г. Чита |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А19-14536/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О. А., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-14536/2022 по заявлению Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, ИНН 3811052051) к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654) о признании незаконным приказа N 618 от 06.07.2022, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН: 1023801547395, ИНН: 3811028531),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (далее - заявитель, НИИ Клинической медицины, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее - УФК по Иркутской области или Управление) N 618 от 06 июля 2022 года.
Определением суда от 22 августа 2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области, Фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-14536/2022 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, применение положений Бюджетного кодекса РФ в отношении некоммерческой негосударственной организации недопустимо, поскольку система исчисления налога на прибыль и другие счета иная, по-другому формируются регистры налогового и бухгалтерского учета, что говорит о неправомерной оценке доказательств и не применении действующих доказательств и нормативных документов, при вынесении решения судом первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что НИИ Клинической медицины не заключало договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, предусмотренный ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в связи с чем, не является объектом государственного финансового контроля.
Таким образом, по мнению заявителя, Федеральное казначейство не наделено полномочиями по осуществлению контроля за некоммерческими и коммерческими организациями на общей системе налогового учета и самостоятельном балансе (медицинскими организациями, не имеющими смету доходов и расходов и бюджетную роспись), учредителем или участником которых государство не является и расходованием средств обязательного медицинского страхования.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором УФК по Иркутской области с выводами суда первой инстанции согласилось, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТФОМС Иркутской области в своем отзыве позицию заявителя поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.11.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2023 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Сидоренко В.А. на судью Ломако Н.В.
Определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2023 года в соответствие с частью 1 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформирован состав суда, рассматривающий дело N А19-14536/2022, председательствующий судья Ломако Н.В., судьи - Будаева Е.А., Луценко О.А.
В судебном заседании 06 февраля 2023 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 17 часов 40 минут 08 февраля 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Управления от 06.07.2022 N 618 "О назначении внеплановой выездной проверки в Международном учреждении здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины" в Учреждении назначена проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского образования, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета с 11.07.2022.
Во исполнение приказа Управлением в адрес Учреждения направлено письмо от 06.07.2022 N 34-12-79/22-3963 "О предоставлении информации, документов, материалов", с приложением следующих документов: копии приказа Управления от 06.07.2022 N 618; запроса о предоставлении информации, документов, материалов и объяснений для проведения контрольного мероприятия.
НИИ Клинической медицины не согласившись с проведением контрольных мероприятий Управлением Федерального казначейства Иркутской области, обратилось в арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Учреждение считает, что в оспариваемом приказе не указаны основания для проведения внеплановой выездной проверки, а также отсутствует согласование с органами прокуратуры, установленные постановлением Правительства от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ N 336); в направленных в адрес заявителя документах, в нарушение п. 4.12.2, п. 4.13.1, п. 8.4 приказа Казначейства России от 01.03.2017 N 39 3 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия" (далее - Стандарт N 39), отсутствует идентификатор контрольного мероприятия, что является препятствием для Учреждения осуществить досудебный порядок защиты, путем подачи жалобы на портале gosuslugi.ru и нарушением законных прав и интересов Учреждения; назначение внеплановой выездной проверки УФК по Иркутской области является превышением своих полномочий, поскольку заявитель не получает денежных средств из бюджетов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 БК РФ главный администратор доходов утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации").
Согласно статье 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Предоставление бюджетам государственных внебюджетных фондов межбюджетных трансфертов их федерального бюджета предусмотрено статьей 129 БК РФ.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, закреплены статьей 133.1 БК РФ: в виде субвенций бюджетам ТФОМС; в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС.
Пунктом 1 статьи 133.2 "Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" БК РФ предусмотрено, что под субвенциями бюджетам ТФОМС из бюджета ФФОМС понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам ТФОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты (ст. 133.3 БК РФ).
Указанные выше субвенции зачисляются в бюджеты ТФОМС и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 133.2 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2021 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" утверждены соответствующие Правила (далее - Правила N 462).
Согласно пункту 2 Правил N 462 субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Расходование субвенций из бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ), это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, НИИ Клинической медицины включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 27.12.2019 N 1133-пп "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 29.12.2020 N 1201-пп "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Территориальные программы).
Территориальными программами в Разделе V "Финансовое обеспечение программы" закреплено, что медицинская помощь на территории Иркутской области оказывается за счет бюджетных ассигнований бюджета, областного бюджета и средств бюджета федерального Территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).
За счет средств федерального бюджета финансируется медицинская помощь в соответствии с Программами государственных гарантий бесплатного оказания помощи с указанием определенных периодов гражданам медицинской помощи с указанием определенных периодов.
Мероприятия, в рамках которых осуществляется обеспечение, также содержатся в Территориальных программах, в том числе: бесплатное оказание медицинской помощи гражданам (в рамках ОМС), проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации; проведение заместительной почечной терапии амбулаторного гемодиализа и перитониального диализа.
Судом также установлено и заявителем не оспаривается, что НИИ Клинической медицины включено в указанные мероприятия Территориальных программ.
Оплата медицинским организациям оказанных застрахованным гражданам по Программе ОМС осуществляется по утвержденным тарифам в пределах финансовых объемов предоставления медицинской помощи.
Программа обязательного медицинского страхования реализуется основе договоров, заключенных между участниками (Раздел IV Территориальных программ), в том числе это договоры о финансовом обеспечении, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Направления расходования средств ОМС, формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Программы ОМС, уровень тарифов на медицинские услуги в системе обязательного страхования, порядок их индексации, а также медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области устанавливаются в соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ Тарифным соглашением, заключенным между министерством здравоохранения Иркутской области, ТФОМС, страховыми медицинскими профессиональными некоммерческим организациями, профсоюзами медработников или их объединениями, представители которых включены в состав комиссии по разработке ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Соответственно, в силу приведенных законоположений медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Вместе с тем, статьей 266.1 БК РФ утвержден перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, в число которых входят юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Часть 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ закреплен перечень полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть полномочия переданы субъектам РФ, для организации и функционирования системы ОМС.
Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации проводится контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ полномочий (часть 4 статьи 6 Закона N 326).
Часть 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ закреплен перечень полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть полномочия переданы субъектам РФ, для организации и функционирования системы ОМС.
Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации проводится контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ полномочий (часть 4 статьи 6 Закона N 326).
На основании пункта 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, будучи элементом структуры бюджетной системы, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов представляют собой бюджетные фонды, отделенные от иных бюджетов в составе бюджетной системы Российской Федерации. Это означает, что бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов ОМС образованы вне бюджетов соответствующих субъектов РФ как основных финансовых фондов субъектов РФ, не входят в их состав. В то же время, государственные внебюджетные фонды, как федеральные, так и территориальные, не всецело независимы от бюджетов бюджетной системы. В бюджеты государственных внебюджетных фондов могут привлекаться денежные средства из бюджетов бюджетной системы в форме межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета (субвенции, субсидии). Так, в соответствии с бюджетным законодательством конкретного субъекта РФ в бюджет ТФОМС могут направляться бюджетные средства из бюджета соответствующего субъекта РФ, в ведении которого находится соответствующий территориальный фонд. Основания выделения соответствующих ресурсов также отнесены к регулирующим полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Законодательство России определяет бюджетный процесс как деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю.
Осуществление бюджетного процесса относительно бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе бюджетов ТФОМС, сходно с правовым режимом бюджетного процесса относительно бюджета Российской Федерации, а также бюджетов субъектов РФ. Это означает, что к утверждению и исполнению, ведению отчетности бюджетов ТФОМС, формированию доходов их бюджетов и осуществлению расходов их бюджетов БК РФ предъявляются такие же требования, как к федеральному и региональному бюджету, доходам и расходам бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
ТФОМС функционируют во взаимосвязи со страховыми медицинскими организациями, а также своими филиалами. В ходе исполнения бюджета они предоставляют им бюджетные средства на осуществление территориальной программы ОМС. Эти средства поступают в медицинские учреждения, организации в соответствии с договорами, заключенными со страховыми медицинскими организациями или филиалами ТФОМС. В случае предоставления бюджетных средств фондов ОМС медицинским учреждениям, организациям их деятельность подлежит контролю, в том числе на предмет целевого использования денежных ресурсов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НИИ клинической медицины является объектом государственного финансового контроля.
Управление Федерального казначейства по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Иркутской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства. Управление, как территориальный орган Федерального казначейства, реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе, законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами. (Положение об Управления федерального казначейства по Иркутской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316).
Федеральное казначейство осуществляет, в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В соответствии со ст. 269.2 БК РФ полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включают контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и государственных (муниципальных) заданий.
В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Довод заявителя, что осуществление контроля за использованием средств ОМС осуществляется фондом, рассмотрен судом первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Пунктом 6 статьи 14 Закона об ОМС установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Территориальный фонд ОМС, в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств ОМС, в том числе медицинскими организациями, а также проводит проверки и ревизии.
Порядок осуществления территориальными фондами ОМС контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержден Приказом Минздрава России от 26.03.2021 г. N 255н.
Таким образом, ТФОМС Иркутской области действительно осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями в рамках переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС.
Вместе с тем, статья 266.1. БК РФ определяет объекты государственного (муниципального) финансового контроля, а также органы его осуществляющие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 г. N 1235 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
Согласно действующему законодательству Российской Федерации ТФОМС Иркутской области не является органом, осуществляющим государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Как установил суд первой инстанции, оспариваемый приказ Управления от 06.07.2022 N 618 принят в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N1235, и поручением Федерального казначейства от 287.06.2022 N07-04-05/17-15853, внеплановая выездная проверка назначена в целях проверки осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда медицинского страхования и федерального бюджета, проверяемый период 2020-2021 годы.
Как установлено судом первой инстанции, согласно информации с сайта Федерального казначейства (https://roskazna.gov.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1537632/) 10 февраля 2022 года заместитель руководителя Казначейства провел совещание по вопросу проведения проверки осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования.
Совместно с представителями Контрольно-ревизионного управления в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования и территориальных органов Федерального казначейства (ТОФК) обсудили задачи и порядок взаимодействия по исполнению Казначейством России поручения Министра финансов Российской Федерации о необходимости проведения проверки использования средств ОМС во всех субъектах Российской Федерации по итогам 2020 и 2021 годов.
На заседании обсудили задачи и порядок взаимодействия по исполнению поручения Министра финансов Российской Федерации. По итогам совещания заместитель руководителя Федерального казначейства дал поручение подготовить внеплановое централизованное задание по вопросам, в том числе, оказания частными учреждениями медицинской помощи застрахованным лицам в рамках терпрограммы ОМС.
В силу статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ территориальным фондом ОМС заключается договор о финансовом обеспечении ОМС со страховой медицинской организацией (далее - СМО), типовая форма которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 г. N 1030н (далее - договор о финансовом обеспечении). В рамках указанного договора территориальный фонд ОМС осуществляет финансирование СМО по подушевому нормативу на количество застрахованных ею лиц.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС (далее - медицинские организации) и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС.
Типовая форма договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 г. N 1417н.
В рамках указанного договора медицинская организация обязана оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по территориальной программе), а страховая медицинская организация обязуется оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с договором.
В силу статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Таким образом, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии, по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе и средства федерального бюджета.
Тот факт, что оплата оказанной медицинской помощи происходит после предоставления медицинской помощи застрахованному лицу, не противоречит порядку финансирования медицинских организаций из средств ОМС.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что УФК по Иркутской области в соответствии с темой проверки может осуществлять финансовый контроль заявителя в части средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда медицинского страхования и федерального бюджета, проверяемый период 2020-2021 годы.
Довод общества, что в оспариваемом приказе не указаны основания проведения проверки в соответствии с постановлением Правительства от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля", а также проведение проверки не согласованно с органами Прокуратуры, постановлением Правительства от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора, муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты правительства российской Федерации", также обоснованно отклонены судом на основании следующего.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2022 году:
- не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки;
- внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, указанным в пункте 3 данного постановления.
Вместе с тем, согласно пункту 8 части 4 статьи 2 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Согласно пункту 2 указанного Положения Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, порядок организации и осуществления государственного финансового контроля не регулируется Федеральными законами N 248-ФЗ, 294-ФЗ, ограничения, установленные постановлением Правительства РФ N 448, N 336 не распространяются на государственный финансовый контроль.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное правовое регулирование и установленные обстоятельства, сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемым приказом права и законные интересы Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования НИИ клинической медицины не нарушались, на учреждение не возлагались незаконные обязанности, для него не создавались препятствия для осуществления деятельности в экономической сфере. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного учреждением требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-14536/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14536/2022
Истец: Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Ответчик: Управление федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ