г. Москва |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А40-110982/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мострансстрой" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2022 г. по делу N А40-110982/22, по заявлению АО "Мострансстрой" к Департаменту городского имущества города Москвы, о признании незаконным решения,
третье лицо: ОАО "РЖД",
при участии от заявителя: Бахарев Д.Н. по доверенности от 15.03.2021; от заинтересованного лица: Черемухина А.А. по доверенности от 22.12.2022; от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Мострансстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения об отказе от 06.04.2022 г. N 33-5-32293/22-(0)-1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель Департамента поддержал решение суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к следующему.
Судом установлено 29.03.2022 АО "Мострансстрой" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением (вх. от 29.03.2022 N 33-5-32293/22-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Егорьевский пр-д, вл. 1А (кадастровый номер 77:04:0003010:87).
Письмом N 33-5-32293/22-(0)-1 от 06.04.2022 Департамент городского имущества города Москвы отказал АО "Мострансстрой" в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", указав на невозможность предоставления услуги, поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 пересекается с участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176, находящимся в собственности Российской Федерации, в связи с чем издано распоряжение от 23.11.2021 N 53482Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Люблино, проезд Егорьевский, земельный участок 1А/1, предусматривающее новое формирования границ земельного участка с целью исключения пересечений с участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176, а также в связи с тем, что земельно-правовые отношения на участок, по мнению Департамента, не были оформлены.
Не согласившись с указанным решением об отказе, АО "Мострансстрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим предоставление государственных услуг в сфере земельно -имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг, положения которого строго соответствуют требованиям федерального законодательства.
Административные процедуры и (или) действия, установленные настоящими Административными регламентами, осуществляются в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в г. Москве" (далее -Постановление 546-ПП).
Согласно п. 3.3. Постановления N 546-ПП, форма запроса о предоставлении государственной услуги утверждается Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services.
Согласно ч. 2 ст. 39.14 ЗК РФ порядок и способы подачи заявлений, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона).
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Нормативно-правовыми актами четко определен круг полномочий и порядок действий о возможности и порядке предоставления государственных услуг Департаментом при осуществлении полномочий в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве.
АО "Мострансстрой" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Егорьевский пр-д, вл. 1А (кадастровый номер 77:04:0003010:87).
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.20 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.8.1.2 Административного регламента, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
АО "Мострансстрой" обратилось за уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87 по адресу г. Москва, Егорьевский пр-д, вл. 1А в целях дальнейшего оформления договора аренды под производственно-складские цели.
Согласно представленной схеме заявителя, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 пересекается с участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176, находящимся в собственности Российской Федерации.
Право распоряжения земельными участками, относящимися к федеральной собственности, городу Москве как субъекту Российской Федерации не принадлежит (ч. 2 ст. 9 ЗК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно информационной системе "РЕОН" (Положение о Реестре единых объектов движимости города Москвы, утвержденное Распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП) земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003018:176 на основании Постановления Правительства от 15.08.1995 N 22-МКЗ был предоставлен ОАО "РЖД" для эксплуатации и развития железных дорог.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что до настоящего времени земельно-правовые отношения на участок не были оформлены, в целях повышения эффективности использования земель в городе Москве, руководствуясь нормами ст. 1 ЗК РФ, постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления земельных отношений в городе Москве", Департаментом было издано распоряжение от 23.11.2021 N 53482Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Люблино, проезд Егорьевский, земельный участок 1 А/1.
Указанное распоряжение предусматривает новое формирования границ земельного участка с целью исключения пересечений с участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176.
В адрес правообладателя земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 направлен межевой план для проведения процедуры согласования границ земельных участков. ОАО "РЖД" принято решение о согласовании представленного межевого плана.
После завершения процедуры согласования границ межевой план был направлен в Управление Росреестра по Москве.
Однако в результате рассмотрения межевых планов вынесены решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Основной причиной приостановлений послужило отсутствие документов, подтверждающих изменение границ уточняемого земельного участка.
В связи с чем, Департаментом издано распоряжение от 04.03.2022 N 11229Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В адрес ОАО "РЖД" был направлен межевой план, сформированный на основании распоряжения Департамента от 04.03.2022 N 11229Б, для проведения процедуры согласования границ земельных участков.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 был получен отказ в согласовании представленного межевого плана в связи с не устранением пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0003010:87, 77:04:0003010:176 при выполнении работ.
Департаментом издано распоряжение от 19.07.2022 N 40582Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87", которое в настоящее время направлено в ГБУ МосгорБТИ в рамках выполнения государственного задания на осуществление работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Согласно постановлению от 18.11.2014 N 675-ПП, Департамент обеспечивает проведение работ по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также обеспечивает постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью дальнейшего оформления договора аренды и направления его в адрес правообладателя здания и взыскания затрат города.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, в связи с тем, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 является ОАО "РЖД", Департамент не вправе распоряжаться федеральной собственностью РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в настоящем деле отсутствуют основания, предусмотренные ч. 4 ст. 200 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта.
С учетом изложенного выше оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам права и фактическим обстоятельствам дела апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.11.2022 г. по делу N А40-110982/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110982/2022
Истец: АО "МОСТРАНССТРОЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"