г. Воронеж |
|
15 февраля 2023 г. |
А64-3029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания": Горностаева С.Н., представитель по доверенности N 006/391 от 22.12.2022, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области: Москинов Ю.А., представитель по доверенности от 24.01.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области: представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.11.2022 по делу N А64-3029/2020 (в части)
по иску акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (г. Тамбов, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231)
к Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с. Донское, ОГРН 1066820000884, ИНН 6820022161),
по встречному иску Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с. Донское, ОГРН 1066820000884, ИНН 6820022161)
к акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" (г. Тамбов, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231)
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1046882296779, ИНН 6829005700),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (далее - Администрация, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 83 670, 26 руб., в том числе: 82 919,79 руб. неосновательного обогащения за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 750,47 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.02.2020 по 30.03.2020 (с учетом уточнения).
В свою очередь, Администрация обратилась со встречным иском о взыскании с АО "ТСК" неосновательного обогащения за пользование чужой собственностью в размере 23 954 руб. за период с 01.11.2019 по 01.06.2020 (в размере арендной платы за использование установленных Администрацией бункеров-накопителей для твердых бытовых отходов 8 куб.м. в количестве 4 штук в период с 01.11.2019 по 01.06.2020 согласно отчету N 114-20 от 25.06.2020 об оценке рыночно обоснованной величины арендной платы за использование бункера-накопителя для ТБО 8 куб.м., составленному Агентством оценки, экспертизы и права общества с ограниченной ответственностью "Тамбов-Альянс").
Определением от 16.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2022 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А64-3029/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Определением от 17.03.2022 дело принято на новое рассмотрение, в ходе которого АО "ТСК" уточнило требования и просило взыскать с Администрации убытки, причиненные незаконными действиями последнего, в размере 82 919 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.11.2022 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "ТСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных АО "ТСК" требований в полном объеме.
В обоснование жалобы АО "ТСК" указывало на то, что установка дополнительных контейнеров, превышающих норматив накопления ТКО с учетом количества потребителей, проживающих на данной территории, противоречит пункту 6 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующим субъектом в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Факт установки дополнительных контейнеров в нарушение действующего законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных обязанностей, а, следовательно, о наличии вины. Причиненный материальный вред выражается в понесенных АО "ТСК" расходах на осуществление погрузки, транспортирования, обработки и захоронения отходов.
30.01.2023 посредством почтовой связи от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением, в котором ответчик просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Администрация отразила, что установка бункеров-накопителей в местах накопления ТКО является реализацией Администрацией своих полномочий.
В судебное заседание явились представители истца и ответчика, третье лицо явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела.
Из апелляционной жалобы следует и подтверждено представителем истца, что решение обжалуется в части отказа в удовлетворении заявленных АО "ТСК" требований.
Представитель ответчика не возражал относительно пересмотра судебного акта в части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, считал решение в обжалуемой части незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить в части и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считал решение в обжалуемой части законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 АО "ТСК" приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области.
Постановлением Администрации N 401 от 30.10.2019 были внесены изменения в реестр мест накопления ТКО д. Красненькая, в соответствии с которыми в местах накопления ТКО дополнительно установлены 4 бункера-накопителя, объемом 8 кв.м. по адресам: д. Красненькая, ул. Зеленая, д. 7; д. Красненькая, ул. Молодежная, д. 8; д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 17; д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 15А.
По утверждению АО "ТСК", установленные бункеры используются фактически населением для складирования ТКО, что приводит к возникновению сверхнормативных объемов, не оплачиваемых потребителями, а также для складирования иных видов отходов, не относящихся к твердым коммунальным (в частности древесно-растительные, строительные и прочие отходы), вывоз которых не относится к обязанности регионального оператора и может быть произведен по отдельному договору с применением нерегулируемой цены.
Требования АО "ТСК" о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО для вывоза дополнительных объемов из установленных бункеров-накопителей и оплате услуг по вывозу дополнительного объема ТКО в связи с установкой указанных бункеров-накопителей оставлены Администрацией без удовлетворения.
При этом Администрация не отрицала установку указанных бункеров-накопителей без согласования с АО "ТСК", указывая на то, что они были установлены в целях недопущения образования свалок на подведомственной ответчику территории.
Согласно расчету АО "ТСК" стоимость услуг по вывозу дополнительного объема ТКО за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 составляет 82 919 руб. 79 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО "ТСК" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о взыскании убытков в размере стоимости услуг по вывозу дополнительного объема ТКО.
Принимая судебный акт в части отказа в удовлетворении требований АО "ТСК" при новом рассмотрении, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался материалами дела, а также правовой позицией, изложенной в постановлении суда кассационной инстанции, и исходил из следующего.
В силу ч. 2.1 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В частности, в постановлении суда кассационной инстанции указано на необходимость получить сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО о собственнике мест (площадок) накопления ТКО; об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО, определить собственников отходов, наличие или отсутствие у Администрации обязанности по заключению договора с региональным оператором, применяемый метод учета объемов отходов.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П, при рассмотрении дел о взыскании убытков арбитражному суду необходимо установить состав правонарушения, включающий факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями, а также размер ущерба.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков. При этом лицо, требующее возмещения, должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 21 ФЗ N 89-ФЗ основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Исходя из пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
На основании пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу статьи 13 ФЗ N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 8(4) указанных Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил N 1156).
На основании п. 3 ст. 8 ФЗ N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктом 12 статьи 12 закона Тамбовской области от 25.02.2017 N 86-З "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области" за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения установленными частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" среди прочих, закреплен следующий вопрос местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями статьи 13.4 ФЗ N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Исходя из п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 процентов указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 2 Правил N 1156:
- бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
- контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
- крупногабаритные отходы (КГО) - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Пунктом 2.9 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного сбора) на территории Тамбовской области, утвержденного приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 13.06.2017 N 52, установлено, что необходимое количество контейнеров, бункеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из количества жителей, иных потребителей, для накопления ТКО которых предназначены эти контейнеры, установленных нормативов накопления ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п. 18 Правил N 1156).
Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за организацию площадки по уборке отходов (включая ТКО), а потребители (население) - за осуществление сбора отходов на указанной площадке. В обязанности регионального оператора входит сбор отходов на соответствующих площадках, утвержденных на территориальной схеме, и их доставка к месту утилизации (захоронения).
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, потребителями.
Администрация не является собственником ТКО либо их уполномоченным лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по заключению договора с региональным оператором.
В свою очередь, установка дополнительных бункеров-накопителей по собственной инициативе Администрации, связанная с необходимостью профилактики образования мест несанкционированного размещения ТКО на территории сельского поселения, соответствует полномочиям и обязанностям органа местного самоуправления.
Правомерные действия органа местного самоуправления в силу ст. 1069 ГК РФ не влекут возникновение обязанности возмещения вреда.
В силу п. 1 ст. 24.10 ФЗ N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505).
В данном случае истцом представлен расчет стоимости оказания услуг по вывозу сверхнормативных отходов исходя из формулы п. 9(6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, то есть с учетом количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Вместе с тем, как указано в пункте 2 статьи 24.10 ФЗ N 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.
Поэтому коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО исключает возможность согласиться с доводом истца о том, что размер платы за предоставляемую обществом коммунальную услугу по вывозу ТКО исходя из нормативов ТКО, не учитывает реальный объем вырабатываемых ответчиком ТКО и выше фактических затрат оператора.
Кроме того, необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2021 N 309-ЭС21-6857, о том, что расчет платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, возможен только в случае раздельного накопления и сбора ТКО.
Расчет истцом платы за вывоз ТКО (убытков) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, неправомерен, поскольку раздельное накопление и сбор ТКО на спорных площадках накопления ТКО в спорный период не осуществлялось.
Согласно п. 11 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Соответственно АО "ТСК" не утратило возможности компенсировать дополнительные расходы (недополученные доходы), возникшие в спорном периоде, используя правила тарифного регулирования.
Поскольку судом не установлено нарушение со стороны ответчика своих обязательств, которые могли привести к возникновению у истца заявленных убытков в сумме 82 919,79 руб., оснований для их взыскания не имелось.
Таким образом, суд правомерно заявленные АО "ТСК" требования оставил без удовлетворения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Истец не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания убытков, понесенных в связи с вывозом отходов из дополнительно установленных администрацией бункеров-накопителей.
Доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить судебный акт в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.11.2022 по делу N А64-3029/2020 не обжалуется.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.11.2022 по делу N А64-3029/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3029/2020
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: Администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5681/2021
15.02.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3335/2021
18.11.2022 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3029/20
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5681/2021
19.08.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3335/2021
20.04.2021 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3029/20