г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А41-37657/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пионерская, 11" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 по делу N А41-37657/22, принятое судьей М.А. Мироновой, по иску ООО "Пионерская, 11" (ОГРН: 1135038006025, ИНН: 5038100162) к ФОНДУ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА (ОГРН: 1137799018081, ИНН: 7701169833) третьи лица ООО "СТАРТЕН", АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" о взыскании неосновательного обогащения в размере 43 419 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пионерская, 11" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА (далее - ответчик) неосновательного обогащения в размере 43 419 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 по делу N А41-37657/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Пионерская, 11" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "СТАРТЕН", АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "Пионерская, 11" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Пионерская, 11" (истец) осуществляет управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Пионерская, д. 11.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области", фонд капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Пионерская, д. 11, был сформирован на счете регионального оператора - ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА (ответчик).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Пионерская, д. 11, включен в региональную программу постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы".
Согласно перечню мероприятий по реализации Региональной программы в указанном многоквартирном доме в период с 2032 по 2034 годы запланированы работы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что 13.11.2021 в третьем подъезде многоквартирного дома, произошла поломка лифта, в связи с чем, истец приостановил использование лифтового оборудования и обратился в ООО "Балашиха лифт" для его диагностики. В результате проведенных регламентных работ ООО "Балашиха лифт" была выявлена поломка главного привода на лифте г/п 630 кг (зав. N 36336), расположенном по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Пионерская, д. 11, п. 3.
Истцом было принято решение провести работы по восстановлению работоспособности лифтового оборудования, путем замены редуктора лебедки главного привода на лифте г/п 630 кг (зав. N 36336) с заменой подшипников.
Таким образом, по мнению истца, имеет место неосновательное обогащение ответчика в виде выполненных истцом работ капитального характера по замене и ремонту редуктора лебедки главного привода на лифте г/п 630 кг (зав. N 36336) с заменой подшипников многоквартирного дома 11 ул. Пионерская г. Ивантеевка Московской области, в сумме 43 419 руб. 80 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из названной нормы права следует, что для квалификации заявленных истцом ко взысканию денежных сумм в качестве неосновательного обогащения необходимо отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения таких сумм одним лицом за счет другого, в частности приобретение не должно быть основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
Таким образом, истец, обращаясь в суд, обязан доказать факт уменьшения своего имущества и факт его неосновательного приобретения (увеличение имущественной сферы ответчиков за счет имущества истца) без законных оснований.
В соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона региональной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа утверждается Правительством Московской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки и (или) муниципальной поддержки. контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона краткосрочный план реализации региональной программы - план мероприятий по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который формируется сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, предусматривает конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточняет планируемые виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определяет виды и объем государственной и (или) муниципальной поддержки капитального ремонта.
В соответствии со статьей 10 Закона краткосрочный план реализации региональной программы утверждается Правительством Московской области в Порядке, установленном Правительством Московской области.
В соответствии с Порядком утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 N 156/8 "Об утверждении Порядка утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области", краткосрочный план реализации региональной программы разрабатывается и утверждается в целях реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы", конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Краткосрочный план реализации региональной программы формируется на основании муниципальных краткосрочных планов реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, утвержденных нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Муниципальные краткосрочные планы формируются в соответствии с региональной программой с учетом порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1187/58 "Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области", и размером предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленному постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 N 142/7 "Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Пионерская, д. 11, включен в региональную программу постановлением Правительства Московской области 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы".
Согласно перечню мероприятий по реализации Региональной программы в указанном многоквартирном доме, в период с 2032 по 2034 годы запланированы работы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, Фондом работы по капитальному ремонту либо замене лифтового оборудования многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу не проводились.
Фонд несет обязательства перед собственниками помещений в указанном доме по проведению работ по ремонту или замене лифтового оборудования в период: с 2032 по 2034 годы.
Такая обязанность возникает у ответчика после включения дома в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта и определения объемов и видов работ, подлежащих выполнению.
При этом, действующее законодательство допускает изменение сроков проведения работ по капитальному ремонту: путем внесения изменений в действующую редакцию Региональной программы; путем перехода собственников на специальный счет и установления, в случае необходимости, взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, утвержденный на территории Московской области; путем самостоятельного проведения работ по капитальному ремонту с зачетом стоимости выполненных работ в счет оплаты взносов на капитальный ремонт на будущий период. Внесение изменений в Региональную программу осуществляется в рамках актуализации Региональной программы.
Согласно статье 12 Закона мониторинг технического состояния многоквартирных домов в целях реализации Закона осуществляется ежегодно органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Московской области.
Данные, полученные в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, используются в целях актуализации региональной программы и при составлении проектной документации.
Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно в срок до 15 октября (включительно) года, предшествующего планируемому, представляют в орган государственного жилищного надзора сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, управление которыми они осуществляют, в соответствии с Перечнем показателей мониторинга многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, утвержденным органом государственного жилищного надзора, а также при наличии данные технического обследования общего имущества таких многоквартирных домов.
Орган государственного жилищного надзора в срок до 1 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, информирует органы местного самоуправления Московской области о перечне многоквартирных домов с указанием адресов, сведения о техническом состоянии которых представлены в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления Московской области в срок до 30 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, представляют в орган государственного жилищного надзора сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, не включенных в перечень многоквартирных домов, указанный в части 3 настоящей статьи, и расположенных на территории соответствующего муниципального образования Московской области, в соответствии с Перечнем показателей мониторинга многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, утвержденным органом государственного жилищного надзора, а также при наличии данные технического обследования общего имущества таких многоквартирных домов.
Принятие решений о внесении изменений в региональную программу осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.01.2017 N 8/1 "Об утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу Московской области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
В соответствии с пунктом 13 Порядка обращения по вопросу переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок) направляются в случаях:
1) установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта па счете Фонда, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта и (или) принятия такими собственниками решения об установлении взноса сверх установленного Правительством Московской области минимального размера взноса на капитальный ремонт (далее - дополнительный взнос на капитальный ремонт) и (или) о привлечении Фондом иных средств для проведения капитального ремонта в более ранний срок с последующим возмещением расходов Фонда за счет дополнительных взносов.
В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что истец обращался за установлением необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний срок, а также, что им были предоставлены документы, указанные в пункте 13 Порядка, в связи с чем, у ответчика отсутствуют правовые основания для проведения работ по ремонту лифтового оборудования и их оплате до включения в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта.
Кроме того, пунктом 5 статьи 181 ЖК РФ установлено, что в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Порядок зачета региональным оператором стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области регулируется статьей 19 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
Исходя из положений указанных норм права, установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме в 2032-2034 годах не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и капитального ремонта.
В соответствии со статьей 181 ЖК РФ и статьей 19 Закона предусмотрена возможность только зачета понесенных затрат на проведение капитального ремонта, иного способа возмещения данных затрат до наступления утвержденных сроков региональной программы действующее законодательство не предусматривает.
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также использование фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Таким образом, принятие решений о капитальном ремонте, в том числе о его видах и источниках финансирования, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, расходы на оплату работ, не согласованных общим собранием собственников, не могут компенсироваться управляющей компании в виде неосновательного обогащения.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" организация, осуществляющая управление многоквартирным домом обязана обеспечить надлежащую эксплуатацию общедомового имущества, а в случае выявления нарушений и недостатков (дефектов), незамедлительно их устранять.
Таким образом, истец, осуществив данный ремонт, исполнил свою обязанность, как исполнитель коммунальных услуг.
Учитывая целевую направленность и принадлежность денежных средств, перечисленных жителями многоквартирного дома на счет фонда, факт неосновательного обогащения на стороне ответчика истцом не доказан.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы истца направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 года по делу N А41-37657/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37657/2022
Истец: ООО "ПИОНЕРСКАЯ 11", ООО "СТАРТЕН"
Ответчик: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ