г. Челябинск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А76-11904/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2023 по делу N А76-11904/2023.
Федеральное казенное учреждения высшего образования "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" (далее - ФКУ Упрдор "Южный Урал", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дортех" (далее - ООО "Дортех", общество, ответчик) о взыскании неустойки (штрафа и пени) за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту от 22.12.2020 N 55 по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке км 374+000 - км 379+000 Курганская область за период с 21.07.2021 по 15.12.2021 в общей сумме 2840583,9 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.12.2023 (резолютивная часть решения объявлена 13.12.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласилось ФКУ Упрдор "Южный Урал" и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Оспаривает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для списания договорной неустойки. Полагает, что пункт 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику(подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Постановление N 783) исключает возможность списания неустоек по контрактам, условия которых изменены, что имело место в рассматриваемой ситуации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО "Дортех" против удовлетворения жалобы возражает.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.12.2020 между ФКУ Упрдор "Южный Урал" (заказчик) и ООО "Дортех" (подрядчик) по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт N 55 (л.д.18-25), по условиям которого в целях реализации программы дорожных работ подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке км 374+000 - км 379+000 Курганская область в соответствии с техническим заданием (Приложение N 8), а заказчик обязался принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта). Работы по ремонту объекта, указанные в пункте 1.1 контракта, выполняются иждивением подрядчика (пункт 1.2 контракта). Общая стоимость работ по контракту составляет 102657371 руб. (пункт 3.1 контракта). Календарные сроки выполнения работ по объекту определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2). Начало работ - с даты заключения контракта, окончание работ - 20.07.2021. Окончание работ по объекту подтверждается подписанием сторонами акта приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию (пункт 5.1 контракта). При нарушении контрактных обязательств подрядчиком заказчик удерживает или подрядчик уплачивает заказчику в порядке, предусмотренном условиями контракта, пеню за нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по контракту. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 11.6 контракта). За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) предусмотренных контрактом, размер штрафа 513286,86 руб. (0,5% цены контракта (этапа)) в том числе, в случае неисполнения трех и более предписаний заказчика, выданных в порядке пунктов 7.10, 12.4 контракта, в том числе в установленные в предписаниях сроки (пункт 11.8 контракта). Заказчик имеет право давать обязательные для исполнения подрядчиком предписания при обнаружении отступлений от Технического задания, нормативно-технических документов, контракта и приложений к нему. Предписания, выдаваемые заказчиком, оформляются по формам Приложений N 10 и N 11 к контракту (пункт 7.10 контракта). Заказчик вправе давать подрядчику письменное предписание: об удалении с ремонтной площадки в установленные сроки материалов, конструкций, изделий и оборудования, не соответствующих требованиям технической документации, Технического задания и условиям контракта; о замене их на новые материалы, конструкции, изделия и оборудование, удовлетворяющее требованиям контракта (пункт 12.4 контракта).
Сторонами подписаны дополнительные соглашения к контракту: от 24.12.2020 N 1; от 20.01.2021 N 2, от 09.02.2021 N 3, от 29.04.2021 N 4, от 19.08.2021 N 5, от 29.11.2021 N 6 (л.д.76-83).
В частности, дополнительным соглашением от 24.12.2020 N 1 стороны внесли изменения в контракт, согласовали общую стоимость работ по контракту - 102513705 руб. и установили новый размер штрафа - 512568,53 руб. (л.д.76). Дополнительным соглашением от 19.08.2021 N 5 стороны внесли изменения в контракт, согласовали общую стоимость работ по контракту - 102077110,53 руб. 53 коп. и установили новый размер штрафа - 510385,55 руб. (л.д.81). Дополнительным соглашением от 29.11.2021 N 6 стороны внесли изменения в контракт, согласовали общую стоимость работ по контракту - 99781792,47 руб. и установили новый размер штрафа - 498908,96 руб. (л.д.83).
Заказчиком подрядчику выданы предписания от 18.06.2021, 23.06.2021 и от 07.07.2021 об устранении нарушений правил производства дорожно-строительных работ в срок до 20.06.2021, 28.06.2021, 10.07.2021 соответственно (л.д.26-40).
Неисполнение указанных предписаний подрядчиком подтверждено актами освидетельствования выполненных работ и выявления дефектов (нарушений) от 23.06.2021, от 07.07.2021 и от 21.07.2021, подписанных в двустороннем порядке без замечаний и возражений.
В этой связи истец в соответствии с пунктом 11.8 контракта начислил ответчику штраф в сумме 510385,55 руб., предложив уплатить его в добровольном порядке претензией от 25.10.2021 N 01-11/4518.
Кроме того, из представленных в материалы дела справок о стоимости выполненных работ и затрат, актов о приемке выполненных работ (л.д.85-94), следует, что работы окончательно выполнены подрядчиком и приняты заказчиком 25.12.2021.
Поскольку предусмотренные контрактом работы выполнены ответчиком с нарушением установленных контрактом конечных сроков, истец направил ответчику претензию от 20.05.2022 N 01-11/2194 с требованием о перечислении начисленных в порядке пункта 11.6 контракта пеней в общей сумме 2330198,35 руб.
В ответ на претензии истца 30.06.2022 ответчик направил в адрес истца заявление о списании неустойки (л.д.64-69).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцом в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о наличии оснований для списания заявленной ко взысканию неустойки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В настоящем случае спорные правоотношения возникли в связи с исполнением сторонами подписанного ими государственного контракта от 21.12.2020 N 55 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке км 374+000 - км 379+000 Курганская область.
Отношения по поводу исполнения указанного контракта регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Закону N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Как указано выше положениями контракта установлена ответственность подрядчика: за нарушение условий контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (включая неисполнение трех и более предписаний заказчика, выданных в порядке пунктов 7.10, 12.4 контракта, в том числе в установленные в предписаниях сроки) - в виде штрафа в размере 0,5% цены контракта (пункт 11.8 контракта); за просрочку выполнения работ - в виде пени, начисляемых за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 11.6 контракта).
Таким образом, условия о неустойке сторонами согласованы надлежащим образом.
Нарушение ответчиком договорных обязательств ввиду неисполнения трех предписаний заказчика, выданных в порядке пунктов 7.10 и 12.4 контракта в установленные предписаниями сроки подтверждено представленными в материалы дела предписаниями заказчика и актами освидетельствования выполненных работ и выявления дефектов (нарушений) от 23.06.2021, от 07.07.2021 и от 21.07.2021, подписанных в двустороннем порядке без замечаний и возражений.
Нарушение ответчиком установленных контрактом сроков выполнения работ материалами дела подтверждено актами о приемке выполненных работ (при сроке выполнения работ - 20.07.2021 что работы фактически выполнены подрядчиком и приняты заказчиком 25.12.2021).
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным наличие оснований для начисления ответчику договорной неустойки (штрафа и пени).
Размер штрафа определен истцом в сумме 513286,86 руб. и ответчиком не оспаривается.
Пени начислены истцом за период с 21.07.2021 по 15.12.2021 в сумме 2330198,35 руб.
Со стороны ответчика представлены возражения в отношении указанного расчета пеней, из которых следует, что пени неправомерно начислены истцом на стоимость работ без учета внесенных в контракт изменений. В соответствии с представленным ответчиком контррасчетом пеней (с учетом изменения стоимости работ по контракту) размер начисленных в соответствии с условиями контракта пеней за период с 21.07.2021 по 15.12.2021 составил 1616004,87 руб. (л.д.70). Этот контррасчет ответчика принят судом первой инстанции и возражений в отношении позиции суда первой инстанции в указанной части подателем апелляционной жалобы не приведено.
Таким образом, общая сумма обоснованно начисленных неустоек определена судом первой инстанции в размере 2129291,73 руб. (1616004,87 руб. + 513286,86 руб.). Так как возражений в отношении вывода суда первой инстанции в этой части сторонами не заявлено, оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
В то же время, в силу пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта при определенных условиях является обязанностью заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по контрактам.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков, связанных с исполнением государственных контрактов суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику(подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением утверждены Постановлением N 783.
На основании пункта 2 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно пункту 3 Постановления N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней); г) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в период с даты заключения контракта до даты представления предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 Постановления N 783).
В рассматриваемой ситуации сумма правомерно начисленных учреждением неустоек (2129291,73 руб.) не превышает 5% от уточненной цены контракта (99781792,47 руб.), что соответствует подпункту "а" пункта 3 Постановления N 783.
Предусмотренные контрактом обязательства подрядчика по выполнению работ (с учетом внесенных в контракт изменений) исполнены в полном объеме в 2021 году, что подтверждено соответствующими подписанными в двустороннем порядке актами приемки работ и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Истец указывает на наличие препятствующих списанию неустоек исключительных обстоятельств, поименованных в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 783, ввиду внесения дополнительными соглашениями сторон в контракт изменений в части стоимости работ.
Между тем, позиция истца в указанной части представляется основанной на неверном толковании положений Постановления N 783.
Так, по смыслу приведенных выше норм, обязательным условием списания заказчиком начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней), не превышающих 5 процентов цены контракта, является полное исполнение (подрядчиком исполнителем) обязательств. Исключение составляют лишь случаи, поименованные в пункте 2 Постановления N 783. Невыполнение обязательств по контракту в полном объеме вследствие наступления указанных в этом пункте обстоятельств не препятствует списанию начисленных, но не уплаченных неустоек.
Законодатель различает прекращение обязательства исполнением (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации) и прекращение обязательства по соглашению сторон (пункт 3 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ситуации, когда стороны государственного (муниципального) контракта заключают соглашение об уменьшении цены контракта, фактически прекращая неисполненные обязательства по контракту в остальной части, не по вине поставщика (подрядчика, исполнителя), а в связи с иными, не зависящими от последнего обстоятельствами, поставщик (подрядчик, исполнитель) не может быть лишен мер поддержки, установленных Постановлением N 783.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в настоящем случае дополнительные соглашения, изменяющие цену контракта, подписаны сторонами в связи с изменением размера доведенных главным распорядителем бюджетных средств (Федеральным дорожным агентством) лимитов бюджетных обязательств, на основании протоколов заседаний технического совета, технических решений. То есть, изменение цены контракта соглашениями сторон не было связано с виновными действиями подрядчика, в связи с чем, при условии соблюдения требований пункта 3 Постановления N 783, начисленные, но не уплаченные подрядчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) подлежали списанию заказчиком. Приведенные в апелляционной жалобе возражения истца в этой части подлежат отклонению.
Наличие предусмотренных законом оснований для списания правомерно начисленной истцом суммы неустоек является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований об их взыскании, на что правомерно указал суд первой инстанции.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2023 по делу N А76-11904/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11904/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЮЖНЫЙ УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ООО "Дортех"