город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2023 г. |
дело N А01-3399/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: прокурор отдела прокуратуры области Воробьев В.Ю.;
от Колесникова А.М.: представитель Калабашкина Ю.Н. по доверенности от 17.06.2019;
остальные лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Нагоева Заура Юрьевича, Управление лесами Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.12.2022 по делу N А01-3399/2021 по иску Прокуратуры Республики Адыгея (ИНН 0105020117, ОГРН 1020100710960) к Управлению лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802, ОГРН 1070105000536), Нагоеву Зауру Юрьевичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105043820, ОГРН 1040100552205), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея при участии третьих лиц: Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (ИНН 0105043139, ОГРН 1040100541381), Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604, ОГРН 1022301611298), Колесников Александр Михайлович о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Республики Адыгея (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Управлению лесами Республики Адыгея (далее - управление), индивидуальному предпринимателю Нагоеву Зауру Юрьевичу (далее - Нагоев З.Ю., предприниматель), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - УФРС), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея (далее - учреждение) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка с кадастровым номером: 01:04:5611003:1123 от 15.04.2020 N 480, заключенного между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым Зауром Юрьевичем, применить последствия недействительности указанной сделки; признать недействительным (ничтожным) договор аренды лесного участка с кадастровым номером: 01:04:5611003:1124 от 15.04.2020 N 481, заключенный между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым Зауром Юрьевичем; применить последствия недействительности указанной сделки; управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и филиалу государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея в течение 1 месяца после вступления решения арбитражного суда в законную силу исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об участках с кадастровыми номерами 01:04:5611003:1123 и 01:04:5611003:1124, а также исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве аренды земельных участков с кадастровым номером 01:04:5611003:1123 по договору аренды от 15.04.2020 N 480 и с кадастровым номером 01:04:5611003:1124 по договору аренды от 15.04.2020 N 481; признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами: 01:04:5611003:1123, площадью 3848 кв.м и 01:04:5611003:1124, площадью 9550 кв.м, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Колесников Александр Михайлович.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.12.2022 признан недействительным (ничтожным) договор аренды лесного участка с кадастровым номером: 01:04:5611003:1123 от 15.04.2020 N 480, заключенный между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым Зауром Юрьевичем. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды лесного участка с кадастровым номером: 01:04:5611003:1124 от 15.04.2020 N 481, заключенный между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым Зауром Юрьевичем. Суд обязал Нагоева Заура Юрьевича освободить лесной участок с кадастровым номером: 01:04:5611003:1123, площадью 3848 кв.м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20 и лесной участок с кадастровым номером 01:04:5611003:1124, площадью 9550 кв.м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20 в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении остальных требований отказано. Суд указал, что решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о лесном участке с кадастровым номером 01:04:5611003:1123, площадью 3848 кв.м, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20 и о лесном участке с кадастровым номером 01:04:5611003:1124, площадью 9550 кв.м, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20, а также для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах аренды лесных участков с кадастровыми номерами: 01:04:5611003:1123 по договору от 15.04.2020 N 480 и 01:04:5611003:1124 по договору от 15.04.2020 N 481, заключенными между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым Зауром Юрьевичем.
Не согласившись с указанным судебным актом, Нагоев Заур Юрьевич, Управление лесами Республики Адыгея обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Нагоев Заур Юрьевич просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что спорные земельные участки не огорожены, арендатором обеспечивается свободный доступ неограниченного круга лиц к водному объекту и береговой полосе.
В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель ссылается на то, что лесное законодательство не исключает возможность нахождения в границах лесных участков водных объектов. Сведения о водном объекте - балка Глубокая в ЕГРН не внесены, на публичной кадастровой карте не отражены. Отсутствие в договоре условий об обеспечении свободного доступа к объекту не поражает недействительность договора.
В отзыве на апелляционные жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В отзыве на апелляционные жалобы Колесников Александр Михайлович просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца и Колесникова А.М. просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе прокурорской проверки было установлено, что земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 01:04:5611003:1123, 01:04:5611003:1124 находятся в пользовании предпринимателя Нагоева З.Ю. на основании договоров аренды от 15.04.2020 N 480, N 481, соответственно, заключенных с Управлением лесами Республики Адыгея.
Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 31.10.2012 на основании межевых планов, подготовленных кадастровым инженером Бандурко Л.М., что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Как указывает прокуратура, надзорные мероприятия показали, что при формировании вышеназванных земельных участков в их границы включена часть водного объекта общего пользования - б. Глубокая, сведения о которой содержатся в государственном водном реестре за N 06020001112508100004610.
Таким образом, часть земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5611003:1123, 01:04:5611003:1124 покрыта поверхностными водами, что в свою очередь указывает на их принадлежность к землям водного фонда. Однако, как указывает прокурор в исковом заявлении, вышеназванные обстоятельства не были учтены при межевании указанных земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет, что повлекло неправомерное отнесение земель, покрытых поверхностными водными объектами, к землям лесного фонда, а также передаче их в аренду на основании договоров от 15.04.2020 N 480, N 481, заключенных между Управлением лесами Республики Адыгея и Нагоевым З.Ю.
Из материалов дела видно, между Управлением лесами Республики Адыгея и ИП Нагоевым Зауром Юрьевичем был заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 480 от 15.04.2020, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,3848 га, месторасположения - Республики Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20, с кадастровым номером 01:04:5611003:1123, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности (пункт 1.1, 1.2).
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (пункт 6.1.).
Акт приема-передачи лесного участка является приложением N 5 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611003:1123 обременен арендой (запись от 26.05.2020 N 01:04:5611003:1123-01/030/2020-2) срок действия с 26.05.2020 на 49 лет по договору договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 480 от 15.04.2020.
Кроме того, между Управлением лесами Республики Адыгея и ИП Нагоевым Зауром Юрьевичем был заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 481 от 15.04.2020, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,9550 га, месторасположения - Республики Адыгея, Майкопский район, Первомайское лесничество, Тульское сельское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 20, с кадастровым номером 01:04:5611003:1124, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности (пункт 1.1, 1.2).
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (пункт 6.1).
Акт приема-передачи лесного участка является приложением N 5 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611003:1124 обременен арендой (запись от 26.05.2020 N 01:04:5611003:1124-01/030/2020-2) срок действия с 26.05.2020 на 49 лет по договору договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 481 от 15.04.2020.
Водный объект "Балка Глубокая, у ст-цы Тульская" с кодом 06020001112508100004610 внесена в государственный водный реестр согласно Положению о ведении государственного водного реестра, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, под данным государственного водного кадастра РФ (справочное издание "Ресурсы поверхностных вод СССР. Гидрологическая изученность" том 8).
Согласно сведениям из государственного реестра балка Глубокая входит в водохозяйственный участок реки Белая и впадает в реку Белая, т.е. имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водами, что свидетельствует о том, что балка Глубокая не обособлена и не изолирована.
Указывая на то, что часть балки Глубокая распложена в границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5611003:1123 и 01:04:5611003:1124, действующее законодательство не предусматривает передачу в аренду водного объекта, прокуратура обратилась с иском в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (пункт 1) разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 1 Закона N 2202-1 прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статьей 52 Кодекса.
В силу части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) по общему правилу, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
В силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. С государственной регистрацией прав данный Закон связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Как разъяснено в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. При этом ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления N 10/22).
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) разграничение государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную осуществляется в соответствии с федеральными законами. В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
В обоснование заявленного иска прокурор ссылается на то, что спорные земельные участки предоставлены предпринимателю в аренду с нарушением земельного и водного законодательства.
В силу статьи 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Согласно статье 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
На основании статьи 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что водный объект "Балка Глубокая, у ст-цы Тульская" с кодом 06020001112508100004610 внесена в государственный водный реестр согласно Положению о ведении государственного водного реестра, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, под данным государственного водного кадастра РФ (справочное издание "Ресурсы поверхностных вод СССР. Гидрологическая изученность" том 8).
Согласно сведениям из государственного реестра балка Глубокая входит в водохозяйственный участок реки Белая и впадает в реку Белая, т.е. имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водами, что свидетельствует о том, что балка Глубокая не обособлена и не изолирована.
Из публичной кадастровой карты, размещенной в сети Интернет, усматривается, что часть балки Глубокая расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5611003:1123 и 01:04:5611003:1124.
Таким образом, материалами дела подтверждено нахождение на спорных участках необособленного водного объекта - балка Глубокая, которая входит в водохозяйственный участок реки Белая и впадает в реку Белая.
Согласно информации Отдела водных ресурсов по РА Кубанского бассейнового водного управления (исх. N 139 от 17.06.2021) балка Глубокая, расположенная в поселке Тульском Майкопского района Республики Адыгея, учтена в государственном водном реестре, является водохозяйственным участком реки Белой (код водного объекта 06020001112508100004610).
Факт расположения части водного объекта - балки Глубокой в границах спорных участков подтверждается и заключением Управления Росреестра по Республике Адыгея от 21.06.2021 и заключением специалиста (кадастрового инженера) от 14.06.2022.
Балка Глубокая включена и в Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.05.2008 года N 101.
Кроме того, довод заявителя об отсутствии соответствующих сведений в реестре не может быть принят в качестве доказательства незаконности судебного акта в связи с тем, что отсутствие в ЕГРН или публичной кадастровой карте сведений о наличии в пределах спорных участков водного объекта не свидетельствует о его фактическом отсутствии в границах участка. Обстоятельства существования водного объекта и включения в границы участков части водного объекта и его береговой линии могут быть установлены судом (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 5-КГ18-12).
С учетом изложенного, соответствующие доводы апелляционной жалобы управления отклоняются судом апелляционной инстанции.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи в аренду водного объекта под видом земельного участка, и земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта, спорные участки образованию не подлежали, в связи с чем, управление лесами было не вправе распоряжаться такими земельными участками.
Оспариваемыми сделками нарушены права Российской Федерации, поскольку водным объектом, относящимся к федеральной собственности, распорядился неуполномоченный орган.
Передача в собственность земельного участка с водным объектом общего пользования лишила права граждан на свободный доступ к нему и бесплатное использование его для личных и бытовых нужд.
В апелляционных жалобах заявители ссылаются на то, что отсутствие в договоре условий об обеспечении свободного доступа к объекту не поражает недействительность договора.
Действительно, согласно правовой позиции, изложенной в Определении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2019 N 308-ЭС19-12241, вывод судов о недействительности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, если в нем отсутствует условие об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, является неверным, поскольку невключение указанного условия в договор аренды земельного участка само по себе не является основанием для признания его недействительным и не освобождает арендатора от необходимости соблюдения требований закона. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 N 307-ЭС18-23804, от 06.12.2016 N 306-ЭС16-15938.
Вместе с тем, указанные доводы не имеют правового значения при установлении судом факта формирования земельных участков под водным объектом и факта распоряжения спорными земельными участками неуполномоченным лицом.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.12.2022 по делу N А01-3399/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3399/2021
Истец: Прокуратура Республики Адыгея
Ответчик: Нагоев Заур Юрьевич, Управление лесами Республики Адыгея, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
Третье лицо: Колесников Александр Михайлович, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по РА, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ