г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А21-6635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Чернов И.И. по доверенности от 22.09.2022
от заинтересованных лиц: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38290/2022) ПАО "Банк "Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2022 по делу N А21-6635/2022, принятое
по заявлению ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
к 1) Прокуратуре Центрального района г.Калининграда, 2) Прокуратуре Калининградской области
3-е лицо: Яровая Ю.И.
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург" (ОГРН: 1027800000140, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр-кт, д. 64, лит. А; далее - заявитель, Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Прокурору Центрального района г.Калининграда (адрес: 236010, г. Калининград, ул. Чапаева, 15; далее - Прокурор, заинтересованное лицо-1) о признании недействительным представления от 18.04.2022 N 88-08-2021/453-22.
Заинтересованным лицом по делу привлечена Прокуратура Калининградской области (ОГРН: 1023901020582, адрес: 236029, г. Калининград, ул. Горького, д. 4, далее - Прокуратура, заинтересованное лицо-2), третьим лицом привлечена Яровая Юлия Ивановна (далее - Яровая Ю.И., третье лицо).
Решением от 03.10.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Банк обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокуратура и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, прокуратурой Центрального района г. Калининграда в марте 2022 г. проведена проверка исполнения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.
Проверкой установлено, что на основании договора аренды от 20.11.2008 N 20/11 с ИП Яровой Ю.И. Банк использует здание в коммерческих целях, в котором находятся помещения, являющиеся защитным сооружением - укрытием N 14-Кл-40.
По результатам проверки в адрес Банка заместителем прокурора Центрального района Калининграда вынесено представление 18.04.2022 N 88-08-2021/453-22 "Об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны".
Указанным Представлением зафиксировано, что:
1. в нарушение п.1.3 Правил эксплуатации ЗС ГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования
2. в нарушение п.12 Положения о гражданской обороне в РФ, п.4 и Приложения 2 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного Приказом МЧС от 18.12.2014 N 701, п.1.4 приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют нештатные формирования по гражданской обороне (звенья, группы по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения.
3. в нарушение п.1.6 Правил эксплуатации ЗГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий
4. в нарушение п.3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО не размещена в ЗС ГО соответствующая документация, журналы не ведутся, инструкции и планы, правила не разработаны
5. в нарушение п.3.2.11-3.2.25 разделов IV, V Правил эксплуатация ЗС ГО не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций с нормативной периодичностью.
Банку предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя Прокуратуры, в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Банк, полагая, что представление Прокурора содержит избыточные требования, не основанные на положениях действующего законодательства в области гражданской обороны, является неисполнимым, обратился с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Банка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона N 28-ФЗ).
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Согласно статье 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309).
Порядком N 1309 определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В силу пункта 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Для укрытия населения используются имеющиеся ЗС ГО и (или) приспосабливаются под ЗС ГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (пункт 4 Порядка N 1309).
В силу пункта 10 Порядка N 1309, организации создают в мирное время, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно паспорту противорадиационного укрытия N 1490-К-40 с 11.07.2008, т.е. с момента постановки на учет, подвальные помещения здания общей площадью 38,4 кв.м. (вместимость 30 чел.) имеют статус укрытия. Согласно назначению ПРУ по проекту, указанное укрытие используется в мирное время как подвал административного здания, в особый период ПРУ предназначено для укрытия от воздействия оружия массового поражения сотрудников учреждения (л.д. 11).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды от 20.11.2008 N 20/11 с ИП Яровой Ю.И. Банк использует здание в коммерческих целях, в котором находятся помещения, являющиеся защитным сооружением - ПРУ N 1490-Кл-40.
Согласно части 1 статьи 615, 616 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Кроме того, апелляционный суд отмечает также, что Постановлением мэра города Калининграда от 28.11.2001 N 3744 "О порядке создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории Калининграда" утвержден Порядок создания и сохранения объектов гражданской обороны на территории города Калининграда (далее - Порядок N 3744).
Порядок N 3744 разработан в соответствии с Законом о гражданской обороне и определяет правила создания и сохранения в мирное время, период мобилизации и военное время объектов гражданской обороны на территории города Калининграда.
Согласно пункту 2 Порядка N 3744 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе ЗС ГО на территории объектов экономики, предприятий и организаций Калининграда независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, непредставление арендодателем информации о статусе помещений, сданных в аренду Банку, правового значения для оценки оспариваемого представления не имеет.
В соответствии с абзацем 2 статьи 7 Закона N 28-ФЗ, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО N 583).
Согласно пункту 1.2. Правил эксплуатации ЗС ГО N 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
В силу пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗС ГО N 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
В силу пункта 1.4 Правил эксплуатации ЗС ГО N 583 для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны. Для поддержания защитного сооружения гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости. Схемы организации группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны приведены в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил эксплуатации ЗС ГО N 583 для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3.
Порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2014 N 701.
Пунктом 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО N 583 установлено, что в ЗС ГО должна быть размещена соответствующая документация ЗС ГО.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 3.2.11 Правил N 583).
Прокуратура на момент выдачи представления не установила совершения Обществом достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства.
Основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое представление издано Прокуратурой в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленной компетенции, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя, не нарушают его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на Общество избыточные требования, не основанные на положениях действующего законодательства в области гражданской обороны.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 октября 2022 года по делу N А21-6635/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Банк "Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6635/2022
Истец: ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
Ответчик: Прокуратура Центрального района г.Калининграда