г. Вологда |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А66-11944/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года по делу N А66-11944/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12; далее - истец, общество, ООО "Тверская генерация") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Московская, дом 24, корпус 1; далее - ответчик, Департамент) о взыскании 6 785 476 руб. 31 коп. задолженности по оплате за подключение по договору от 30.06.2019 N ТГ-340-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" Игнатенко А.А..
Решением Арбитражного суда Тверской области 21 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дели и неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие лимитов на финансирование платы за техническое подключение объекта.
Истец в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2019 года Департамент направил заявку в адрес ООО "Тверская генерация" с целью подключения к тепловой сети теплопотребляющих установок вновь создаваемого объекта (детский сад на 100 мест).
В связи с технической невозможностью подключения указанного объекта к системе теплоснабжения, связанного с дефицитом пропускной способности магистральной теплотрассы, ООО "Тверская генерация", руководствуясь постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 письмом от 29.05.2019 N СПР-01-ТП/02-6241 направило варианты, по которым возможно осуществить техническое подключение объекта:
1) За плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке.
2) После внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.
Письмом от 06.06.2019 N 28/2460-и ответчик выбрал первый вариант подключения объекта к тепловой сети.
ООО "Тверская генерация" и Департаментом 30 июня 2019 года заключен договор о подключении к системе теплоснабжения N ТГ-340-19, в соответствии, с которым исполнитель ООО "Тверская генерация" обязуется в установленный договором срок выполнить работы по подключению к системе теплоснабжения объекта, а Заявитель обязуется внести плату за подключение.
Сторонами 30 июня 2019 года заключено дополнительное соглашение N 1 к вышеуказанному договору, в соответствии с которым обязательства Заявителя по оплате, установленные п.п. 3.4-3.4.3 договора, возникают с даты утверждения ГУ РЭК "Тверской области" индивидуального тарифа на подключение.
ООО "Тверская генерация" в адрес ГУ "РЭК" Тверской области 19 июля 2019 года направило заявление об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
Приказом ГУ "РЭК" Тверской области от 08.09.2021 N 109-нп установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ООО "Тверская генерация" объекта капитального строительства - детского сада на 100 мест в микрорайоне "Южный", расположенного по адресу г. Тверь, Октябрьский проспект, д. 99а, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0000000:751 в сумме 5 654 563 руб. 59 коп. (без НДС).
С учетом НДС плата за подключение составляет 6 785 476 руб. 31 коп.
Истец подготовил соглашение N 2 с корректировками стоимости подключения к системе теплоснабжения к договору от 30.06.19 и направил его ответчику письмом от 18.10.2021 N ОКСиТП - 01/02-7806.
Дополнительное соглашение получено ответчиком 25 октября 2021 года.
Истцом в адрес Департамента 27 апреля 2022 года, 23 мая 2022 года направлены напоминания N N ОКСиТП-01/02-3327, ОКСиТП-01/02-4115 о необходимости подписания дополнительного соглашения.
Департаментом 31 мая 2022 года направлено письмо об отказе в подписании дополнительного соглашения N 2 к договору ТГ-340-19 до восстановления лимитов бюджетного финансирования.
До настоящего времени дополнительное соглашение ответчиком не подписано, оплата по договору не произведена, при этом обязательства по договору от 30.06.2019 N ТГ-340-19 со стороны ООО "Тверская генерация" выполнены в полном объеме.
В адрес Департамента 11 июля 2022 года истцом направлена претензия. Оставление претензии без ответа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 4.1 договора от 30.06.2019 N ТГ-340-19 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору, сторона, нарушившая обязательство, несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 названного Закона.
Согласно части 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения, определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
В соответствии с Законом о теплоснабжении Правительство Российской Федерации издало постановление от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее, соответственно, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора от 30.06.19г. исполнитель (истец) обязан осуществить следующие мероприятия по подготовке системы теплоснабжения к подключению теплоустановок ответчика, не позднее 18 месяцев с даты заключения настоящего договора;
* строительство теплотрассы от точки присоединения до границы земельного участка подключаемого объекта;
* техническое перевооружение участка теплотрассы от ТК-839-la до ТК-839-3 (2хДу=250 мм, L=66.15 м, в непрох. канале), с увеличением диаметров трубопроводов до 2хДу=300 мм. (указаны в Приложении N 2 к настоящему договору);
С целью исполнения обязательств по договору N ТГ-340-19 ООО "Тверская генерация" заключило договоры подряда на строительство теплотрассы и на техническое перевооружение участка теплотрассы от ТК-839-la до ТК-839-3. N ТГ-537-19 от 19.09.2019, N ТГ-456-20 от 16.09.2020.
В соответствии с Приказом ГУ "РЭК" Тверской области от 08.09.2021 N 109-нп плата за подключение к системе теплоснабжения ООО "Тверская генерация" объекта капитального строительства - детского сада на 100 мест в микрорайоне "Южный" составляет с учетом НДС 6 785 476 руб. 31 коп.
Руководствуясь пунктом 3.2 Договора о подключении ООО "Тверская генерация" направило ответчику дополнительное соглашение N 2 с корректировками стоимости подключения к системе теплоснабжения и направило письмом N ОКСиТП - 01/02-7806 от 18.10.2021, от подписания которого Департамент отказался до восстановления лимитов бюджетного финансирования.
Судом установлено, что обязательства по договору N ТГ-340-19 от 30.06.2019 со стороны ООО "Тверская генерация" выполнены в полном объеме, что подтверждается разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 8.3-ТЭ/007 от 22.01.2020, актом осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей N 8.3-ТЭ/007 от 22.01.2020, актом о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования]подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя от 28.02.2020 года, контрактом на поставку тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя в горячей воде N 96207 от 04.03.2020 между ООО "Тверская генерация" и МБДОУ Детский сад N 155.
Поскольку обязательства по заключенному договору выполнены ООО "Тверская генерация" в полном объеме, соответственно у Департамента возникла обязанность рассчитаться с исполнителем в рамках заключенного договора.
Ссылка ответчика на отсутствие у него лимитов бюджетного финансирования не может являться основанием для освобождения от предусмотренных договором от 30.06.19 обязательств по оплате.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2022 года по делу N А66-11944/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11944/2022
Истец: ООО "ТВЕРСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"
Ответчик: Департамент Жилищно-Коммунального Хозяйства, Жилищной Политики и Строительства Администрации Города Твери
Третье лицо: ООО "Тверская генерация", временный управляющий Игнатенко Алексей Алексеевич