г. Ессентуки |
|
8 февраля 2023 г. |
Дело N А22-3551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Джамбулатова С.И., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.11.2022 по делу N А22-3551/2019, принятое по заявлению конкурсного управляющего Гришкина О.Н. о разрешении разногласий, возникших с Администрацией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800599346, ИНН 0805002120), в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК (ОГРН 1150817010079, ИНН 0817001717), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.07.2020 МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Гришкин О.Н.
Соответствующая информация опубликована конкурсным управляющим в газете "Коммерсантъ" N 141 (6862) от 08.08.2020 (объявление N 61030493453, стр. 182).
Конкурсный управляющий Гришкин О.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших с Администрацией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, в котором просил взыскать с Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице Администрации за счет средств казны Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу должника компенсацию в размере 12 995 551,00 руб. (уточненные требования).
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.11.2022 заявленные уточненные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент передачи спорного имущества между сторонами отсутствовали разногласия и между сторонами была достигнута договоренность о передаче нереализованного имущества без каких-либо условий.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего об участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в полном объеме обеспечена возможность участия конкурсного управляющего в судебном заседании в режиме веб-конференции. Однако, конкурсным управляющим не обеспечено подключение к онлайн-заседанию. Проверено техническое оборудование, обеспечивающие подключение к системе веб-конференции. Оборудование находится в исправном состоянии, доступ в личный кабинет для использования системы веб-конференции предоставлен, ведется запись, конкурсным управляющим не обеспечено подключение к онлайн-заседанию. Председательствующий в судебном заседании констатировал исправность технического оборудования суда. После неоднократных проверок работоспособности оборудования, в связи с неподключением конкурсным управляющим к системе веб-конференции, суд перешел в обычный порядок рассмотрения дела без использования режима веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.11.2022 по делу N А22-3551/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ основным видом деятельности должника МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД 36.00.2), основным видом экономической деятельности МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК является оказание услуг водоснабжения, теплоснабжения на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия.
На основании Устава и сведений из ЕГРЮЛ единственным учредителем должника является Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
В свою очередь имущество предприятия принадлежит на праве собственности Малодербетовскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия, от имени Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия права собственника имущества предприятия осуществляет Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.07.2020 МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Гришкин О.Н.
Конкурсным управляющим Гришкиным О.Н. проведена инвентаризация имущества должника, составлены инвентаризационные описи, сведения о проведенной инвентаризации размещены на сайте ЕФРСБ (сообщения N 5624903 от 19.10.2020, N 5670474 от 30.10.2020).
Конкурсным управляющим по результатам проведенной инвентаризации установлено, что на основании распоряжения главы Администрации N 491 от 12.12.2018, договора о закреплении имущества, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Коммунальное хозяйство" Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 2 от 12.12.2018, за должником закреплены на праве хозяйственного ведения объекты муниципальной собственности по состоянию на 05.12.2018 балансовой стоимостью на общую сумму 34 298 121,23 руб. согласно приложению к договору.
В частности, в перечень указанного имущества входят объекты коммунальной инфраструктуры (система холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) общей балансовой стоимостью 27 451 193,51 руб., а именно:
N п/п |
Наименование объекта |
Балансовая стоимость, руб. |
1 |
Котел газовый водогрейный КВА-1,0 ГМ в комплекте с оборудованием и измерительными приборами |
500000,00 |
2 |
Котел газовый водогрейный КВ А-1,0 ГМ в комплекте с оборудованием и измерительными приборами |
500000,00 |
3 |
Котел газовый водогрейный КВА-13,0 в комплекте с оборудованием и измерительными приборами ГМ |
500000,00 |
4 |
Котел газовый водогрейный КВА-1,0 ГМ в комплекте с оборудованием и измерительными приборами |
500000,00 |
5 |
Внутриквартирные дворовые сети |
446646,00 |
6 |
Водопровод ул. Советская из полиэт.труб д-225, протяж.1,8 км. |
520554,00 |
7 |
водопровод |
447392,54 |
8 |
Водопровод до водокачки ул. 40 лет Победы |
125435,30 |
9 |
Водопровод к школе N 2 |
113675,74 |
10 |
Водопровод на НС-2 |
27438,97 |
11 |
Водопровод село Тундутово до водокачки |
1148516,97 |
12 |
Водопровод п. Строительный |
635016,21 |
13 |
Водопровод пер. Колхозный |
859254,00 |
14 |
Водопровод по ул. 40 лет Победы |
145034,57 |
15 |
Водопровод по ул. Гагарина |
391985,32 |
16 |
Водопровод по ул. Горького |
401784,95 |
17 |
Водопровод по ул. Деликова |
127395,23 |
18 |
Водопровод по ул. К. Маркса |
391985,32 |
19 |
Водопровод по ул. Комсомольская |
606375,04 |
20 |
Водопровод по ул. Ленина |
1283751,91 |
21 |
Водопровод по ул. Магистральная |
2514585,80 |
22 |
Водопровод по ул. Озерная |
542899,66 |
23 |
Водопровод по ул. Октябрьская |
420886,96 |
24 |
Водопровод по ул. Пролетарская |
250870,60 |
25 |
Водопровод по ул. Советская |
525260,32 |
26 |
Водопровод по ул. Терешковой |
376305,90 |
27 |
Водопровод по ул. Титова |
199912,50 |
28 |
Водопровод через автодорогу (перекресток Тундутово) |
55 857,91 |
29 |
Водопроводный распределительный колодец |
2426,66 |
30 |
Водопроводный распределительный колодец N 1 |
2426,67 |
31 |
Водопроводный распределительный колодец N 3 |
2426,67 |
32 |
Водопроводный распределительный колодец N 4 |
2426,67 |
33 |
Водопроводный распределительный колодец N 6 |
2426,67 |
34 |
Водопроводный распределительный колодец N 7 |
2426,66 |
35 |
Здание водораздаточной |
70028,00 |
36 |
Здание КНС, площадью 68,1 кв.м. |
168358,00 |
37 |
Здание КНС, площадью 70,7 кв.м. |
504480,00 |
38 |
Здание котельной СПТУ-3 |
1053833,00 |
39 |
Здание операторной |
20370,00 |
40 |
Магистральный водопровод с Малые-Дербеты (подзем, из п/э труб) 1 751 пог.м. |
812242,00 |
41 |
Магистральный водопровод с Малые-Дербеты (подзем, из п/э труб) 7 650 пог.м. |
3547818,00 |
42 |
Магистральный водопровод с Малые-Дербеты (подзем, из п/э труб) 133,6 пог.м. |
22694,00 |
43 |
Насос ЭЦВ 6-6-140 (глубинный) |
37033,90 |
44 |
Площадка насосной станции 1 подъема |
352786,00 |
45 |
Поселковые канализационные сети (асбест-цемент) 611-м. |
14415,00 |
46 |
Поселковые канализационные сети (чугун) 150758 м. |
60200,00 |
47 |
Поселковые канализационные сети (чугун) 13,8 км (13764 м.) |
1467617,00 |
48 |
Скважина N 1 (92 м.) |
28302,00 |
49 |
Скважина N 2 (92 м.) |
28302,00 |
50 |
Скважина N 4 село Тундутово |
132391,00 |
51 |
Скважина глубиной 92 м. |
1090832,80 |
52 |
Теплотрасса ПТУ-31123 погонных метра |
202725,00 |
53 |
Уличный водопровод 10,5 км. |
760429,00 |
54 |
Насос ЭВЦ-6-6-140 (глубинный) |
37033,00 |
55 |
Артезианская скважина, 90 м. |
2521780,00 |
|
ИТОГО |
27 451 193,51 |
Конкурсный управляющий Гришкин О.Н. письмом исх. N 1 от 24.01.2022 обратился к Администрации с просьбой рассмотреть вопрос по приему-передаче имущества коммунальной инфраструктуры Малодербетовского РМО Республики Калмыкия, а также о выплате компенсации МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК в размере 15 668 785,00 руб.
Администрация письмом N СЛ-05-112 от 03.02.2022 предложила конкурсному управляющему Гришкину О.Н., в случае не реализации имущества в соответствии с действующим законодательством, передать имущество без каких-либо дополнительных условий.
Поскольку конкурсным управляющим Гришкиным О.Н. не было достигнуто согласие с Администрацией относительно приема-передачи объектов коммунальной инфраструктуры (системы холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) и размера компенсации, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением о разрешении разногласий.
Администрация в ходе рассмотрения заявления выразила волю на принятие объектов коммунальной инфраструктуры, что подтверждается представленными актами приема-передачи закрепленного имущества от 06.10.2022, N 2 от 24.10.2022 и N 3 от 10.11.2022, согласно которым должник МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК в лице конкурсного управляющего Гришкина О.Н. передал, а Администрация приняла спорное имущество по балансовой стоимости 27 451 193,51 руб.
В связи с чем, конкурсный управляющий Гришкин О.Н. уточнил заявление, при этом уточненное требование конкурсного управляющего в части определения размера подлежащей взысканию компенсации обосновано следующим.
В ходе процедуры конкурсного производства конкурсным управляющим Гришкиным О.Н. проведена оценка рыночной стоимости имущества, включенного в конкурсную массу должника, результаты оценки опубликованы на сайте ЕФРСБ (сообщение N 8141184 от 03.02.2022).
Ввиду отчета N НДК-17-09/2021 от 20.01.2022 об определении рыночной стоимости объектов, принадлежащих МУП "Коммунальное хозяйство" МРМО РК, подготовленного ООО "Кулон", рыночная стоимость имущества в количестве 55 наименований, принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения и переданного по указанным актам приема-передачи (за исключением пункта 42 акта от 06.10.2022 "Реконструкция водопроводных сетей"), составила 12 995 551,00 руб.
В уточненном заявлении конкурсный управляющий Гришкин О.Н. полагает, что, так как балансовая стоимость передаваемых объектов значительно выше их рыночной стоимости, определение стоимости спорного имущества исходя из балансовой стоимости не соответствует правовой природе компенсации, следовательно, размер компенсации подлежит определению исходя из оценочной стоимости указанного имущества.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
При этом социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
По смыслу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
В тоже время, наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Учитывая, что указанный Федеральный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Вместе с тем, возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Следует учитывать баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Изложенный правовой подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687 по делу N А61-3290/2014.
Таким образом суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с собственника социально значимого имущества Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице Администрации компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения в отношении этого имущества, переданного должником в муниципальную собственность не обремененным правом хозяйственного ведения.
В тоже время обстоятельство, что до настоящего времени нормативный порядок выплаты компенсации не определен, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении, до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В свою очередь при определении размера компенсации подлежат соблюдению принципы разумности, соразмерности и обеспечения баланса публичных (муниципального образования) и частных (должника и кредиторов) интересов.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ввиду части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку передача конкурсным управляющим муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, а также учитывая, что определенный конкурсным управляющим на основании отчета N НДК-17-09/2021 от 20.01.2022 размер компенсации сторонами обособленного спора не оспорен, иных доказательств, опровергающих данный размер, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции верно заключил об удовлетворении заявления конкурсного управляющего Гришкина О.Н. о взыскании с Администрации за счет казны муниципального образования компенсации в заявленном размере.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Вместе с тем, указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций.
Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.11.2022 по делу N А22-3551/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3551/2019
Должник: МУП "Коммунальное хозяйство" Малодербетовского РМО РК
Кредитор: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛИСТА", АО "КАЛМЭНЕРГОСБЫТ", ООО СпецАТХ, ПАО "Россети-Юг" в лице филиала "Россети-Юга" - "Калмэнерго"
Третье лицо: ООО "Специализированное автомобильное хозяйство", АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, Гришкин О Н, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Калмыкия, ООО "Страховое общество "Помощь", Сарылова Марина Няминовна, САУ СРО "Дело", Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Дело", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, УФНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, УФССП по РК
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2046/2021
16.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1471/2022
28.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2046/2021
16.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2046/2021
31.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3551/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3551/19