г. Тула |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А62-2074/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волошиной Н.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Ю.Ю., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" (Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, ОГРН 1076714002529, ИНН 6714028370), заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (г. Смоленск, ОГРН 1106732003542, ИНН 6732003586), Васильева Леонида Владимировича, Нестеровой Ольги Витальевны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.10.2022 по делу N А62-2074/2022 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" (далее - ООО "Коммунальные системы "Пригорское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - инспекция) о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 21.12.2021 N 1532/81/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (далее - ООО "ТСЖ"), Васильев Леонид Владимирович, Нестерова Ольга Витальевна.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Коммунальные системы "Пригорское" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, так как обязывает заключить прямые договоры ресурсоснабжения с собственниками помещений многоквартирных домов N 1 и N 2 по ул. Шкурлова в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области, притом что общество не располагает сведениями, необходимыми для заключения указанных договоров и выставления платежных документов собственниками МКД, в связи с непредставлением ООО "ТСЖ" в адрес ООО "Коммунальные системы "Пригорское" документов, предусмотренных пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
ООО "ТСЖ" и инспекция возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Васильев Л.В. и Нестерова О.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "Коммунальные системы "Пригорское" к апелляционной жалобе приложен дополнительный документ - письмо инспекции от 01.11.2021 N 10331.
Суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении указанного документа к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), так как общество не обосновало невозможность представления данного документа в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам.
В суд апелляционной инстанции обществом также представлено возражение на отзыв по делу, к которому приложен дополнительный документ - письмо инспекции от 26.01.2023 N 00694.
Суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении указанного документа к материалам дела на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку он составлен после рассмотрения дела в суде первой инстанции и не может влиять на проверку его законности и обоснованности.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Коммунальные системы "Пригорское" является ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области по адресам: ул. Шкурлова, дом 1 и дом 2.
ООО "ТСЖ" осуществляет функции управляющей организации указанных МКД.
По обращению Васильева Л.В. (с. Пригорское, ул. Шкурлова, д. 1) и Нестеровой О.В. (с. Пригорское, ул. Шкурлова, д. 2) по вопросу перехода на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией указанных МКД по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с приказом от 22.11.2021 N 2713/ИП в период с 25.11.2021 по 21.12.2021 инспекцией в отношении ООО "Коммунальные системы "Пригорское" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований положений статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 17(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки, оформленной актом проверки от 21.12.2021 N 2713/81, установлено, что собственниками названных МКД приняты решения о заключении прямых договоров холодному водоснабжению и водоотведению с ресурсоснабжающей организацией с шестого месяца 2021 года (протоколы от 05.06.2021 N 2). Протоколы общих собраний собственников от 05.06.2021 поступили в адрес ООО "Коммунальные системы "Пригорское" 16.06.2021.
На дату проведения инспекцией проверки договоры ресурсоснабжения между ООО "Коммунальные системы "Пригорское" и собственниками помещений многоквартирных домов N 1, 2 по ул. Шкурлова М.Н. в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области не заключены.
В этой связи инспекцией сделан вывод о нарушении заявителем пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ и пункта 17(1) Правил N 354, в связи с чем выдано предписание от 21.12.2021 N 1532/81/2021, согласно которому на ООО "Коммунальные системы "Пригорское" возложена обязанность в срок до 31.03.2022 заключить прямые договоры ресурсоснабжения с собственниками помещений многоквартирных домов N 1 и N 2 по ул. Шкурлова в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "Коммунальные системы "Пригорское" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
На основании пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 названной статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 данного Кодекса.
Действующим законодательством не предусмотрено оснований для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что собственниками многоквартирных домов N 1 и N 2 по ул. Шкурлова в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области приняты решения о заключении прямых договоров холодному водоснабжению и водоотведению с ресурсоснабжающей организацией с шестого месяца 2021 года (протоколы от 05.06.2021 N 2). Протоколы общих собраний собственников от 05.06.2021 поступили в адрес ООО "Коммунальные системы "Пригорское" 16.06.2021.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу установленных требований действующего законодательства решения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 1 и N 2 по ул. Шкурлова в с. Пригорское Смоленского района Смоленской области являются обязательными как для собственников помещений в указанных многоквартирных домах, так и для ресурсоснабжающих организаций, в рассматриваемом случае - для заявителя.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что ненормативный правовой акт, предписывающий заявителю совершить действия (заключить прямые договоры с собственниками помещений в МКД), предусмотренные законодательством, не может быть признан не соответствующим законодательству.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с данными Правилами;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 данных Правил, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и об основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с данными Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В рассматриваемом случае невыполнение управляющей организацией требований в части предоставления полного пакета документов, предусмотренных в пункте 6 Правил N 354, не является основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от исполнения обязанности, предусмотренной законодательством.
Пунктом 6 Правил N 354 также предусмотрено, что в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) данных Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
В материалах дела имеются данные о направлении ООО "ТСЖ" в адрес ресурсоснабжающей организации ООО "КС "Пригорское" (помимо протоколов общих собраний собственников помещений) реестра собственников, содержащего ФИО собственника, номер жилого помещения, его площадь, кадастровый номер, форму собственности, номер регистрации, а также реестра показаний индивидуальных приборов учета (т. 1 л.д. 86, 88, 94, 95).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.04.2022 по делу N А62-238/2022 отказано в удовлетворении требований ООО "ТСЖ" о признании недействительным предписания инспекции от 21.12.2021 N 1533/81/2021, которым на него возложена обязанность по представлению в адрес ООО "Коммунальные системы "Пригорское" сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 6 Правил N 354.
В рамках названного дела судом установлено, что ООО "ТСЖ" в адрес ресурсоснабжающей организации представлены не все документы, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
При этом состав информации, которая необходима для начала начисления платы за коммунальные услуги, указан в пункте 69 Правил N 354, там же содержится перечень сведений, который исполнитель услуг обязан включать в платежный документ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе из персональных данных должны быть указаны почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Таким образом, сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 69 Правил N 354, содержатся в вышеупомянутых реестрах, представленных ООО "ТСЖ" в адрес ООО "КС "Пригорское".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву отказал в признании недействительным предписания инспекции от 21.12.2021 N 1532/81/2021, содержащее законное требование к ресурсоснабжающей организации о заключении договоров ресурсоснабжения с собственниками помещений в МКД, которые реализовали свое право на переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
ООО "Коммунальные системы "Пригорское" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 11.11.2022 N 447.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.10.2022 по делу N А62-2074/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.11.2022 N 447.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2074/2022
Истец: ООО "КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ "ПРИГОРСКОЕ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Васильев Леонид Владимирович, Нестерова Ольга Витальвна, Нестерова Ольга Витальевна, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТСЖ"