г. Тула |
|
4 марта 2024 г. |
Дело N А68-11868/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Грошева И.П. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Д.И., при участии от истца - Суменковой О.Г. (доверенность от 24.07.2023), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - Гункиной В.В. (доверенность от 03.07.2023), рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2023 по делу N А68-11868/2022 (судья Н.А. Рыжикова), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Яснополянская фабрика тары и упаковки" (ИНН 7107061150, ОГРН 1027100973393) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056), министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 71:30:999999:55, третьи лица - администрация МО г. Тулы, филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Тульской области
УСТАНОВИЛ:
указанным решением иск удовлетворен, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, считает ошибочным вывод суда о фактическом отсутствии спора о праве, спорный земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Представители истца и заявителя жалобы поддержали доводы, изложенные ранее.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представителей не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Главы администрации г. Тулы N 668 от 29.07.1993 АО "Тулабумпром" отведено в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 31 461,7 кв. м, занимаемый бывшей Яснополянской экспериментальной фабрикой картонно-бумажной тары, цеховой структуры - цех N 1 и N 6, преобразованной в АО "Тулабумпром", в пос. Лесной территории Скуратовского посcовета, выдан государственный акт N ТУО-24-000093.
Права на земельный участок в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (аренда либо собственность) АО "Тулабумпром" не оформлялись.
На основании договоров купли-продажи имущества N 482/18 от 01.08.2001 и N 483/18-01 от 20.09.2001 ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" приобрело у ОАО "Тульские бумажные промышленники" нежилые здания и сооружения, расположенные на вышеуказанном земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2001, от 20.09.2002, от 30.11.2005).
Постановлением Главы администрации г. Тулы N 1703 от 05.12.2002, на основании заявления ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" утвержден проект границ земельного участка площадью 30 888 кв. м, расположенного в поселке Лесном, 50; земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:55 поставлен на кадастровый учет.
Постановлением Главы администрации г. Тулы N 1845 от 01.12.2003 внесены изменения в постановление Главы города Тулы от 05.12.2002 N 1703: постановлением от 05.12.2002 дополнено пунктом 6 о признании утратившими силу постановления Главы администрации г. Тулы N 668 от 29.07.1993 "Об отводе АО "Тулабумпром" земельного участка в Центральном районе", государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N ТУО-24-000093 (рег. N 65/к от 18.10.1993) со дня государственной регистрации договора аренды земельного участка или перехода права собственности на земельный участок.
10.11.2003 ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" обратилось заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55, на котором расположены вышеуказанные здания и сооружения. 24.11.2003 письмом N 76-К-20/5770 обществу было отказано.
Постановлением Главы администрации г. Тулы N 2140 от 19.09.2006 постановление Главы администрации г. Тулы N1703 от 05.12.2002 признано утратившим силу в связи с тем, что земельный участок, проект границ которого был утвержден постановлением от 05.12.2002, вошел в состав муниципального образования Ленинский район.
Постановлением администрации муниципального образования Иншинское Ленинского района от 20.06.2006 N 116 предприятию ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" присвоен почтовый адрес: Тульская область, Ленинский район, д. Судаково, микрорайон поселок Лесной, д. 50.
На основании постановления Главы администрации МО Ленинский район N 737 от 16.06.2008 поставлен на учет земельный участок с кадастровым номером 71:14:030903:92.
27.06.2008 постановлением Главы администрации МО Ленинский район N 797 (с изменениями от 27.08.2008 N 1125) ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 30 119 кв. м, с кадастровым номером 71:14:030903:92, для эксплуатации комбината картонно-бумажной тары.
Земельный участок площадью 30 119 кв. м, отнесен к категории земель населенных пунктов, местоположение его установлено относительно ориентира нежилого здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тульская область, Ленинский район, Иншинское сельское поселение, д. Судаково, микрорайон пос. Лесной, д.50.
03.09.2008 между ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" и комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО Ленинский район заключен договор купли-продажи N 132 земельного участка с кадастровым номером 71:14:030903:92, 27.07.2009 зарегистрировано право собственности истца на данный земельный участок.
ОАО "Тульские бумажные промышленники" ликвидировано в связи с банкротством 05.12.2013.
Истец обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением от 29.09.2022 об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:030903:92.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 71:14:030903:92 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55.
Истец неоднократно обращался с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, в чем ему было отказано. ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки", учитывая, что снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:55 во внесудебном порядке не представляется возможным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, учитывая положения статей 11.2, 11.3 статьи 60, 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьями 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), суд первой инстанции удовлетворил требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с обжалуемым решением ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - агентство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55, площадью 30 888 кв.м, местоположением: обл. Тульская, г. Тула, район Центральный, п. Лесной, 50, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации комбината картонно-бумажной тары (далее - участок). Право федеральной собственности на участок возникло на основании постановления Главы администрации г. Тулы от 29.07.1993 N 668 и государственного акта от 08.10.1993 N ТУО-24-000093 (зарегистрирован в Книге записей Государственных актов за N 65/К от 08.10.1993) о предоставлении акционерному обществу "Тулабумпром" (приватизировано из федеральной собственности) в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 31 455,9 кв.м.
В силу пункта 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При этом государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Поскольку земельный участок изначально предоставлен предприятию федерального уровня собственности, на момент разграничения государственной собственности на землю (а именно на дату вступления в силу 01.07.2006 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") предприятие существовало - право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:55 является разграниченным и принадлежит Российской Федерации, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 26.03.2023 N71:30:999999:55-71/045/2023-1.
Суд первой инстанции необоснованно не применил вышеуказанные нормы, несмотря на фактические обстоятельства дела. Судом необоснованно сделан вывод об отсутствии спора о праве, поскольку истец, по сути, претендует часть земельного участка, принадлежащую Российской Федерации, которая передана ему без учета права собственности на нее федеральной казны.
На участке расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" у ОАО "Тульские бумажные промышленники" по договорам купли-продажи имущества от 01.08.2001 N 482/18 и от 20.09.2001 N 483/18-01, а также нежилое здание, наименование - ИТМ ГО (мобилизационное имущество), с кадастровым номером 71:14:030902:541, площадью 289,3 кв.м, местоположение: Тульская область, р-н Ленинский, д. Судаково, мкр. Поселок Лесной, д. 50, находящееся в собственности Российской Федерации (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 14.06.2012 N 71-71-01/044/2012-295).
Как следует из обращения от 15.03.2023 N 291 ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" обращалось с заявлением от 10.11.2003 N 614 о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55. Письмом от 24.11.2003 N 76-К-20/5770 в предоставлении участка было отказано.
Таким образом, ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" было известно, что находящиеся в собственности общества объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55.
При этом, обществом подготовлена схема расположения земельного участка, впоследствии утвержденная постановлением Главы администрации МО Ленинский район от 16.06.2008 N 737, на основании которой 08.08.2008 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:14:030903:92, площадью 30 119 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации комбината картонно-бумажной тары, местоположение: Российская Федерация, Тульская область, город Тула, Центральный район, пос. Лесной, участок 50.
При постановке данного участка на кадастровый учет его граница пересекала границу земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости ранее, а именно 28.02.2003.
Учитывая изложенное, земельный участок истца сформирован без учета уже существовавших прав Российской Федерации на спорном участке о снятии с кадастрового учета которого заявлено истцом.
Вместе с тем, администрация МО Ленинский район, в нарушение интересов Российской Федерации, необоснованно предоставила в собственность истцу земельный участок с кадастровым номером 71:14:030903:92, граница которого полностью накладывается на границу федерального земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55, заключив договор купли-продажи от 03.09.2008 N 312.
При этом, администрация МО Ленинский район не имела права распоряжаться данным земельным участком, в том числе заключать договор купли-продажи, поскольку в силу закона органы местного самоуправления не были наделены правом по самостоятельному распоряжению земельными участками, на которые у Российской Федерации возникает право собственности в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, неуполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Решение администрации МО Ленинский район об образовании и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030903:92 в собственность ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки" принято неуполномоченным органом, в отсутствие воли собственника - Российской Федерации на отчуждение имущества и является недействительным (ничтожным).
Таким образом, администрация МО Ленинский район была не вправе распоряжаться земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования акционерному обществу "Тулабумпром".
В силу пунктов 1, 4 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку у администрации МО Ленинский район отсутствовали полномочия по совершению распорядительных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030903:92 (включая его образование и последующую продажу), заключенные в отношении этого участка сделки являются недействительными (ничтожными) и распоряжение объектом помимо воли собственника в силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии права истца на земельный участок в пределах границ принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:55, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель жалобы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы по ее уплате следует отнести на истца в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 265, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2023 по делу N А68-11868/2022 отменить, в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Яснополянская фабрика тары и упаковки" 3 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11868/2022
Истец: ООО "Яснополянская фабрика тары и упаковки"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Тулы, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области