г. Пермь |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А71-10687/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей КРымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал" - Николаева Н.Н., доверенность от 13.07.2023,
посредством веб-конференции участие в судебном заседании принимает представитель публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" - Мерзлякова Н.Н., доверенность от 19.10.2022,
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 декабря 2022 по делу N А71-10687/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал" (ОГРН 1211800007847, ИНН 1831201942)
к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (ОГРН 1021801662123, ИНН 1826000221),
третьи лица: публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" (ОГРН 1075260020043, ИНН 52602000603), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045),
о признании незаконным включения в градостроительный план земельного участка сведений о санитарно-защитой зоне трансформаторных подстанций, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (далее - управление, заинтересованное лицо) по включению в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, Якшур-Бодьинский тракт, 1 (Литер А), сведений о санитарно-защитой зоне трансформаторных подстанций ПС 110/6 кВ "Подборенка" и ПС 110/6 квВ "Парковая" филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" - Удмуртэнерго (далее - Удмуртэнерго) путем указания в подпункте 5 пункта 5 сведений о вхождении земельного участка в расчетную санитарно-защитную зону, и обязании управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи градостроительного плана названного земельного участка без указания сведений о его вхождении в расчетную санитарно-защитную зону трансформаторных подстанций ПС 110/6 кВ "Подборенка" и ПС 110/6 квВ "Парковая".
Решением суда от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым судебным актом не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неверное применение норм материального права. Перечень источников информации для подготовки градостроительного плана земельного участка является закрытым и указан в ч. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Материалы дела не содержат доказательств наличия информации о санитарно-защитной зоне трансформаторных подстанций ПС 110/6 кВ "Подборенка" и ПС 110/6 кВ "Парковая" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в источниках, указанных в ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ. Сведения о расчетной санитарно-защитной зоне не внесены в государственный кадастр недвижимости, следовательно не могут применяться. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222), решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Аналогичная норма закреплена в п. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого. Такой проект отсутствует. Включение соответствующих сведений заинтересованным лицом в градостроительный план нарушает права общества, поскольку не позволяет возводить на участке многоквартирные дома, соответствующее разрешение на строительство общество получить не сможет. Позиция о недопустимости формального применения нормативных размеров санитарно-защитных зон санитарной классификации СанПин, в отсутствие документов о разработке проекта санитарно-защитной зоны, ее границ и ее установлении, содержится в апелляционном определении Верховного суда РФ от 04.12.2019 г. N 46-АПА19-25.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность принятого судебного акта. В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025. Соответственно, собственники зданий, сооружений наделены правом до 01.01.2028 установить зоны с особыми условиями использования территорий, а до 01.10.2024 обратиться в уполномоченный орган с целью установления или прекращения ориентировочных СЗЗ. Таким образом, на сегодняшний день до момента установления СЗЗ действуют ориентировочные размеры СЗЗ и служат для определения степени негативного воздействия. Таким образом, соответствующие сведения внесены в градостроительный план обоснованно.
Удмуртэнерго также представило отзыв, доводы которого поддержал представитель, принимавший участие в судебном заседании. Как указывает представитель, сведения о санитарно-защитной зоне внесены правомерно, превышений полномочий не допущено. В настоящее время Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике принято решение от 06.02.2023 N 5 об установлении СЗЗ. Представитель просил приобщить соответствующее решение к материалам дела.
Представитель общества возражал против приобщения.
Рассмотрев соответствующе ходатайство, апелляционный суд не усматривает оснований для его удовлетворения с учетом положений ч. 2 ст. 268 АПК РФ, и с учетом того, что оно принято после вынесения решения судом первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 2 июня 2022 года общество обратилось с заявлением (вх. N 13787) о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 18:26:010059:581, расположенного по адресу: г.Ижевск, Якшур-Бодьинский тракт, 1 (Литер А) для объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой комплекс в Октябрьском районе г.Ижевска"
21 июня 2022 заявителю выдан градостроительный план земельного участка N РФ-18-3-26-0-00-2022-0493, в пункте 5 раздела 5 которого в качестве информации об ограничениях использования земельного участка указано, что он расположен в расчетной санитарно-защитной зоне трансформаторных подстанций ПС 110/6 кВ "Подборенка" и ПС 110/6 квВ "Парковая" филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" - Удмуртэнерго.
Считая действия по включению в градостроительный план сведений о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне названных трансформаторных подстанций незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (пункт 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В градостроительном плане земельного участка, в числе прочего, должна содержаться информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, и о границах зон с особыми условиями использования территорий (подпункты 9 и 10 пункта 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка утвержден приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр, где в пункте 75 раздела VII указано, что при заполнении раздела 5 градостроительного плана земельного участка: "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" в строке пишется "информация отсутствует" только в том случае, когда эти сведения реально не существуют.
В соответствии с абзацем вторым статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований данного федерального закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 222, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (пункт 1).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, предписывает предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (часть 1 статьи 12).
Пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, пункт 18 статьи 105 ЗК РФ относят санитарно-защитные зоны к числу зон с особыми условиями использования территорий. Целями установления зон с особыми условиями использования территорий являются, кроме прочего, защита жизни и здоровья граждан; охрана окружающей среды (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что принадлежащие на праве собственности ПАО "Россети Центр и Приволжье" трансформаторные подстанции ПС 110/6 кВ "Парковая" и ПС 110/6 квВ "Подборенка", расположенные на земельных участках по адресу: г.Ижевск, Якшур-Бодьинский тракт, 1а и 1б, построены и введены в эксплуатацию в 1971 году и в 1994 году.
На день выдачи градостроительного плана ч. 13 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ устанавливала, что с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Установив, что трансформаторные подстанции относятся к объектам, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, приняв во внимание Санитарно-эпидемиологическое заключение от 26.09.2017, в котором отражено наличие единой расчётной (предварительной) СЗЗ в отношении поименованных подстанций, а также законодательно установленного срока, в который Удмуртэнерго должно обратиться за установление окончательного размера зоны с учетом натурного замера, суд признал обоснованным включение в градостроительный план сведений о СЗЗ, ввиду чего правомерно отказал в удовлетворении требований.
Доводы общества, приведенные им в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции. Они получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не устанавливает.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 декабря 2022 года по делу N А71-10687/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10687/2022
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КВАРТАЛ"
Ответчик: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска
Третье лицо: ПАО "Россети Центра и Приволжья" в лице "Удмуртэнерго", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике