 505, 2834, 3517, 2679, 1267, 743, 2867а, 2867, 1005, 1051, 1918, 2631.
Событие административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (пользование недрами без лицензии), выявленного 26.11.2021, зафиксировано актом внеплановой документарной проверки от 26.11.2021 N 08-01-17/2021-255, протоколами об административном правонарушении в отношении юридического и должностного лиц Предприятия от 13.12.2021 N 08-02-20/2021-327-02, от 16.12.2021 N 08-02-20/2021-337-02. В отношении юридического и должностного лиц Предприятия по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 21.01.2022 N 08-02-20/2021-337-03, от 21.01.2022 N 08-02-20/2021-327-03 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), объявлено устное замечание.
Управление в рассматриваемом иске указало, что Предприятие осуществляет самовольную добычу общераспространенных полезных ископаемых (подземных вод) в спорных артезианских скважинах, в результате чего окружающей среде нанесен ущерб в размере 3 117 769 руб. 20 коп. Расчет ущерба произведен истцом в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 "Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации" (далее - Правила N 564).
Претензией от 06.05.2022 Управление предложило Предприятию возместить ущерб в заявленном размере.
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке Предприятие указанные требования не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
На основании статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 6 Закона о недрах добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами.
Согласно статье 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами N 564.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрены требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования.
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Императивный метод регулирования пользования недрами выражается в необходимости получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона N 7-ФЗ, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 564 вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Расчет ущерба в сумме 3 117 769 руб. 20 коп. судом первой инстанции проверен, признан верным.
Суд первой инстанции правильно указал, что доказательств наличия лицензии на право пользования недрами в указанный период Предприятие не представило.
Таким образом, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, ответчиком совершено правонарушение, в результате которого недрам причинен вред, подлежащий возмещению.
Причинение вреда в настоящем случае обусловлено утратой запасов недр, которые Предприятие извлекло и возможное восполнение которых самой природной средой не исключает обязанность возместить причиненный вред государству как собственнику недр.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках настоящего спора Управлением заявлено гражданско-правовое требование о компенсации причиненного вреда, который в силу статьи 1064 ГК РФ подлежит возмещению в полном объеме. Приведенные ответчиком обстоятельства (принятие Предприятием мер для получения лицензий, отсутствие иных источников водоснабжения в Бабушкинском муниципальном районе, получение всех скважин без надлежащей документации, тяжелое финансовое положение Предприятия) не являются основанием для освобождения его от обязанности возместить вред или для снижения размера вреда.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2022 года по делу N А13-9466/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Бабушкинская теплосеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9466/2022
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП "Бабушкинская теплосеть"