г. Владивосток |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А59-1344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Оренсах",
апелляционное производство N 05АП-8042/2022
на решение от 03.11.2022
судьи О.Н.Боярской
по делу N А59-1344/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оренсах" (ИНН 6501149764, ОГРН 1046500626842, дата 09.06.2004)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (ИНН 6501154651, ОГРН 1046500652054, дата государственной регистрации 24.12.2004)
межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, судебный приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области А.А.Адамович
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области
о признании недействительным постановления,
при участии:
от УФНС России по Сахалинской области: представитель Пинти В.В. (в режиме веб-конференции), по доверенности от 11.02.2023, сроком действия до 10.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер Б 46898), паспорт;
от ООО "Оренсах": представитель Гарбар О.В. (в режиме веб-конференции) по доверенности от 10.01.2023, сроком действия до 31.12.2023; представитель Саушин А.К. (в режиме веб-конференции) по доверенности от 10.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, паспорт.
от СПИ ОСП по ИОИП УФССП России по Сахалинской области Адамович А.А., УФССП России по Сахалинской области: в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оренсах" (далее - заявитель, общество, ООО "Оренсах") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.02.2017 N 65019/17/4482, вынесенного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области Адамович А.А., в сумме 2 662 108,94 рублей.
Определением от 30.03.2022 к участию в деле привлечено Управление ФССП России по Сахалинской области; определением от 04.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, при этом исполнительский сбор уменьшен на , то есть, на 665 527,24 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Оренсах" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.02.2017 N 65019/17/4482 недействительным.
В обоснование своей процессуальной позиции общество настаивает на незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, и, как следствие, неуведомление должника о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок, по истечение которого подлежит взысканию исполнительский сбор. Также считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока для обращения в суд с рассматриваемым заявлением, поясняя, что копию оспариваемого постановления общество получило 15.03.2022. Указывает на то, что уполномоченный представитель общества с материалами исполнительного производства ознакомлен не был. Обращает внимание на то, что срок давности взыскания исполнительского сбора составляет два года. В указанный срок постановление о взыскании исполнительского сбора в исполнение не приведено, соответственно, сбор не подлежит взысканию. Считает, что судом не дана надлежащая оценка основаниям прекращения исполнительного производства, а также доводам заявителям об изменении сроков уплаты налоговой задолженности при заключении мирового соглашения.
Управление ФНС России по Сахалинской области по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
СПИ ОСП по ИОИП УФССП России по Сахалинской области Адамович А.А., УФССП России по Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Поскольку представители ООО "Оренсах" и УФНС России по Сахалинской области не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие, апелляционный суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие указанных лиц.
Поступившие через канцелярию суда от ООО "Оренсах" дополнительные объяснения по делу приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представители ООО "Оренсах" поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнительных объяснений. Решение суда первой инстанции просили отменить.
Представитель УФНС России по Сахалинской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу: обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее.
11.11.2016 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области вынесено постановление N 20385 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика ООО "Оренсах" на общую сумму долга 38 030 127,68 рублей.
23.11.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области Хан К.И. на основании указанного постановления вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 18518/16/65019-ИП.
В пункте 2 указанного постановления должнику по исполнительному производству установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
По пояснениям судебного пристава-исполнителя постановление о возбуждении исполнительного производства направлялось в адрес должника по адресу его государственной регистрации простой корреспонденцией.
27.02.2017 судебным приставом-исполнителем в связи с тем, что должником в установленный срок требования исполнительного документа не исполнены, вынесено постановление N 65019/17/4482 о взыскании исполнительского сбора с общества в размере 2 662 108,94 рублей.
Исполнительное производство N 18518/16/65019-ИП прекращено 29.11.2016 в связи утверждением судом мирового соглашения между взыскателем и должником. Данное производство уничтожено по истечении срока хранения.
28.12.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Свищевой В.Ю. на основании постановления судебного пристава-исполнителя N 65019/17/4482 от 27.02.2017 о взыскании исполнительского сбора с общества в размере 2 662 108,94 рублей вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 20049/18/65019-ИП.
Полагая постановление N 65019/17/4482 от 27.02.2017 о взыскании исполнительского сбора незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 198 АПК РФ такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 128 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом N 229-ФЗ.
Согласно статье 122 Закона N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Порядок применения данной нормы разъяснен в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которому заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, указанная статья является специальной по отношению к статье 198 АПК РФ. Соответственно, Законом N 229-ФЗ установлен сокращенный срок на обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела следует, что 27.02.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 18518/16/65019-ИП.
С заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя общество обратилось только 23.03.2022 (согласно почтовому штампу на конверте), то есть с нарушением установленного законодательством десятидневного срока.
В соответствии со статьей 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Как указано в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 22.11.2012 N 2149-О и от 17.06.2013 N 980-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Поскольку АПК РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела усматривается, что общество ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на то, что не имело возможности обжаловать спорное постановление до момента фактического получения мотивированного постановления о взыскании исполнительного сбора 15.03.2022.
Вместе с тем, указанная позиция общества опровергается имеющимися в деле доказательства.
Так, после вынесения судебным приставом-исполнителем 27.02.2017 оспариваемого постановления от ООО "Оренсах" в адрес судебного пристава-исполнителя 26.09.2017 было направлено заявление об ознакомлении с исполнительным производством N 18518/16/65019-ИП (л.д. 66 том 1), на котором имеется подпись представителя общества по доверенности N 012/17 Кривулько Т.Ю. о том, что 03.10.2017 представитель с материалами дела ознакомлена.
Согласно части 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Частью 2 статьи 53 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.
Согласно части 2 статьи 54 Закона N 229-ФЗ доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что к ознакомлению с материалами исполнительного производства, содержащими, в том числе, оспариваемое постановление, был допущен представитель общества с надлежащими полномочиями.
Следовательно, уже с 03.10.2017 обществу стало известно о наличии оспариваемого постановления и о предполагаемом нарушении его прав и законных интересов.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что по смыслу статьи 122 Закона N 229-ФЗ срок на подачу жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя связан не с фактическим получением соответствующего постановления, а с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель не представил суду объективных доказательств в подтверждение факта пропуска им срока по уважительным причинам, ввиду чего отсутствуют основания для восстановления пропущенного процессуального срока.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске заявителем установленного законом десятидневного срока для обращения в арбитражный суд.
Как указано коллегией ранее, пропуск процессуального срока на обращение в суд и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя (Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05), поскольку произвольный подход к законно установленным последствиям пропуска данного срока может привести к нарушению предусмотренного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и опосредованного положениями статьи 7 АПК РФ принципа равенства всех перед законом и судом и, как следствие, применительно к данной ситуации к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности (статьи 8, 9 АПК РФ).
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления от 27.02.2017 о взыскании исполнительского сбора, исходя из пропуска обществом десятидневного срока для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Вместе с тем, согласно приведенным в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснениям суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из разъяснений пункта 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" следует, что арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать имущественное положение последнего.
Совокупный анализ приведенных норм и правовых позиций показывает, что законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции, приняв во внимание степень вины заявителя, тяжелое имущественное положение должника, счел возможным уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию по постановлению от 27.02.2017 N 65019/17/4482 о взыскании исполнительского сбора, на одну четверть от установленного размера, а именно на 665 527,24 руб. Оснований для пересмотра указанного вывода суда апелляционной коллегий не установлено.
В то же время, поскольку пропуск процессуального срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в требованиях, иные приведенные обществом доводы апелляционной жалобы коллегией не оцениваются.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.11.2022 по делу N А59-1344/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1344/2022
Истец: ООО "Оренсах"
Ответчик: межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП Росссии по Сахалинской области, СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Сахалинской области А.А.Адамович, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области А.А.Адамович
Третье лицо: Управление Федаральной налоговой службы по Сахалинской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ