г. Чита |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А10-4867/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2022 года по делу N А10-4867/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) о взыскании 1 106 425 руб. 14 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
при участии в судебном заседании представителя ООО "ЭкоАльянс" Макеевского А.П. по доверенности от 09.01.2023 N 5 и представителя Министерства Обороны Российской Федерации Хилинского В.Д. по доверенности от 06.10.2022 N 207/4/156д,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - истец, ООО "ЭкоАльянс", региональный оператор) обратилось с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ") о взыскании с учетом уточнения 1 106 425, 89 руб., в том числе: 843 403, 07 руб.- задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 N 230110000006 за период с апреля по декабрь 2019 года, 263 022, 82 руб.- неустойки за период с 14.05.2019 по 30.11.2021 с последующим начислением до даты фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
Указывает, что оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего представления.
Указывает, что Минобороны является бюджетным учреждением, вина в несвоевременной оплате услуг отсутствует; исполнение обязательств потребителем оказалось невозможным ввиду отсутствия своевременного выставления платежного документа с правильным определением объема оказанных услуг, т.е. по независящей от потребителя причинам.
Полагает, что имеются основания, предусмотренные статьей 401 ГК РФ, для освобождения учреждения от ответственности в виде неустойки или ее значительному уменьшению.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своего представителя ответчик в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 (Зона N 1) и от 20.06.2018 (Зона N 2, Зона N 3), заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", ООО "ЭкоАльянс" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
С 01.04.2019 региональный оператор приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
13.05.2019 ответчиком в лице ЖЭ(К)О N 10 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВКС в адрес ООО "ЭкоАльянс" направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении 16 домов с приложением необходимых документов и сведений о количестве проживающих - 1383 человека (документы представлены через систему подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" 07.07.2022).
Письмом от 08.07.2019 N 370/У/8/10-327 (представлено через систему "Мой Арбитр" 16.11.2022) ответчик известил регионального оператора о том, что в связи с проведением штатно-организационных мероприятий подписантом по контракту от 01.04.2019 N 09- 220519-02, по договору N 230110000006 будет начальник ЖКС N 12 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВКС.
ЖКС N 12 также направлена заявка истцу в отношении 16 домов (приложена к иску через систему "Мой Арбитр").
На основании указанных заявок ответчика ООО "ЭкоАльянс" направило в адрес ответчика (потребитель) контракт от 01.04.2019 N 230110000006 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (представлен при подаче иска через систему "Мой Арбитр").
По условиям указанного контракта (пункт 1.1) региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены в приложении N 1 к контракту, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, место сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определены приложениями N 1, N 2 к контракту Способ складирования ТКО - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункты 1.2, 1.3).
Дата начала оказания услуг - 01 апреля 2019 года (пункт 1.4 контракта).
Согласно пункту 2.1 под расчетным периодом по контракту понимается один календарный месяц.
Оплата услуг рассчитывается по цене, определенной в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке на услуги регионального оператора, в соответствии с приложением N 1 к контракту. Цена контракта составляет 843 403 рубля 07 копеек и включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг по контракту, налоги, сборы и иные обязательные платежи. Оплата по контракту производится путем 100% предоплаты от суммы контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств согласно приложению N 1 на указанный в контракте расчетный счет регионального оператора в течение 10 банковских дней со дня подписания контракта (пункты 2.1-2.6 контракта).
В разделе III контракта установлены права и обязанности сторон, в разделе IV - порядок фиксации нарушений по контракту.
Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2019 включительно (пункт 7.1).
В пункте 8.3 контракту согласована подсудность споров арбитражному суду Республики Бурятия.
В приложении N 1 к контракту установлен перечень объектов оказания услуги и объем ТКО, определенные в соответствии с заявкой ответчика.
В приложении N 2 к контракту установлен график вывоза отходов, в приложении N 3 - график платежей с указанием помесячного объема ТКО за период с апреля по декабрь 2019 года.
Истцом также представлен проект дополнительного соглашения к контракту в отношении периода с октября по декабрь 2019 года.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг за период с апреля по декабрь 2019 года послужило основанием для обращения в суд с иском.
Претензионный порядок урегулирования спора соблюден, в материалы дела представлена претензия с доказательством направления в адрес ответчика.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 8, 309, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", учел правовую позицию, сформулированную в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления присвоение статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.9 Закона об отходах производства и потребления установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Пунктом 1 статьи 24.7, пунктом 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные установлено, что операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I (1) которых предусмотрен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил (пункт 8 (15) Правил N 1156).
В материалы дела представлены заявки ответчика с указанием мест накопления ТКО.
Суд первой инстанции верно указал, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, соответственно у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом пункт 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Материалами дела установлено, что ответчиком оплата по оказанию услуг не произведена, в связи с чем, начисление неустойки является правомерным.
Расчет неустойки в сумме 263 022, 64 руб. произведен истцом за период с 14.05.2019 по 30.11.2021, начисленной за просрочку оплаты услуг по вывозу ТКО, с последующим начислением с 01.12.2021 по день фактической оплаты долга.
Поверив и признав расчет верным, суд первой инстанции взыскал неустойку в заявленном размере.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По правилам статьи 333 Гражданского кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку по ходатайству при доказанности ее несоразмерности.
Установив, что ответчик доказательств явной несоразмерности суммы взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства в материалы дела не представил, суд первой инстанции обоснованно отказал в ходатайстве об уменьшении неустойки.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для уменьшения размера неустойки и не усматривает несоразмерности взысканной неустойки последствиям нарушения обязательств.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательств по оплате поставленного ресурса, а также принятие всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а также не представил никаких доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уменьшения неустойки в порядке, предусмотренном статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие бюджетного финансирования либо недофинансирование ответчика, который по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а, следовательно, лишен иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты поставленной электрической энергии, лишь при представлении доказательств принятия им всех необходимых мер для получения денежных средств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательств наличия причин для невозможности исполнения надлежащим образом обязательств по договору ответчиком в дело не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2022 года по делу N А10-4867/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4867/2021
Истец: ООО ЭкоАльянс
Ответчик: ФГБУ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство Обороны РФ