г. Москва |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А41-43071/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22, по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о признании,
при участии в судебном заседании:
от ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1 ФМБА России" - Пентегов И.С. по доверенности от 12.01.2023;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования г. Байконур (далее - ТФОМС, заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконными акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 07.04.2022, проведенной ТФОМС, и выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 29 199 927, 83 руб., а также штрафа в размере 2 919 992, 78 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22 заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что решение суда первой инстанции обжалуется только в части отказа в удовлетворении заявленных требований (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя учреждения, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ТФОМС проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 07.04.2022, которым заявителю предложено перечислить использованные не по целевому назначению средства в сумме 29 199 927, 83 руб., штраф в размере 2 919 992, 78 руб., а также пени в общей сумме 667 898 руб.
Требование о перечислении пеней не оспаривается.
Не согласившись с вынесенным актом от 07.04.2022, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС)- исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации. Таким образом, средства ОМС обеспечивают расходы на оказанную медицинскую помощь.
На основании пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правильно применив нормы права, обоснованно исходил из следующего.
1. По эпизоду нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 4 574 061, 43 руб. на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, заявитель ссылается на то, что отнес расходы по оплате дополнительных отпусков своих сотрудников в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1993 N 1282 "О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в Российской Федерации" (далее - постановление N 1282), а также на относимость территории космодрома Байконур и г. Ленинска (ныне г. Байконур) к районам с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, что подтверждается Соглашением стран СНГ о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26.06.1992 и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.1994 N 1122, на принятие Общегородского территориального соглашения, согласно которому всем работникам муниципальных организаций предоставляются 8 (восемь) календарных дней дополнительного отпуска за работу в зоне экологического кризиса и коллективный договор, действующий в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России.
Пунктом 9 постановления N 1282 для работников предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, министерств и ведомств, командируемых на космодром "Байконур" для выполнения специальных работ, на период пребывания на космодроме установлены льготы согласно приложению N 1 к постановлению N 1282.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к постановлению N 1282 для работников предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, министерств и ведомств, командируемых на космодром "Байконур" для подготовки и проведения испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ (далее именуются - работники), на время пребывания на космодроме устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 1 рабочий день за каждый месяц пребывания на космодроме, но не более 7 рабочих дней (как в зоне экологического предкризисного состояния).
Таким образом, постановление N 1282 не регулирует вопросы установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам медицинских организаций города Байконур, постоянно проживающим и осуществляющим свою основную трудовую деятельность непосредственно по месту своего постоянного проживания - территории города Байконур и в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования города Байконур, которые ввиду указанных обстоятельств не являются командированными на космодром "Байконур" работниками для подготовки и проведения испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ.
Ссылка заявителя на общегородское территориальное соглашение, заключенное между Общественной организацией "Первичная профсоюзная организация комплекса "Байконур" Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" и руководителями государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Администрации города Байконур, в которых предоставление дополнительных дней отпуска финансируется за счет средств бюджета города Байконур не может быть принята судом, поскольку заявитель не находится в ведении администрации города Байконур, а является медицинской организацией, непосредственно подведомственной федеральному органу исполнительной власти - ФМБА России.
Кроме того, предусмотренное в коллективном договоре условие о дополнительном отпуске своих сотрудников не может являться основанием для выплаты отпускных за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Как следует из Акта от 07.04.2022, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА составляет 4 574 061, 43 руб.
Из письменных пояснений ТФОМС от 27.10.2022 N 02/01/1243 (т. 3, л.д. 120) усматривается, что при проведении совместной сверки, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России скорректирована и составляет 4 378 707, 72 руб.
Таким образом, акт от 07.04.2022 подлежит признанию незаконным в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА в размере 195 353, 71 руб.
Ссылка заявителя на протокол заседания Правления ТФОМС города Байконур от 22.11.2022 и постановление N 1122 не может быть принята судом, поскольку не является актом законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
2. По эпизоду нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 23 447 823, 40 руб. по осуществлению ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России деятельности по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период, оказываемой в рамках специализированной медицинской помощи, в медицинской организации по профилю: "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерскому делу", "неонатологии" по адресу, не указанному в лицензии, заявитель ссылается на то, что само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по Программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
Предоставление целевых средств ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России осуществляется на основании договора N 1 от 18.01.2021 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным между ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА, страховой медицинской организацией в лице Байконурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ТФОМС города Байконур, в котором определены: объемы предоставления медицинской помощи, объемы финансового обеспечения медицинской помощи, права и обязанности сторон, порядок и сроки предоставления денежных средств (договор N 1).
В соответствии с пунктом 8.1 договора N 1 медицинская организация обязуется обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах распределенных Организации комиссией, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона, объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности организации.
Согласно пункту 8.11 договора N 1, медицинская организация обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках настоящего договора, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 договора N 1 оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по настоящему договору, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
До 01.07.2021 Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществлялся в соответствии с приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок, Приказ N 36).
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи и коды нарушений, выявляемых при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, регламентирован приложением N 8 к Порядку, утвержденному Приказом N 36. Ко всем случаям включения в реестр счетов нелицензированных видов медицинской деятельности подлежит применение финансовых санкций в соответствии с подпунктами 5.5.1 - 5.5.3 пункта 5.5 приложения N 8 к Порядку.
08.02.2021 в ТФОМС в соответствии с пунктом 14 договора N 1 были представлены счет и реестр счета N 60 на оплату оказанной медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", оказанной в условиях круглосуточного стационара в родильном отделении ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России за отчетный период - январь 2021 года.
В соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ, ТФОМС осуществлен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, путем проведения медико-экономического контроля.
В ходе проведения медико-экономического контроля были выявлены нарушения, подпадающие под код нарушения, указанного в пункте 5.5 приложения N 8 к Порядку. По результату медико-экономического контроля 08.02.2021 сформирован акт медико-экономического контроля N ОЗ-з, на основании которого медицинская помощь, оказанная в родильном отделении в отчетном периоде - январь 2021 года с указанным нарушением на сумму 681 473, 42 руб. отклонена от оплаты ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России.
Акт N ОЗ-з от 08.02.2021 в установленном порядке направлен в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, протокол разногласия с возражениями по данному акту и уточненные данные по нему в ТФОМС не поступали.
С 01.07.2021 вступил в законную силу приказ Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", который утверждает Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также ее финансовое обеспечение, (далее - Приказ N 231н).
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи за совершение нарушений, связанных с включением в реестр счетов нелицензированных видов медицинской деятельности, перечислен в подпунктах 1.8.1 - 1.8.3 пункта 1.8 приложения к Приказу N 231н.
В приложении к Приказу N 231н указан код нарушения 1.8.3 - предоставление на оплату реестров счетов в случае нарушения лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи: в том числе, данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности (на основании информации лицензирующих органов).
В соответствии с пунктом 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" с изменениями, действовавшими в 2021 году (далее - Правила N 108н), оплата медицинской помощи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами N 108н, на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи.
После отклонения от оплаты страховых случаев по родильному отделению в счете и реестрах счета N 60 от 08.02.2021, за допущенные нарушения при оказании медицинской помощи в январе 2021 г., ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России счета и реестры счета на оплату медицинской помощи, оказанной в родильном отделении за отчетные период с февраля по декабрь 2021 года, не выставляла.
ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, в нарушение пункта 1 Закона N 326-ФЗ, требований пункта 121 Правил N 108н, Приказа N 231н, пунктов 24, 25 Главы III Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология, утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н, пунктов 8.1, 8.11, 14 договора N 1, возместила свои расходы, понесенные по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период, оказанной с нарушением лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи (данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности) за счет средств ОМС, распределенных ей для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам из подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, на который не рассчитаны и, следовательно, не включены в него объемы оказания медицинской помощи в родильном отделении, расположенном по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, ввиду отсутствия по указанному адресу лицензии на оказание медицинской помощи по профилям: "акушерское дело", "неонатология".
Вопреки доводам учреждения, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России не имела права оказывать услуги по профилю: "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерскому делу", "неонатологии" после изменения адреса места осуществления этой деятельности до переоформления лицензии, запрет на осуществление деятельности до переоформления лицензии установлен частью 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Ссылки заявителя апелляционной жалобы, на то, что в проверяемый период при оказании медицинской помощи в родильном отделении медицинская организация первостепенно руководствовалась положением статьей 41 Конституции Российской Федерации в виду отсутствия на территории города Байконур иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, не может служить основанием для вывода об отсутствии нарушений правил, порядков, положений, договорных обязательств и правовых норм, установленных Федеральными законами Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти, приказами федеральных государственных органов, действующими в сфере обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Кроме того, следует принять во внимание, что до 10.02.2020 медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовый период оказывалась в родильном отделении, расположенном в лечебном корпусе больницы N 1 по адресу, указанном в лицензии: г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, что полностью соответствовало лицензионным требованиям, оплата оказываемой медицинской помощи производилась за счет средств ОМС.
Однако по распоряжению руководителя медицинской организации от 28.01.2020 N 08-р родильное отделение из лечебного корпуса больницы N 1, расположенного по адресу: 468320, г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, было переведено в главный корпус больницы расположенный по другому адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, в котором с 10.02.2020 без переоформления лицензии стала оказываться медицинская помощь по профилям акушерское дело, неонатология.
Кроме того, своими действиями ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России допустило нарушение пункта 12 договора N 1, выразившееся в несоблюдении порядка оказания медицинской помощи, а именно не выполнении требований пунктов 24, 25 Главы III Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология, утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н.
В соответствии с пунктом 24 данного Порядка медицинской организации для оказания медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период необходимо наличие лицензии по профилю "акушерское дело".
В соответствии с пунктом 25 данного Порядка медицинской организации для организации работы родильного дома (отделения) необходимо руководствоваться порядком оказания медицинской помощи по профилю "неонатология" и стандартами оснащения, утвержденными порядком оказания медицинской помощи по профилю "неонатология". В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности", действовавшими в проверяемый период, для оказания медицинской помощи по профилю "неонатология" необходимо наличие лицензии.
Таким образом, в проверяемом периоде медицинская деятельность в родильном отделении осуществлялась ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России с нарушением законодательства Российской Федерации, следовательно, факт хозяйственной жизни учреждения, в ходе которого средства ОМС, расходовались на содержание данного отделения и иные расходы, связанные с его функционированием, правомерно квалифицирован как факт нецелевого расходования средств ОМС.
Средства ОМС обеспечивают расходы на оказание медицинской помощи и используются в соответствии с программой ОМС. Выполнение территориальной программы ОМС осуществляется при обязательном наличии лицензии на конкретный вид медицинских работ (услуг) и адрес, по которому эти работы (услуги) оказываются.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Деятельность по профилю "неонатология" по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, не указанному в лицензии, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России осуществлялась и в 2020 году, которая стала предметом судебного спора по делу N А41-50523/21 по рассмотрению заявления указанной медицинской организации к ТФОМС о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования в 2020 году средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 по делу N А41-50523/21 акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 29.04.2021, в части нецелевого расходования в 2020 году средств ОМС на оказание медицинских услуг по профилю "неонатология" признан законным, факт расходования средств ОМС признан нецелевым.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику, содержащая иное толкование норм права, отклоняется апелляционным судом, поскольку приведенные судебные акты не свидетельствует о сложившейся правоприменительной практике, приняты по итогам рассмотрения дел, имеющих иные фактические обстоятельства, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по данному делу. При этом апелляционный суд считает возможным отметить, что по рассматриваемому вопросу имеется иной правовой подход, формируемый с учетом конкретных обстоятельств каждого рассматриваемого дела.
Из пояснений ТФОМС от 27.10.2022 N 02/01/1243 (т. 3, л.д. 120) усматривается, что при проведении совместной сверки, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, израсходованная на осуществление деятельности родильного отделения медицинской организации, скорректирована и составляет 23 411 436, 67 руб.
Таким образом, акт от 07.04.2022 подлежит признанию незаконным в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, израсходованная на осуществление деятельности родильного отделения медицинской организации, в размере 36 386, 73 руб.
3. По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на приобретение специальной одежды и обуви в размере 366 060 руб., заявитель ссылается на то, что ТФОМС в акте от 07.04.2022 определил, что собственными средствами ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России являются средства федерального бюджета и средства от приносящей доход деятельности (платные услуги), средства ОМС также являются собственными, так как они были получены (заработаны) за фактическую оказанную медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур в 2021 году, утвержденной постановлением Главы администрации города Байконур от 15.01.2021 N 22.
Согласно ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила).
Согласно пункту 4 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Таким образом, приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви для сторожей и охранников должно производится за счет собственных средств работодателя, а не за счет целевых средств ОМС.
Ссылка медицинской организации на подстатью 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" Порядка применения классификации операций сектора государственного управления не может быть принята во внимание, поскольку за счет средств обязательного медицинского страхования расходы, предусмотренные этой подстатьей, не оплачиваются, кроме тех, которые непосредственно указаны в пункте 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения требования заявителя в данной части не имеется.
4. По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на обучение работников мерам пожарной безопасности в размере 7.700 руб., заявитель ссылается на пункт 186 Приказа N 108н, согласно которому тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату прочих услуг.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Права и обязанности руководителя в области пожарной безопасности изложены в статье 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в соответствии с которой руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности, в перечень которых входит и организация обучения работников пожарно-техническому минимуму, должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Кроме того, необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности, не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие, либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения требования заявителя в данной части не имеется.
5. По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования в размере 14 817 руб. заявитель указывает на неверно произведенный ТФОМС расчет в оспариваемом акте.
Как следует из акта от 07.04.2022, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, составляет 14 817 руб.
Вместе с тем, из пояснений ТФОМС от 27.10.2022 N 02/01/1243 (т. 3, л.д. 120) усматривается, что при проведении совместной сверки, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, скорректирована и составляет 10 371, 90 руб.
Таким образом, акт от 07.04.2022, подлежит признанию незаконным в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, в размере 4 445, 10 руб.
6. По эпизодам нецелевого использования средств ОМС на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 12 800 руб.; на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 663 333 руб.; на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в сумме 113 333 руб., заявитель ссылается на часть 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 412-О следует, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческой организацией между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Правовая позиция о недопустимости нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской деятельности подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 309-ЭС17-8003.
Как следует из материалов дела, деятельность ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в городе Байконур связана не только с оказанием бесплатных медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования, но и с осуществлением иной деятельности, не связанной с системой обязательного медицинского страхования, что подтверждается Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год, утвержденным заместителем руководителя медицинской организации, согласно которому доля средств ОМС в общем объеме финансирования медицинской организации в 2021 году составила - 37.77%, остальные средства, необходимые для финансирования деятельности медицинской организации поступают из иных источников финансирования и составляют - 62,23%.
В нарушение вышеуказанных норм, а также пункта 208 Приказа N 108н, пунктов 134, 135 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в результате неверного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования, заявителем в 2021 году за счет целевых средств ОМС произведена 100% оплата оспариваемых по данному эпизоду общехозяйственных расходов, которые следовало осуществлять также за счет средств от приносящей доход деятельности и средств федерального бюджета.
Из письменных пояснений ТФОМС от 27.10.2022 N 02/01/1243 (т. 3, л.д. 120) усматривается, что при проведении совместной сверки, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" скорректирована и составляет 11 984, 16 руб.; на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" также скорректирована и составляет 619 188, 50 руб.; на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования - составляет 105 791 руб.
Таким образом, акт от 07.04.2022 подлежит признанию незаконным в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 815, 84 руб.; на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 44 144, 50 руб.; на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в сумме 7 542 руб.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что акт от 07.04.2022 подлежит признанию незаконным только в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в общем размере 288 687, 68 руб., а также штрафа в размере 28 868, 79 руб. (10 % от суммы 288 687, 88 руб.).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43071/2022
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР