г. Самара |
|
14 февраля 2023 г. |
дело N А55-7731/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Адонина Е.К., доверенность N 191 от 24.11.2020, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Трансгруз" и от третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Трансгруз" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2022 года по делу NА55-7731/2022 (судья Шабанов А.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Трансгруз" (ОГРН 1026303510155, ИНН 6367651696) о взыскании,
третьи лица: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Самарской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Трансгруз" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 781/21-МКД/ЮЛ от 05.10.2021 за период с 19.10.2020 по 21.10.2020 в размере 10 823,78 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Самарской области.
Решением от 25.11.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом применен закон, не подлежащий применению - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила 1156), статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 7 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ и статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Ответчик является застройщиком в связи с чем, у него отсутствует статус потребителя (собственника ТКО), подтверждением которого являлся факт того, что в отношении всего объекта были заключены договоры участия в долевом строительстве (ДДУ), в соответствии с которыми застройщик обязан был построить и передать объект участникам долевого строительства.
При таких обстоятельствах ответчик считает, что Правила 1156, подпункт 7 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, статьи 157.2 ЖК РФ, к отношениям сторон не применяются.
Публичные правоотношения, предусмотренные статьей 426 ГК РФ, между сторонами отсутствуют.
Также резолютивная часть решения в нарушение пункта 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не содержит вывода об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части заявленных требований, а также один из идентификаторов истца и ответчика, что является нарушением судом норм процессуального права и основанием для отмены обжалуемого решения.
Представитель истца отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик представил возражения на отзыв истца.
Представители ответчика и третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, возражениями ответчика на отзыв истца, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс" утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора.
Федеральным Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено правило, в соответствии с которым региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг является публичным для Регионального оператора.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Во исполнение абзаца 2 пункта 8 (17) Постановления Правительства РФ N 1156 региональным оператором опубликовано предложение о заключении и типовой договор для потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также посредством публикации в газете "Волжская коммуна" N 343 (30578) от 25.12.2018.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08. августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Пункт 8(4) Постановления Правительства N 1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
В установленный Постановлением Правительства N 1156 срок заявка от ООО "Специализированный застройщик "Трансгруз" не поступила.
Согласно пункту 8(18) постановления Правительства РФ N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании изложенного, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 781/21-МКД/ЮЛ от 05.10.2021 по типовой форме договора, в связи с чем, доводы ответчика о незаключенности договора являются необоснованными.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, и в соответствии с пунктом 16 договора во взаимосвязи с приложением N 1 стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 781/21-МКД/ЮЛ от 05.10.2021 был досрочно расторгнут на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом между управляющей организацией ООО "Визит-М" и застройщиком ООО "Специализированный застройщик "Трансгруз" N02/2020 от 22.10.2020., N03/2020 от 22.10.2020, N04/2020 от 22.10.2020.
За период с 19.10.2020 по 21.10.2020 региональным оператором были оказаны ответчику услуги в сумме 10 823,78 руб., исходя из расчета: 111 845,76 руб. (сумма в месяц) /31 день (количество дней в октябре) х 3 дня (количество дней задолженности) = 10 823, 78 руб. (общая сумма задолженности).
Для оплаты задолженности истцом ответчику был выставлен универсальный передаточный документ N МД10-000800 от 05.10.2021, который ответчик не оплатил, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что заявленные к взысканию услуги истцом не были оказаны. Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Оказание спорных услуг подтверждено истцом универсальным передаточным документом N МД10-000800 от 05.10.2021, направленным в адрес ответчика.
Кроме этого, факт оказания услуг в заявленном размере подтвержден истцом налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость. В книге продаж ООО "ЭкоСтройРесурс" за период 2021 года зарегистрирована счет-фактура (УПД) МД10-000800 от 05.10.2021 на сумму 10 823,78 (в том числе НДС 1083,96), выставленные в адрес ООО "Специализированный застройщик "Трансгруз".
В силу пункта 16 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Правилами N 1156, предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. Доказательств составления таких актов ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах требование истца судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод ответчика о том, что он является застройщиком, в связи с чем, у него отсутствует статус потребителя и следовательно обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО, отклоняется как необоснованный.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) возложена на застройщика (лицо, обеспечивающее строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных собственникам по передаточному акту или иному документу, о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Многоквартирные жилые дома по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 219, ул. Маяковского, д. 45, ул. Пушкина, д. 196, введены в эксплуатацию 19.10.2020 разрешением Министерства строительства Самарской области N 63-301000-180-2018.
В соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ ответчик как застройщик указанного многоквартирного дома обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Застройщиком ООО "Специализированный застройщик "Трансгруз" договоры с управляющей организацией ООО "Визит-М" были заключены 22.10.2020.
С 2019 обращение с ТКО признано коммунальной услугой (по аналогии с отоплением, водоснабжением и др.) поэтому на него распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам.
Императивно установленная обязанность оплачивать коммунальные услуги не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя таких услуг, поскольку коммунальные услуги потребляются в процессе любой экономической деятельности.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для регионального оператора.
Законодательство исходит из презумпции образования ТКО, в том числе при осуществлении предпринимательской/коммерческой деятельности. Оказание услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области является обязанностью исключительно регионального оператора. Потребитель обязан складировать ТКО только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Отсутствие оборудованной контейнерной площадки не является основанием считать услугу не оказанной. Ответчик имеет право складировать ТКО в любом официально разрешенном и организованном месте накопления отходов, откуда истцом производится вывоз мусора.
Из расчета истца следует, что период для начисления платы за вывоз ТКО, определен только до передачи домов по договорам управления в управляющую организацию.
Довод ответчика о необоснованном применении судом первой инстанции Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, статей 157.2, подпункта 7 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ и статьи 426 ГК РФ сводится лишь к тому, что ответчик не является собственником ТКО. Указанный довод основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, отклоняется как необоснованный.
Также отклоняется довод ответчика о нарушении судом первой инстанции части 5 статьи 170 АПК РФ при изложении резолютивной части решения, поскольку резолютивная часть изложена судом первой инстанции правильно.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2022 года по делу N А55-7731/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Трансгруз" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7731/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО "Специализированный застройщик "Трансгруз"
Третье лицо: Деапртамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕНОВОГО И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Инспекция ФНС по Советскому району г. Самары, Межрайонная ИФНС России N22 по Самарской области