г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А42-6681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Мазо Д.Л, по доверенности (онлайн);
от ответчика: Проценко А.А. по доверенности (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40485/2022) ООО "Эко Шиппинг" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2022 г. по делу N А42-6681/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко Шиппинг" к Мурманской таможне
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Шиппинг" (далее - заявитель, ООО "Эко Шиппинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Мурманской таможни (далее - таможенный орган, Таможня, ответчик) об отказе в выпуске судовых эксплуатационных припасов, заявленных в ИМО декларации эксплуатационных судовых припасов от 19.05.2022 г. и об отказе в предоставлении разрешения на обратный вывоз контейнера в срок до 14.05.2023 (менее 1 года).
Решением суда от 18.11.2022г.в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба. В жалобе Общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норма материального права. Общество полагает, что все спорное оборудование и материалы были предназначены для эксплуатации транспортного средства в пути следования, а также для ремонта пассажирских кают судна. Общество указывает, что у него отсутствовала возможность указания спорных товаров в качестве запасных частей и оборудования ввиду отсутствия такой формы. Также Общество указывает на то, что грейфер ранее уже был установлен на судне, а новый грейфер был приобретен взамен вышедшего из строя. Также Общество ссылается на то, что внесло контейнер в декларацию в качестве припасов, поскольку не планировало его выгрузку с судна, так как контейнер предназначался для хранения судового оборудования, в связи с чем решение Таможни об отказе в предоставлении разрешения на обратный вывоз контейнера также незаконно.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Таможни выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.05.2022 г. в морской порт Архангельск из Турции прибыло судно "Андрей Осипов", судовладельцем которого является ООО "Эко Шиппинг".
18.05.2022 г. перед прибытием судна в порт Архангельск агентом Компании в Поморский таможенный пост Мурманской таможни с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) направлена предварительная информация.
18.05.2022 г. таможенным постом было принято предварительное решение, в соответствии с которым:
- решение по ТС: ввоз (вывоз)/разгрузка (погрузка) разрешена, выгрузка разрешена (с указанием мест выгрузки) ОАО "АМТП" терминал "Экономия";
- решение по ТСМП: ввоз ранее временно вывезенного ТСМП/ТСЛП разрешен.
19.05.2022 г. при оформлении на приход транспортного средства международной перевозки Андрей Осипов
в порт Архангельск капитаном данного судна в таможенный орган подана ИМО генеральная (общая) декларация судовых эксплуатационных припасов, перемещаемых на морском судне, в которой, среди прочего были заявлены следующие оборудование и материалы: холодильник LRS4DF18S4 - 1 шт.; холодильник LNT8TE18S3J - 1 шт.; микроволновая печь М7244 - 1 шт.; духовая печь Н 2860 BP - 1 шт.; керамическая плитка 120*240 - 6 шт.; керамическая плитка 60X120 - 175 шт.; сушильная машина TCR780 - 1 шт.; ванна белая, матовая - 1 шт.; смеситель для ванны - 1 шт.; индукционная плита KM 7684J - 1 шт.; посудомоечная машина G 7695 SCV1 - 1 шт.; грейфер 8 м
тип RRCG-8-3 - 1 шт.; ящик с ЗИП для грейфера - 1 шт.; паркет для пола - 110 пачек; двухкомпонентный клей DUPON 10 кг - 26 шт.; двухкомпонентный праймер DUPON 4,5 кг - 4 шт.; керамическая плитка 15X15 - 284 пачек; керамическая плитка 10X30 - 10 пачек, контейнер XWRU0068244.
20.05.2022 г. сотрудниками Поморского таможенного поста произведен таможенный досмотр указанного оборудования и материалов (акт таможенного досмотра N 10207140/200522/100075), в адрес Общества направлен запрос N 47- 14/0471 от 20.05.2022 г. о предоставлении документов, подтверждающих предназначение товаров в качестве судовых припасов и содержащих, в том числе информацию о предстоящем использовании указанных товаров, месте установки указанных товаров на судне (в том числе места в предполагаемых помещениях), расчете площади поверхностей в судовых помещениях, на которые будет устанавливаться паркетная доска и керамическая плитка, а также расходе используемых материалов.
Письмом от 27.05.2022 г. Общество направило разъяснения и документы, касающиеся размещения на судне спорного оборудования и материалов, заявленных в качестве судовых припасов.
Письмом N 47-14/0475 от 20.05.2022 г. Поморский таможенный пост предложил Обществу до решения вопроса о статусе спорных товаров совершить одну из таможенных операций, указанных в пункте 5 статьи 88 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
23.05.2022 г. общество направило в Поморский таможенный пост письменные пояснения в отношении заявленных в качестве судовых припасов оборудования и материалов и просило разрешить перемещение ТСМП в пределах пункта пропуска и убытие судна "Андрей Осипов" из МПП Архангельск с размещенным на нем оборудованием и материалами, перечисленными в письмах от 20.05.2022 N N 47- 14/0471, 47-14/0475, с возможностью его использования его по прямому назначению.
23.05.2022 г. Общество уведомлено, что спорное оборудование и материалы, заявленные как судовые припасы, не признаны Поморским таможенным постом припасы, а признаны иностранными товарами.
Также Поморским таможенным постом из судовых припасов (снабжения) исключен контейнер морской стандартный 20-футовый N XWRU 0058244, в котором размещалась часть спорного оборудования, материалов.
26.05.2022 г. общество направило на таможенный пост обязательство об обратном вывозе контейнера в срок до 14.05.2023 г. (менее 1 года).
В последующем обществом были направлены запросы в Мурманскую таможню относительно спорного оборудования и материалов, а также представлены дополнительные документы.
Письмом от 03.06.2022 г. 47-14/0501 таможенный орган, сославшись на положения ТК ЕАЭС, указал, что товары: холодильник LRS4DF18S4, холодильник LNT8TE18S3J, микроволновая печь М7244, духовая печь Н 2860 BP, керамическая плитка 120*240, керамическая плитка 60X120, сушильная машина TCR780, ванна белая матовая, смеситель для ванны, индукционная плита KM 7684J, посудомоечная машина G 7695 SCV1, грейфер 8 м
тип RRCG-8-3, ящик с ЗИП для грейфера, паркет для пола, двухкомпонентный клей DUPON, двухкомпонентный праймер DUPON, керамическая плитка 15X15, керамическая плитка 10X30 не могут быть отнесены к категории припасов в понятии, определенном Конвенцией по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.1965), не декларировались при ввозе транспортного средства в качестве запасных частей, оборудования или снаряжения судна; для целей использования на таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, предусматривающие возможность такого использования.
Письмом от 10.06.2022 г. N 47-14/0518 таможенный орган уведомил Общество о том, что при совершении таможенных операций в отношении обратно ввозимого транспортного средства международной перевозки "Андрей Осипов" по таможенной декларации на транспортное средство N 10207140/190522/105000145 ввезенный контейнер XWRU0058244 был заявлен как судовые припасы обратно ввозимого ТСМП, положения Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. при этом не применялись, обязательство об обратном вывозе при его ввозе не оформлялось, соответственно, продление совершения таможенных операций в отношении указанного контейнера в рамках Конвенции не применимо.
Полагая решение Мурманской таможни об отказе в выпуске судовых эксплуатационных припасов, заявленных в ИМО декларации эксплуатационных судовых припасов от 19.05.2022 г., а также решение об отказе в предоставлении разрешения на обратный вывоз контейнера в срок до 14.05.2023 г. (менее 1 года) не соответствующими таможенному законодательству Евразийского экономического союза, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что все спорные товары в качестве запасных частей и оборудования в порядке, определенном таможенным законодательством, не декларировались, техническая документация, свидетельствующая о том, что грейфер является составной частью судна, его оборудованием, а также документы, подтверждающие, что ввоз контейнера был осуществлен в рамках коммерческой операции, Обществом не представлено, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС припасами являются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования, а также предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.
В силу положений статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном настоящей главой, а в части не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса.
Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения под таможенные процедуры (части 1, 2 названной статьи).
Припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 настоящего Кодекса с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 281 ТК ЕАЭС).
Декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта (часть 8 статьи 281 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 283 ТК ЕАЭС припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Союза, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, в количестве, соответствующем численности пассажиров, членов экипажей и (или) продолжительности стоянки.
Иностранные товары, выпущенные в качестве припасов, могут использоваться на таможенной территории Союза в целях, не предусмотренных главой 39, при условии их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом (пункт 9 статьи 283 Кодекса).
В соответствии со статьей 278 ТК ЕАЭС временно вывозимые транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию и выпуску при вывозе с таможенной территории ЕАЭС и обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации (решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 г. N 422) в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 278 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 9 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства, за исключением случаев, если:
- выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.
Как установлено судом, Обществом задекларированы в качестве судовых припасов следующее оборудование и материалы: холодильник LRS4DF18S4 - 1 шт.; холодильник LNT8TE18S3J - 1 шт.; микроволновая печь М7244 - 1 шт.; духовая печь Н 2860 BP - 1 шт.; керамическая плитка 120*240 - 6 шт.; керамическая плитка 60X120 - 175 шт.; сушильная машина TCR780 - 1 шт.; ванна белая, матовая - 1 шт.; смеситель для ванны - 1 шт.; индукционная плита KM 7684J - 1 шт.; посудомоечная машина G 7695 SCV1 - 1 шт.; грейфер 8 м тип RRCG-8-3 - 1 шт.; ящик с ЗИП для грейфера - 1 шт.; паркет для пола - 110 пачек; двухкомпонентный клей DUPON 10 кг - 26 шт.; двухкомпонентный праймер DUPON 4,5 кг - 4 шт.; керамическая плитка 15X15 - 284 пачек; керамическая плитка 10X30 - 10 пачек.
Согласно положениям статьи 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.
Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства (заключена в г. Лондоне 09.04.1965) (далее - Конвенция) судовыми припасами считаются товары, предназначенные для потребления на судне, включая продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы.
Данное определение судовых припасов согласуется с положениями, закрепленными в граве 39 ТК ЕАЭС "Особенности порядка и условия перемещения через таможенную границу Союза припасов", а также понятием "припасы", приведенном в подпункте 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС - товары:
необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.
Таким образом, предметы судового снаряжения, судового оборудования и судовые запасные части не являются припасами в смысле, придаваемом этому понятию Конвенцией и Кодексом.
В Конвенции под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением судовых запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки. Судовыми запасными частями являются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся.
Следовательно, как обоснованно указал суд, для целей применения таможенного законодательства к судовым припасам могут быть отнесены товары, имеющие выраженный эксплуатационный характер, расходуемые в процессе эксплуатации и технического обслуживания судна, заявленные декларантом в качестве припасов при таможенном декларировании транспортного средства международной перевозки в месте прибытия.
Как указывало Общество, часть ввезенных товаров (керамическая плитка 120*240, керамическая плитка 60X120, паркет для пола, двухкомпонентный клей DUPON, двухкомпонентный праймер DUPON, керамическая плитка 15X15, керамическая плитка 10X30, ванна белая матовая, смеситель для ванны) предназначены для ремонта судна (пассажирских кают), запланированного в рамках договора на ремонт судна от 26.11.2021 г., а холодильник LRS4DF18S4, холодильник LNT8TE18S3J, микроволновая печь М7244, духовая печь Н 2860 BP, сушильная машина TCR780, индукционная плита KM 7684J, посудомоечная машина G 7695 SCV1 напрямую предназначены для обслуживания членов экипажа судна и в случае отсутствия такого оборудования (необходимости замены имеющегося неработающего оборудования) такое обслуживание станет невозможным/затруднительным.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в ходе проведения таможенного контроля на борту судна сотрудниками таможенного органа было выявлено наличие в каютах отделочных материалов в заводских упаковках; в трюме судна находился контейнер с находящимися внутри бытовой техникой, отделочными материалами и сантехникой, упакованных заводским способом, без следов эксплуатации и использования, что зафиксировано в акте таможенного досмотра от 20.05.2022 N 10207140/200522/100075.
Журналы материального учета судна, а равно документы по бухгалтерскому и материальному учету указанных товаров при проведении таможенного контроля представлены были. Как указала таможенный орган и не опровергнуто заявителем, 25.05.2022 был представлен только не заверернный электронной фифровой подписью электронный файл.
Договор на ремонт судна от 26.11.2021 г., фотографии неработающего оборудования, подлежащего замене, накладные, а равно письменные пояснения Общества не свидетельствуют о том, что вышеуказанные спорные материалы и оборудование (в том числе дорогая бытовая техника, встраиваемая в кухонные гарнитуры жилых помещений) являются судовыми припасами.
Также судом обоснованно обращено внимание на то, что при ввозе спорный товар в качестве запасных частей и оборудования в порядке, определенном таможенным законодательством, не декларировался.
Доводы подателя жалобы о том, что часть бытовой техники была учтена таможенным оранном в качестве припасов, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия спора в отношении данного оборудования. Кроме того, как пояснил представитель Таможни, действительно часть оборудования при прибытии судна находилась на своих местах, была подключена к судовым коммуникациям, имела следы эксплуатации, соответствовала товарам, обычно используемым на борту судна.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие возможности указания спорных товаров в качестве запасных частей и оборудования в виду отсутствия формы подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке заполнении таможенной декларации на транспортное средство, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза N 422 от 14.10.2010 г., в графе 10 таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) "Запасные части и оборудование" указывается наличие запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта и эксплуатации транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП) - "ДА" или - "НЕТ" путем проставления в соответствующем поле символа "X". В случае проставления отметки напротив слова "ДА", то указывается наименование запасных частей и оборудования, краткое описание и количество в удобных для декларанта единицах измерения. Кроме того, программное средство, используемое при совершении таможенных операций в отношении ТСМП, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, также позволяет проставление соответствующих отметок. Более того, используемое программное средство также позволяет приобщать дополнительные документы, в том числе содержащие необходимые сведения.
Также следует учитывать, что согласно пункту 3 Инструкции, если в графах ТДТС недостаточно места для заявления сведений, то необходимые сведения указываются на оборотной стороне ТДТС. При этом в графе ТДТС производится запись: "СМ. ОБОРОТ". Допускается также указание необходимых сведений на дополнительных листах, при этом в соответствующей графе ТДТС производится запись "СМ. ДОП. ЛИСТ".
Таким образом, если стандартные документы перевозчика не содержали необходимых сведений, то Общество имело возможность приобщить необходимые документы дополнительно, либо воспользоваться таможенной декларацией на транспортное средство.
При этом, как обоснованно указал суд, обязанность по представлению информации о ТСМП исключительно в виде электронного документа законом не установлена, невозможность приобщать к представляемой в таможенный орган ТДТС дополнительные документы, в том числе, дополнительные листы с перечнем запасных частей и оборудования, не доказана.
Относительно грейфера 8 м тип RRCG-8-3, ящика с ЗИП для грейфера Общество поясняло, что судно
Андрей Осипов
предназначено, в том числе для перевозки навалочных грузов и ранее на нем был установлен/использовался грейфер типа RRCG - 4cbm производства MACGREGOR (акт о списании материалов от 28.07.2021 г.), спорный товар был приобретен взамен, является запасными частями, оборудованием, предназначенным для ремонта и эксплуатации транспортного средства международной перевозки.
Между тем, основы технической эксплуатации морских судов и других плавсредств, направленные на безопасность мореплавания, сохранение человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения окружающей среды и сохранность перевозимого груза, определены Правилами технической эксплуатации морских судов (РД 31.20.02.-97), утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 08.04.1997 г. N МФ-34/672, из пункта 8.1.1 которых следует, что каждое судно должно иметь необходимую действующую и надлежащим образом оформленную техническую документацию с учетом назначения судна и региона его эксплуатации (пункт 8.1.1). Судовая техническая документация включает в себя: построечные документы, нормативно-правовые документы, судовые документы, учетно-отчетные документы, нормы и нормативы, организационно-распорядительные документы, обеспечивающие документы (пункт 8.1.4).
В соответствии с пунктом 1.2.3 Правил к эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 09.07.2003 N 160 утверждено Положение о классификации судом и морских стационарных платформ (далее - Положение N 160).
В силу пункта 4.1 Положения N 160 освидетельствование является составной частью классификационной деятельности и включает в себя поэтапные проверки выполнения правил в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов, МСП и их объектов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах, МСП.
Согласно пункту 5.1 Положения N 160 освидетельствование судов, МСП в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна, МСП правилам и включает в себя как минимум:
1) проверку наличия согласованной технической документации, документов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов предыдущих освидетельствований;
2) наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
3) оформление и выдачу документов Регистра.
Документы Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта (пункт 6.2 Положения).
Обществом представлено Свидетельство о пригодности судна "Андрей Осипов" для перевозки навалочных грузов, выданное 22.03.2019, а также удостоверенная Российским Морским регистром судоходства (РМРС) Регистровая книга судовых грузоподъемных устройств судна "Андрей Осипов".
Вместе с тем, в перечне грузоподъемных устройств грейфер типа RRCG - 4cbm производства MACGREGOR не указан, иная техническая документация, подтверждающая, что ранее судно "Андрей Осипов" было оборудовано таким устройством с материалы дела не представлено.
Кроме того, апелляционная коллегия соглашается с выводами Таможни о том, что указанное оборудование не могло быть задекларировано в качестве судовых припасов.
Тот факт, что спорное судно является транспортным судном международной перевозки, не является обстоятельством, освобождающим владельца судна от подтверждения необходимыми документами технических характеристик судна и его оборудования.
При таких обстоятельствах, позиция таможенного органа о невозможности отнесения спорных материалов и оборудования к судовым эксплуатационным припасам, в том смысле, который придается этому понятию нормами пункта 30 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, обоснованно поддержана судом первой инстанции и основывается на нормах действующего законодательства.
Отказывая Обществу также в удовлетворении требования о незаконности решения таможни об отказе в предоставлении разрешения на обратный вывоз контейнера в срок до 14.05.2023 г. (менее 1 года), суд также правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 49 статьи 2 ТК ЕАЭС контейнер относится к транспортным средствам.
При совершении таможенных операций в отношении контейнеров по выбору декларанта могут быть использованы либо нормы Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (далее - Конвенция), либо нормы права Евразийского экономически союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
При этом Конвенция определяет порядок совершения операций в отношении контейнеров, ввозимых в связи с коммерческой операцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску:
1) при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки;
2) при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.
В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 272 ТК ЕАЭС временный ввоз на таможенную территорию Союза предусмотрен для транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами, что не противоречит Конвенции.
А рассматриваемом случае контейнер не ввозился в качестве ТСМП, более того, принадлежал не имел статус иностранного товара.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при совершении таможенных операций в отношении обратно ввозимого транспортного средства международной перевозки "Андрей Осипов" по таможенной декларации на транспортное средство N 10207140/190522/105000145 ввезенный контейнер N XWRU 0058244 был заявлен как судовые припасы обратно ввозимого транспортного средства международной перевозки.
При прибытии транспортного средства международной перевозки "Андрей Осипов" и ввозе контейнера положения Конвенции не применялись, обязательство об обратном вывозе контейнера при ввозе не оформлялось.
Статья 2 Конвенции, статья 2 Главы II Приложения В3 Конвенции определяют порядок совершения операций в отношении контейнеров, ввозимых в связи с осуществлением коммерческой операцией.
Общество на запрос Таможни, а также суду не представило документы, подтверждающие, что контейнер ввозился к ТСМП в связи с осуществлением коммерческой операции.
В апелляционной жалобе Общество подтвердило, что контейнер XWRU0058244 был заявлен в качестве судовых припасов, так как не планировало выгрузку с судна данного контейнера, а планировало его использования в качестве приспособления/оборудования, предназначенного для хранения судового имущества на борту.
Следовательно, совершение таможенных операций в отношении контейнера, ранее ввезенного и задекларированного в составе обратного ввозимого ТСМП, в рамках Конвенции не применимо, как продление совершение таможенных операций, в связи с чем таможенным органом принято законное решение об отказе в предоставлении разрешения на обратный вывоз контейнера в срок до 14.05.2023 (менее 1 года), поскольку контейнер XWRU0058244 не ввозился в качестве ТСМП, а был заявлен в декларации как судовые припасы.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемых решений Таможни таможенному законодательству Евразийского экономического союза, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 ноября 2022 года по делу N А42-6681/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Шиппинг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6681/2022
Истец: ООО "Эко Шиппинг"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4103/2023
25.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40485/2022
14.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40485/2022
18.11.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6681/2022