г. Самара |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А55-33250/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнеовой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Петрол ТрейдКомпани"- Родомакина Н.В., представитель на основании решения от 16.06.2022, представлена выписка ЕГРЮЛ,
от публичного акционерного общества "Тольяттиазот"- Муратов Е.А., представитель по доверенности от 30.11.2022,
от иных лиц - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 февраля 2023 года в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтесс Групп" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2022 года по делу N А55-33250/2021 (судья Лукин А.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петрол ТрейдКомпани", к обществу с ограниченной ответственностью "Алтесс Групп"; к публичному акционерному обществу "Тольяттиазот", о взыскании 4 848 000,00 руб.,
третьи лица:
1. открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
2. акционерное общество "ЛП Транс"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петрол ТрейдКомпани" (далее - истец), обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтесс Групп" (далее - ответчик 1) и публичному акционерному обществу "Тольяттиазот" (далее - ответчик 2) в котором просит взыскать солидарно сумму штрафа в размере 5 080 000 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги".
В ходе судебного разбирательства судом приняты уточнения, согласно которым истец просит взыскать солидарно сумму штрафа в размере 4 848 000,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛП Транс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2022 года исковые требования к обществу с ограниченной ответственностью "Алтесс Групп" удовлетворены в полном объеме. С общества с ограниченной ответственностью "Алтесс Групп" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петрол Трейд Компани" взыскан штраф за сверхнормативный простой вагонов в сумме 4 848 000,00 рублей, а также 47 240,00 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. В удовлетворении исковых требований к публичному акционерному обществу "Тольяттиазот" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - ООО "Алтесс Групп" обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2022 г. изменить - в удовлетворении требований к ООО "Алтесс Групп" отказать, требования к ПАО "ТОАЗ" удовлетворить частично.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции дана неверная юридическая квалификация отношений между ответчиками.
Выводы суда о квалификации отношений ответчиков в качестве агентских по модели комиссии не обоснованы ни конкретными материалами дела, ни положениями закона. Юридически значимые обстоятельства - признаки агентского договора по модели комиссии, названные в законе, суд не установил.
Суд не применил положения статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о правилах толкования договора для целей правовой квалификации отношений ответчиков, а также допустил выводы, несоответствующие обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Также суд не учёл, что в силу положений статьи 1005 ГК РФ исполнение сделок происходит за счёт принципала: при модели комиссии - оплата товаров, услуг, работ за счёт принципала, оплата неустойки за счёт агента; при модели поручения - оплата товаров, услуг, работ и оплата штрафов за счёт принципала, в связи с чем, правовой вывод суда о том, что установленные судом обстоятельства оплаты штрафов самим принципалом (за счёт ПАО "Тольяттиазот") не изменяют правовую квалификацию агентских отношений с модели комиссии на модель поручения, противоречит закону.
По мнению заявителя, судом первой инстанции допущены нарушения при решении вопроса о применении статьи 333 ГК РФ.
В материалы дела ответчиком 1 представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у истца негативных последствий из-за допущенных простоев, в связи с чем, взыскание заявленной суммы штрафа приведет к получению истцом необоснованной выгоды.
Доводы заявителя подробно изложены в тексте апелляционной жалобы.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил изменить решение суда первой инстанции: взыскав солидарно с ООО "Алтесс Групп" и ПАО "Тольяттиазот" в пользу ООО "Петрол Трейд Компани" штраф за сверхнормативный простой вагонов в размере 4 848 000,00 рублей, а также 47 240,00 рублей расходов по оплате госпошлины, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель ответчика ПАО "Тольяттиазот" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Алтесс Групп" представило ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения аналогичных дел судом кассационной инстанции.
Указанное ходатайство судом рассмотрено и в его удовлетворении отказано отклонено в связи с отсутствием процессуальных оснований.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика ООО "Алтесс Групп" и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.10.2014 между ПАО "ТоАЗ" (собственником) и ООО "Алтесс Групп" (оператором) заключен договор на оказание услуг по управлению цехом N 17 (далее - договор от 01.10.2014 N 17), поскольку собственник желает повысить эффективность деятельности своего структурного подразделения цеха N 17, обеспечивающего перевозки выпускаемой собственником продукции железнодорожным транспортом для обеспечения качественных транспортных операций и оптимизации затрат на транспортную логистику, а оператор обладает необходимой квалификацией, знаниями и опытом в сфере управления перевозками и транспортной логистики.
Согласно пункту 1.1 договора от 01.10.2014 N 17 он определяет условия, на которых оператор будет осуществлять услуги по управлению деятельностью Цеха 17, а также действовать в качестве агента собственника при заключении договоров, касающихся деятельности Цеха 17, и оказывать иные услуги, определенные в договоре. Оператор обязуется совершать по поручению собственника юридические и иные действия, определенные в настоящем договоре, от своего имени, но за счет собственника.
В соответствии с Приложением А к договору от 01.10.2014 N 17 "Цех 17" означает структурное подразделение собственника, расположенное по адресу: Поволжское шоссе, 32, г. Тольятти, 445045, Россия, состоящее из движимого и недвижимого имущества, обслуживающего персонала, включая, но не ограничиваясь следующим: 1536 единиц подвижного состава; 46,5 км железнодорожного пути; 14 зданий/корпусов; 125 работников; детальный перечень имущества приведен в Приложении D, а перечень работников в Приложении Е.
Согласно пункту 2.1 договора от 01.10.2014 N 17 оператор оказывает собственнику услуги по управлению Цехом 17 в соответствии с процедурой, установленной настоящим договором.
В силу пункта 2.4 договора от 01.10.2014 N 17 в рамках услуг по управлению оператор будет оказывать следующие услуги: а) организация эффективной деятельности Цеха 17, направленной на осуществление перевозок Продукции и прочих грузов, включая разработку новой структуры Цеха 17; b) обеспечение своевременных и качественных транспортных операций по транспортировке и доставке продукции грузополучателям, по приему грузов, закупаемых собственником, по внутризаводским железнодорожным перевозкам; с) эффективное управление подвижным составом Цеха 17, обеспечение рациональной и технически правильной эксплуатации подвижного состава Цеха 17, оборудования и техники Цеха 17; i) осуществляет экспедиторские услуги; к) заключает в рамках текущей деятельности Цеха 17 договоры перевозки, договоры на оказание услуг с третьими лицами, при этом поступления от реализации услуг третьим лицам перечисляются в полном объеме собственнику в течение 3 рабочих дней с момента поступления на банковский счет; n) обеспечивает рациональное использование подвижного состава Цеха 17, реализует мероприятия по совершенствованию погрузочно-разгрузочных работ, ускорению оборачиваемости подвижного состава и его простоев.
Пунктом 2.7 договора от 01.10.2014 N 17 установлено ограничение полномочий оператора, в силу которого вне зависимости от любых положений настоящего договора об обратном, оператор без предварительного письменного согласия представителя собственника не заключает договоры купли-продажи или договоры оказания услуг, которые предусматривают осуществление платежей, совокупная сумма которых превышает 3 000 000 рублей или срок действия которых превышает 1 год.
Договор от 01.10.2014 N 17 заключен сроком до 31.12.2017 согласно пункту 4.1 договора и впоследствии продлен сторонами до 31.12.2021 включительно дополнительными соглашениями от 31.12.2017 и от 01.01.2019.
В свою очередь собственник (ответчик 2) по договору от 01.10.2014 N 17 обязался финансировать работу Цеха 17 в соответствии с условиями договора; выплачивать оператору вознаграждение оператора.
Для этого согласно пункту 7.2 договора от 01.10.2014 N 17 подлежал открытию банковский счет, и все денежные средства, направленные на обеспечение деятельности Цеха 17, а также вся выручка от деятельности Цеха 17 и иные суммы, полученные в связи с эксплуатацией Цеха 17 должны были зачисляться и выплачиваться с такого счета, за исключением вознаграждения оператора, заработной платы работников собственника и коммунальных платежей собственника.
Согласно пункту 13.1 договора от 01.10.2014 N 17 вознаграждение оператора состоит из ежегодного фиксированного базового вознаграждения и премии.
В силу пункта 18 договора от 01.10.2014 N 17 отношения между собственником и оператором считаются отношениями между принципалом и агентом, при этом ответственность оператора ограничена в соответствии с условиями настоящего договора. отношения между собственником и оператором не должны быть истолкованы как отношения участников совместного предприятия, совместной деятельности или отношения партнеров между ними и их правопреемниками, и они не могут связывать друг друга какими-либо иными обязательствами, нежели указанными в настоящем договоре.
Согласно пункту 15 договора от 01.10.2014 N 17 ответственность оператора перед собственником и ответственность собственника перед оператором ограничена только возмещением реального ущерба и не более суммы базового вознаграждения.
ООО "Алтесс Групп" 10.12.2015 (заказчик), являясь агентом ПАО "ТоАЗ" на основании договора от 01.10.2014 N 17, и ООО "ПТК" (исполнитель) заключили договор оказания транспортно-экспедиционных услуг N ALT/PTK/2015 (далее - договор).
По условиям пункта 1.1 договора исполнитель оказывает заказчику транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов по РФ и (или) международном сообщении, а заказчик принимает и оплачивает такие услуги в соответствии с условиями настоящего договора. Под транспортно-экспедиционными услугами в настоящем договоре понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, в том числе подготовка и обеспечение на станции погрузки пригодного в техническом и коммерческом отношении подвижного состава (далее - вагоны), предназначенного для перевозок по направлениям, указанным в Приложениях к договору; осуществление диспетчерского контроля продвижения вагонов; предоставление инструкций по оформлению железнодорожных перевозочных документов, оформление необходимых железнодорожных телеграмм и документов, разрешающих отправку вагонов и грузов; иные услуги, согласованные сторонами в дополнительных соглашениях и/или протоколах к настоящему договору, исходя из специфики конкретных поручений заказчика.
Пунктом 2.2 договора исполнитель принял на себя обязанность при оказании транспортно-экспедиционных услуг подавать в соответствии с заявкой под погрузку на станцию Химзаводская (Куйбышевской ж.д.) технически исправные и коммерчески пригодные вагоны. При использовании вагонов в кольцевом рейсе исполнитель обязуется подать коммерчески пригодные вагоны под отгрузку в первом рейсе, при последующих отгрузках обязанность по подготовке вагонов в коммерческом отношении возлагается на заказчика.
Согласно разделу 2 договора исполнитель также был обязан: организовать диспетчерский контроль за продвижением вагонов по согласованным сторонами маршрутам; предоставлять заказчику инструкцию по заполнению перевозочных документов на порожний рейс вагонов; во время использования вагонов отслеживать вагоны, отцепленные в пути следования в связи с неисправностями; за свой счет организовывать плановые ремонты вагонов; от своего имени и за свой счет производить оплату провозных платежей за пробег порожних вагонов.
Заказчик согласно разделу 2 договора обязался предоставлять исполнителю для согласования заявку в соответствии с Приложением N 1 к договору не позднее 5 рабочих дней до планируемой даты начала перевозки; оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим договором.
В силу пункта 2.2.6 договора заказчик также принял на себя обязанность, если иное не предусмотрено соглашением сторон, обеспечить нормативный срок нахождения предоставленных исполнителем вагонов на станциях погрузки/выгрузки в течение не более 5 суток. Срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
Согласно пункту 3.1 договора цена за услуги исполнителя по настоящему договору согласовывается сторонами в Протоколах согласования договорной цены.
В соответствии с пунктом 5.1 договора за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором. Заказчик несет ответственность за действия грузоотправителей/грузополучателей как за свои собственные действия.
В случае нарушения заказчиком нормативного срока нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки, определяемого согласно пункту 2.2.6 договора, исполнитель вправе потребовать, а заказчик на основании счета исполнителя обязуется уплатить исполнителю плату в размере 650 рублей за каждый вагон в сутки (кроме того НДС 18%) за время простоя вагонов (пункт 5.6 договора).
Стороны в Протоколе согласования договорной цены N 17 согласовали следующие условия предоставления исполнителем железнодорожного подвижного состава -минераловозов (далее вагонов) для перевозки на экспорт груза заказчика - карбамида (производитель ПАО "Тольяттиазот", Россия) по маршруту: ст. Химзаводская (Куйбышевская ж.д.) - ст. Муссало (Финская ж.д.): в вагонах модели 19-923, 19-3116-04 -83 800 руб. за вагон (НДС 0%); в вагонах объемом кузова от 90 до 95 куб. м - 89 000 руб. за вагон; в вагонах объемом кузова от 101 до 125 куб. м - 94 000 руб. за вагон (НДС 0%).
Стоимость услуг исполнителя рассчитывается путем умножения стоимости услуг исполнителя за вагон на количество вагонов (пункт 2 Протокола).
Пунктом 7 Протокола N 17 для операций погрузки вагонов установлен нормативный срок - 5 суток. В случае нарушения установленных нормативов исполнитель оставляет за собой право взыскать с заказчика штраф в размере 2000 руб. за каждые сутки, превышающие нормативный срок. Время нахождения вагона под погрузкой рассчитывается с даты прибытия вагона на станцию погрузки до даты отправления вагона со станции погрузки, определяемых по дате в календарных штампах в железнодорожных накладных.
В случае превышения заказчиком оборота вагона на территории государства Финляндия свыше 10 суток, Исполнитель оставляет за собой право взыскать с заказчика штраф в размере 2000 руб. за каждые сутки, превышающие оборот вагона по данной территории. Время оборота вагона на территории государства Финляндия рассчитывается с даты отметки о передаче груза - груженого вагона на станции Бусловская (эксп.), Октябрьская ж.д. до даты отметки о передаче груза - порожнего вагона на станции Бусловская (эксп), Октябрьская ж.д., определяемых по дате в календарных штампах в железнодорожных накладных (пункт 8 Протокола N 17).
01 апреля 2019 года стороны договора оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 г. в Протоколе согласования договорной цены No 17 согласовали следующие условия предоставления Исполнителем железнодорожного подвижного состава -минераловозов (далее вагонов) для перевозки на экспорт груза Заказчика - карбамида (производитель ПАО "Тольяттиазот", Россия) по маршруту: ст.Химзаводская (Куйбышевская ж.д.) - ст.Муссало (Финская ж.д.): в вагонах модели 19-923, 19-3116-04 -83 800 руб. за вагон (НДС 0%); в вагонах объемом кузова от 90 до 95 куб.м. - 89 000 руб. за вагон; в вагонах объемом кузова от 101 до 125 куб.м. - 94 000 руб. за вагон (НДС 0%).
В обоснование исковых требований истец указал, что в период июнь - сентябрь 2019 года истец полностью исполнил свои обязательства по договору, однако ответчиком допущены неоднократные нарушения его условий, выразившиеся в превышении нормативного времени простоя вагонов под погрузкой на станциях прибытия и убытия, что привело к сверхнормативному простою вагонов в количестве 2 540 ваг/дн.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Протокола согласования договорной цены N 17 и 18 заказчик начислил исполнителю штраф в размере 2000 руб. за каждые сутки простоя за каждый вагон.
По расчету истца размер штрафной неустойки за сверхнормативный простой вагонов под погрузку на станциях прибытия и убытия за спорный период составил 2 232 000 руб. 00 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика 1 претензию от 08.02.2021 N 90 с требованием оплатить сумму штрафной неустойки.
Поскольку претензия оставлена ответчиком 1 без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец полагал, что фактически он оказывал услуги ПАО "ТоАЗ" (ответчику 2) через ответчика 1, выступающего посредником в указанных отношениях в силу заключенного между ними договора на оказание услуг по управлению цехом N 17, следовательно, предметом спора являются общие обязанности ответчиков 1 и 2, которые имеют одно основание - нарушение обязательства соблюдать нормативный срок простоя вагонов.
В связи с изложенным, исковые требования предъявлены истцом к ответчикам солидарно.
Истец считает, что фактически он оказывал услуги ПАО "Тольяттиазот" через ответчика 1, выступающего посредником в указанных отношениях в силу заключенного между ними договора на оказание услуг по управлению цехом N 17, предметом спора являются общие обязанности ответчиков 1 и 2, которые имеют одно основание - нарушение обязательства соблюдать нормативный срок простоя вагонов, в связи с чем, требование о взыскании штрафной неустойки предъявлены истцом к ответчикам солидарно.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать сумму штрафа в размере 4 848 000,00 рублей.
Указанное уточнение принято судом первой инстанции.
Проанализировав условия заключенного между ответчиками договора на оказание услуг по управлению цехом N 17 от 01.10.2014 и руководствуясь положениями статей 779, 971, 990, 1005, 1011 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный договор является смешанным договором, содержащим в себе элементы договора возмездного оказания услуг и комиссии, при этом суд исходил из следующего.
Условиями договора на оказание услуг по управлению цехом N 17 установлено, что отношения между собственником и оператором считаются отношениями между принципалом и агентом, в силу которого оператор действует от своего имени, но в интересах собственника и за его счет, получая от собственника фиксированные вознаграждение и премии.
В рамках данного договора на оператора возложено исполнение многочисленных прав и обязанностей по управлению Цехом N 17, предусмотренных разделом 3 договора, и перечисленных выше, в том числе подвижным составом самого цеха, по привлечению третьих лиц, реализации мероприятия по совершенствованию погрузочно-разгрузочных работ, ускорению оборачиваемости подвижного состава и сокращению его простоев и др.
За оказание указанных услуг и представление интересов ответчика 2, ООО "Алтес Групп" получает базовое вознаграждение в размере 23 600 000 руб. в год, начиная с третьего года, а также премию по окончанию финансового отчетного года в зависимости от достижения ключевых показателей эффективности.
Довод ответчика 1 о том, что договор оказания услуг по управлению цехом N 17 является договором поручения, функции ответчика 1 по которому сводятся только к заключению договоров, суд первой инстанции признал необоснованным, противоречащим в том числе размеру получаемого ООО "Алтесс Групп" вознаграждения.
Договор по управлению цехом N 17 от 01.10.2014, являясь смешанным договором комиссии и оказания услуг, в силу статей 990, 1005 ГК РФ влечет возникновение прав и обязанностей по сделкам, заключенным ООО "Алтесс Групп" непосредственно у последнего, хотя бы ОАО "Тольяттиазот" и названо в договоре оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 как принципал ООО "Алтесс Групп".
Договор оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 с ООО "Петрол Трейд Компании" заключен ООО "Алтесс Групп" от своего имени. Акты оказанных услуг по договору оказания транспортно-экспедиционных услуг подписывались ООО "Алтесс Групп", а не ПАО "Тольяттиазот".
Таким образом, права и обязанности из договора оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 возникают непосредственно у ООО "Алтесс Групп" перед истцом ООО "Петрол Трейд Компании", правовые основания для предъявления исковых требований солидарно к двум ответчикам отсутствуют.
Суд первой инстанции верно отметил, что наличие в договоре на оказание услуг по управлению цехом N 17 признаков договора оказания услуг, позволяющих квалифицировать его как смешанный договор агентский и договор оказания услуг, не влекут за собой прямой ответственности ПАО "Тольяттиазот" перед ООО "Петрол Трейд Компании", поскольку по договору оказания услуг обязанным перед заказчиком является непосредственно исполнитель, отвечающий перед заказчиком в том числе и за действия привлеченных им третьих лиц.
Договор, заключенный между истцом и ответчиком 1 судом первой инстанции правильно квалифицирован как договор возмездного оказания услуг, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 N 626, операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок.
Пунктом 5 Положения определено, что оператор вправе: получать соответствующее вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены договором; выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения, взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора. Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.
Учитывая названные положения действующего законодательства, в целях обеспечения своей деятельности операторы железнодорожного подвижного состава заключают с перевозчиком договоры об организации перевозки или организации расчетов за грузоперевозки, оказывают своим клиентам услуги по организации расчетов с перевозчиком за перевозку груза и по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозки груза, обеспечивают оформление перевозочных документов, предъявление и выдачу груза, погрузочно-разгрузочные работы, проверку соответствия груза требованиям о таре, упаковке, маркировке, страхование грузов, таможенное оформление, диспетчерское слежение, уведомление о доставке и прочие услуги.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как установлено судом в силу пункта 2.2 договора от 10.12.2015 исполнитель принял на себя обязанность при оказании транспортно-экспедиционных услуг подавать в соответствии с заявкой под погрузку на станцию Химзаводская (Куйбышевской ж.д.) технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
В свою очередь, заказчик согласно пункту 2.2.6 договора, подписав его, добровольно принял на себя обязанность, если иное не предусмотрено соглашением сторон, обеспечить нормативный срок нахождения предоставленных исполнителем вагонов на станциях погрузки/выгрузки в течение не более 5 суток.
Пунктами 7 и 8 подписанного ответчиком без разногласий протокола N 17 согласования договорной цены к договору также был установлен нормативный срок для операций погрузки вагонов - 5 суток и срок оборота вагона на территории государства - Финляндия - 10 суток.
Этими же пунктами 7 и 8 Протокола определена ответственность за нарушение нормативных сроков погрузки вагонов и за нарушение срока оборота вагона на территории государства Финляндия в виде штрафа в размере 2000 руб. за каждые сутки, превышающие нормативный срок
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как было указано выше, ответчиком 1 добровольно и без замечаний были подписан с истцом Протокол согласования договорной цены N 17 к договору от 10.12.2015 в котором стороны обоюдно согласовали условия и размер ответственности заказчика за нарушение нормативного срока оборота вагонов.
Довод ответчика 1 о том, что согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные сроки погрузки и оборота вагонов, исчисляемые сутками, должны исчисляться с даты, следующей за днем прибытия вагонов, подлежит отклонению.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В пунктах 7 и 8 Протоколов согласования договорных цен N 17 и N 18 сторонами установлено, что время нахождения вагона под погрузкой рассчитывается с даты прибытия вагона на станцию погрузки до даты отправления вагона со станции погрузки, определяемых по дате в календарных штампах в железнодорожных накладных.
Время оборота вагона на территории государства Финляндия рассчитывается с даты отметки о передаче груза - груженого вагона на станции Бусловская (эксп.), Октябрьская ж.д. до даты отметки о передаче груза - порожнего вагона на станции Бусловская (эксп), Октябрьская ж.д., определяемых по дате в календарных штампах в железнодорожных накладных (пункт 8 Протокола N 17).
Из составленного истцом расчета стоимости сверхнормативного простоя вагонов суд усматривает, что за период с даты прибытия вагона на станцию отправления Химзаводская до даты отправления вагона истцом рассчитывается срок простоя вагона, в который не включается дата прибытия вагона на станцию отправления.
Таким образом, доводы ответчика 1 о необоснованном начислении в связи с этим суммы штрафа подлежат отклонению.
Оценивая доводы ответчика 1 о том, что дата отправления вагона со станции также не подлежит включению в период простоя, поскольку нормативный срок простоя вагонов на станциях погрузки/разгрузки вагонов был определен "до даты отправления вагона со станции" и составляет неполные сутки, суд признал необоснованными.
Пунктами 7 Протоколов согласования договорной цены N 17 и N 18 определено, что дата отправления вагона со станции определяется по дате в календарных штампах в железнодорожных накладных.
Суд первой инстанции обоснованно применил пункты 2 и 2.6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 245 от 07.08.2015, согласно которым: дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная), а неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные.
При этом как разъяснено в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик 1 ссылается на то, что при определении окончания сроков простоя вагонов следует применять правило, установленное статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что к правоотношениям сторон правило статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменимо.
Заключенным между сторонами договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг предусмотрен нормативный срок простоя вагонов в течении 5 суток под погрузкой/разгрузкой и в течении 10 суток срок оборота на территории Финляндии.
Условия договора, транспортные накладные и иные документы, позволяющие оценивать правоотношения между сторонами свидетельствуют о том, что технологические операции по использованию вагонов, их простою, погрузке/разгрузке, сроков доставки вагонов осуществляются круглосуточно и не приостанавливаются в какие-либо нерабочие дни, субботу или воскресенье и иное ответчиками не доказано.
Ввиду изложенного доводы ответчика о необоснованном начислении в связи с этим суммы штрафа обоснованно отклонены.
Довод ответчика о том, что истец отказался от права на предъявление требований о взыскании штрафа за сверхнормативный простой путем подписания после завершения отношений по каждому вагону акта сверки расчетов без включения в них задолженности за сверхнормативный простой является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права (осуществления права) по договору - это заявление управомоченного лица о том, что оно отказывается от использования этого права.
Отказ от права как распорядительная сделка имеет волевой характер и должен быть явно выражен и определен, то есть должен содержать явное и недвусмысленное намерение лица прекратить субъективное право.
Акты сверки взаимных расчетов сторонами пописаны в отношении расчетов за оказанные услуги и, исходя из буквального толкования их содержания, не содержат указания на отказ (заявления об отказе) ООО "ПТК" от иных финансовых требований, в данные акты не включенных.
Поскольку на момент составления актов сверки взаимных расчетов ООО "ПТК" еще не воспользовался своим правом на предъявление требования об оплате предусмотренного договором штрафа за сверхнормативный простой, указанные суммы еще не были начислены и не были отражены в бухгалтерском учете.
Представленные в дело акты сверки взаимных расчетов не являются ни отказом от права (пункт 2 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), ни сделкой (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации), ни каким-то иным законным основанием для прекращения обязательств (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По данному доводу ООО "Алтесс Групп" подавало исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы. Рассматривалось дело N А40-17099/2022, по которому в исковых требованиях истцу ООО "Алтесс Групп" (в настоящем деле ответчик 1) было отказано в полном объеме 22.06.2022.
Ответчик 1 в отзыве на иск утверждает, что истцом нарушены условия договора (заявки) по объемам подсыла вагонов (подсылались после приостановления подсыла), в связи с чем, ответчик 1 не может нести ответственность за нарушение сроков грузовых операций.
Относительно довода о том, что ответчик 1 просил приостановить подсыл вагонов, а истец этого не сделал, нет доказательств того, что истец не приостановил вагоны. Поскольку вагоны уже были заадресованы, приостановить их подсыл по техническим причинам было уже невозможно.
Как верно указано судом первой инстанции, договором не предусмотрена обязанность истца (исполнителя) приостановить подсыл вагонов немедленно после просьбы ответчика (заказчика). Изменение заказанного объема вагонов в меньшую сторону является новой заявкой, которой заказчик предлагает исполнителю изменить заявку прежнюю. В соответствии с пунктом 2.2.1 заявка должна быть подана заказчиком исполнителю не позднее пяти рабочих дней до планируемой даты начала перевозки. Данный срок ответчиком не учтен, в связи с чем вагоны были уже заадресованы на конкретную станцию погрузки и истцом понесены расходы на отправку данных вагонов.
При этом истцом по просьбе ответчика 1 предпринимались меры в целях приостановления подсыла вагонов, соответствующие письма были направлены собственнику вагонов - АО "ЛП Транс".
Порожние вагоны заадресовываются на станцию отправления с согласия собственника, после зааадресации технически перенаправить вагон занимает значительное время, примерно от 5 рабочих дней. Также отмена или перенос отправки вагона требует значительных финансовых затрат и времени для получения согласия собственника с целью переадресации вагона на другую свободную станцию. Затоваривание станции Химзаводская, если это случалось, и если это стало причиной простоя, произошло в результате непоследовательных действий ответчика: сначала подавалась заявка на один объем, потом сразу приостановка с нарушением срока, предусмотренного договором для подачи заявки (для изменения заявки иной срок не договором установлен).
При этом простои возникли в ходе непоследовательных действий ответчика 1, касаемо подачи заявок. Ответчик 1 неоднократно в неразумные сроки сначала подавал заявку, через небольшой промежуток времени направлял истцу письма о простановке вагонов. При этом ответчик 1 не учитывал, что приостановка является длительным процессом, требующим определенных финансовых, временных затрат.
Довод ответчика 1 о том, что истец нарушил условия заявки, то есть превысил количество вагонов, правомерно признан необоснвоанным, так как доказательства превышения условий заявки (электронных переписок, официальных писем заявок и т.д.) отсутствуют.
В настоящее дело истец прикладывает акты об оказанных услугах, являющиеся доказательством того, что в спорный период истцом поставлялись ответчику вагоны во исполнение заключенного договора. Акты подтверждают, что услуги по предоставлению вагонов оказаны истцом ответчику в полном объеме и в срок; ответчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Об этом в актах сделано совместное заявление сторон, подписанное генеральным директором ООО "Алтесс Групп" и генеральным директором ООО "ПТК".
Ответчик 1 также указывает, что истцом по заявкам по договору подавались технически неисправные вагоны, не годные под перевозку грузов и коммерчески непригодные вагоны. Ответчик также указал, что истцом подавались вагоны, непригодные для экспортных операций.
Суд отклонил данные доводы ответчика 1 на основании следующего.
Подача истцом ответчику исправных (пригодных) в коммерческом и техническом плане вагонов на экспорт подтверждается подписанными сторонами актами об оказанных услугах, в которых стороны согласовали, что услуги по предоставлению вагонов оказаны истцом ответчику в полном объеме и в срок; ответчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Сторонами не представлено в дело никаких доказательств устранения имевших место недостатков вагонов (доказательств производства ремонта и/или очистки), но в деле есть доказательства того, что вагоны были загружены и отправлены по маршруту перевозки на экспорт (накладные СМР об отправке с грузом в Финляндию), что было бы невозможно, если бы они были признаны негодными для отправки по заграничному направлению.
К отношениям сторон по забраковке вагонов применимы нормы Устава железнодорожного транспорта и принятых в соответствии с ним обязательных для исполнения Правил.
Представленные ответчиком 1 акты о забраковке не доказывают поставку не соответствующих требованиям по качеству вагонов, поскольку являются односторонними, не соответствуют требованиям законодательства, включая подзаконные акты, обязательные для исполнения в РФ, не содержат указания на неисправность как причину забраковки, лишь часть из них истец получил во время исполнения договора, остальные представлены при рассмотрении настоящего дела в суде.
В соответствии с пунктом 2.1.2. договора исполнитель обязуется при оказании транспортно-экспедиционных услуг подавать в соответствии с заявкой под погрузку на станцию Химзаводская (Куйбышевской ж.д.) технически исправные и коммерчески пригодные вагоны. При получении уведомления от заказчика о неисправности вагонов, согласно пункту 2.2.9 настоящего договора, в течение 2-х рабочих дней предоставить инструкцию на отправку вагонов со станции погрузки.
Пунктом 2.2.9 договора установлено, что заказчик обязуется в случае обнаружения технических неисправностей вагонов, поданных под погрузку в соответствии с п.2.1.2.настоящего договора, совместно с уполномоченными представителями ОАО "РЖД" в течение 2-х рабочих дней произвести оформление акта общей формы или уведомления формы ВУ-23 (ВУ-25), и уведомить исполнителя посредством факсимильной или электронной связи (в виде сканированной копии) по адресу, указанному в пункте 9 настоящего договора.
Истолковав пункт 2.2.9 договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик 1 согласовал условия о необходимости привлечения сотрудников ОАО "РЖД" к составлению актов, в связи с чем доводы ООО "Алтесс Групп" об отсутствии необходимости участия сотрудников ОАО "РЖД" в составлении актов судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (действующего на момент спорных правоотношений) акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях в том числе для удостоверения следующих обстоятельств: неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях); подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя; повреждения вагона, контейнера; других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров (пункт 3.2 Правил).
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления (пункт 3.4 Правил).
В соответствии с пунктом 39.5 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте" факт наличия технической неисправности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23-м) или ВУ-25, коммерческой непригодности - актом формы ГУ-23. Наряду с оформлением актов, информация о признании непригодным собственного порожнего подвижного состава на железнодорожной станции назначения подлежит учету в журнале формы ВУ-14. Запись по неисправному/непригодному собственному порожнему вагону должна быть внесена в журнал формы ВУ-14 не позднее трех часов с момента раскредитования накладной (согласно отметке перевозочного документа).
Перевозчик обязан не позднее одного часа с момента внесения записи в журнал формы ВУ-14 уведомить получателя собственного порожнего вагона и его владельца о факте признания неисправным/непригодным собственного порожнего вагона на железнодорожной станции назначения.
Информирование отправителя или владельца вагона (в случае если он не выступает отправителем) об отказе получателя в приеме вагонов производит перевозчик.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Представленные в материалы дела ответчиком акты общей формы не содержат сведений о составлении их уполномоченными представителями ОАО "РЖД".
Сведения о том, чьими работниками являются, и чьи интересы представляют физические лица их составившие - в большинстве актов отсутствуют.
Имеющиеся на некоторых актах о технических неисправностях вагонов треугольные штампы цеха N 17 свидетельствуют о том, что все данные акты общей формы, представленные ответчиком 1 в подтверждение как технической, так и коммерческой неисправностей вагонов, составлены в отсутствие истца и представителей ОАО "РЖД", в одностороннем порядке сотрудниками цеха N 17, что не отвечает ни вышеперечисленным Правилам составления данных актов, ни условиям, согласованным сторонами в пункте 2.2.9 договора оказания услуг.
Конкретные неисправности, обнаруженные в вагоне, в актах подробно не описаны.
Какие-либо иные доказательства того, что перечисленные ответчиком 1 в контррасчетах вагоны имели технические или коммерческие неисправности в материалах рассматриваемого дела отсутствуют. Дефектные ведомости на ремонт подвижного состава, которые составляются в случае производства ремонтных работ вагоноремонтным депо для устранения неисправностей, в деле отсутствуют.
Представленные ответчиком 1 акты общей формы или какие-либо другие доказательства не свидетельствуют о неприемке вагонов ответчиком 1 и о возврате их истцу, а напротив подтверждают факт обратного.
Служебные записки ответчика 2, согласно которым ПАО "ТоАЗ" осуществляет вывоз отходов от очистки из Цеха N 17 не является прямым доказательством того, что вывозимые отходы являются следствием коммерческой неисправности вагонов, предоставленных именно истцом.
Ввиду изложенного, доводы ответчика 1 об исключении из суммы штрафа ввиду технической неисправности и коммерческой непригодности поданных вагонов, суд правомерно признал необоснованными.
Относительно довода о пригодности вагонов РФ и СНГ, пригодности на экспорт, а также того, как данная пригодность определяется РЖД судом учтено.
В соответствии со статьей 20 УЖТ РФ перевозчик (ОАО "РЖД") определяет техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов. Техническое обслуживание вагонов при подготовке их к перевозкам и их техническая пригодность определяется перевозчиком в соответствии с пунктом 2.5. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)" 808 -2017 ПКБ ЦВ, утв. в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.
Согласно пункту 2.5.2 Инструкции все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию с указанием пункта, железной дороги, государства назначения, государства-собственника, наименования груза и записью об этом в книге предъявления вагонов формы ВУ-14.
В форме ВУ-14 МВЦ в столбце 3 при предъявлении вагона к проверке указывается номер заявки и страна назначения. Сведения в столбцах 1 -4 заполняются приемо-сдатчиком при предъявлении вагона к проверке и заверяются его подписью. Если вагон годен для отправки с заявленным грузом по маршруту в заявленную страну назначения, в столбце 6 против него ставится отметка о годности, заверяется подписью осмотрщика вагонов.
Сведения для заполнения столбцов 1 -4 приемо-сдатчик получает из сопроводительных документов на вагон, в частности из железнодорожной накладной и из заявки на перевозку грузов (форма ГУ-12), которую в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта предоставляет перевозчику грузоотправитель с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений.
Согласно Правилам приема, перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 27.07.2015 N 228 (Далее - Правила N 228) заявки на перевозку порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, не предоставляются (пункт 3). Порожние вагоны направляются на станцию погрузки под заявку формы ГУ-12 на запланированную перевозку грузов в данных вагонов, которую предварительно размещает у перевозчика грузоотправитель будущего груженого рейса. Именно он в заявке ГУ -12 указывает, под какой груз и по какому направлению пойдет прибывший под эту заявку порожний вагон.
В соответствии с пунктом 2.2.3. договора заказчик (ответчик 1) обязуется обеспечить правильное, достоверное и полное оформление железнодорожных перевозочных документов, к которым в соответствии с действующим законодательством относится заявка формы ГУ- 12 на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Все спорные вагоны были заявлены грузоотправителем ПАО "ТоАЗ" в страны назначения Россия или страны СНГ и были признаны осмотрщиками годными. При этом вагоны, признанные негодными к отправке по экспортным маршрутам, без существенного деповского ремонта, которого не было в данном случае, не были бы отправлены по заграничному направлению, если бы были пригодны только к отправке по СНГ или РФ.
Тот факт, что вагоны в итоге отправились по маршруту на станцию Котка Муссало(Финляндия) подтверждает, что они были годны для иностранных перевозок, иначе их бы не принял перевозчик.
Таким образом, годность вагонов для перевозки по заграничным маршрутам подтверждается материалами дела: железнодорожными накладными, согласно которым эти же вагоны приняты перевозчиком для перевозки грузов в пункт назначения на территории Финляндии.
Вопреки доводам ответчика 1 ответчики в спорный период, а также после предъявления претензии о простое до подачи в суд искового заявления не направили истцу ни одного акта общей формы о поступлении неочищенных вагонов.
Указание в железнодорожной накладной "вагон порожний из-под определенного груза" не является доказательством подачи неочищенного вагона. Это обязательный реквизит железнодорожной накладной. Данные сведения грузоотправитель порожнего вагона обязан указать в накладной в соответствии с "Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (действовали до 07.09.2020). По новым правилам заполнения накладных указывается из -под какого груза порожний вагон, так как от этого (от категории груза) зависит тариф на перевозку порожнего вагона.
Отсутствие отметки в примечаниях об очистке грузоотправителем не доказывает неочистку. Вагон в силу прямого указания Устава железнодорожного транспорта должен быть очищен лицом, которое производило его выгрузку, если подается не очищенный вагон, он должен быть забракован в установленном порядке, по общему правилу не очищенных вагон возвращается лицу, которое его подало под погрузку, но может быть согласовано сторонами время для очистки получателем, чего в отношениях истца и ответчиков не было. То, что иные лица, с которыми ни у кого из сторон нет отношений производят очистку вагонов в течение 3 суток, на что указывает ответчик 1, не является основанием для продления срока погрузки на 3 суток в отношении вагонов, которые даже не были забракованы ответчиками по неочистке.
Ссылки ответчика 1 на договоры третьих лиц на очистку вагонов на специализированных пунктах очистки на железной дороге неприменимы к отношениям сторон, так как никто из участвующих лиц, и в том числе ответчик 1, не отправлял вагоны в пункты очистки.
Довод ответчика 1 о не составлении актов о сверхнормативном простое на станции погрузки и при обороте на территории Финляндии отклоняется судом, поскольку их составление не предусмотрено статьей 119 Устава железнодорожного транспорта, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, Правилами предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 31.03.2016 N 84.
Прочие доводы ответчика 1 исследованы судом первой инстанции и отклонены поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Ответчик 1, возражая относительно удовлетворения исковых требований по настоящему делу, не доказал приведенные им в отзыве обстоятельства для начисления штрафа в меньшем размере.
Все замечания ответчика 1 по расчету истец принял как обоснованные, уточнил исковые требования, снизив их.
Количество дней сверхнормативного простоя вагонов, по поддержанному истцом требованию, подтверждено документально. Исходя из данного количества дней истцом арифметически верно произведен расчет взыскиваемого штрафа, который ответчиком 1 документально не опровергнут.
Ответчик 1 в отзыве на иск заявил о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 73 названного Постановления, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Аналогичные разъяснения были даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Согласно пункту 2 данного Постановления при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333
Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки, поскольку ответчиком не подтверждена ее чрезмерность, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Размер штрафа, установленный статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, составляет за каждый час простоя каждого вагона 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов, то есть, десятикратный размер составляет 200 рублей в час.
За задержку минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, то есть, 400 рублей в час.
Следовательно, законный размер неустойки, аналогичной взыскиваемой в настоящем деле в отношениях между перевозчиком и участником перевозочного процесса, в сутки составляет 9600 рублей.
Заявленный к взысканию истцом штраф в размере 2000 руб., отвечает критерию разумности, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его снижения на основании статьи 333 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы об уменьшении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют предусмотренные данной нормой права основания для уменьшения неустойки.
Доводы апелляционной жалобы о неверной правовой квалификации правоотношений между ответчиками, отклоняются.
Суд первой инстанции обоснованно признал договор оказания услуг по управлению цехом N 17 от 01.10.2014 смешанным договором комиссии и оказания услуг, что в силу статей 990, 1005 ГК РФ влечет возникновение прав и обязанностей по сделкам, заключенным ООО "Алтессс Групп" непосредственно у последнего, хотя ПАО "Тольяттиазот" и названо в договоре оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 как принципал.
Договор оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 с ООО "Петрол ТрейдКомпани" заключен с ООО "Алтесс Групп" от своего имени. Акты оказанных услуг по договору оказания транспортно - экспедиционных услуг подписаны ООО "Алтесс Групп", а не ПАО "Тольяттиазот".
Поскольку права и обязанности из договора оказания транспортно- экспедиционных услуг от 10.12.2015 возникают непосредственно у ответчика ООО "Алтесс Групп" перед истцом ООО "Петрол Трейд Компани", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для предъявления исковых требований солидарно к двум ответчикам отсутствуют.
В связи с этим, также отклоняются доводы истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу о том, что заявленные требования должны быть удовлетворены к обоим ответчикам солидарно. Исковые требования, заявленные ко второму ответчику, судом первой инстанции правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2022 года по делу N А55-33250/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33250/2021
Истец: ООО "Петрол ТрейдКомпани"
Ответчик: ООО "Алтесс Групп", ПАО "Тольяттиазот"
Третье лицо: АО "ЛП Транс", ОАО "РЖД"